
В марте 2025 года российский бизнес ждут масштабные законодательные изменения. Ресторанам придется по-новому выдавать бумажные чеки, а застройщикам — самим регистрировать договоры с покупателями. Также стартует обязательная маркировка четырех групп товаров.
К чему готовиться — в подборке Бизнес-секретов.
Прекратит действовать мораторий на выездные налоговые проверки ИТ-компаний
О чем речь. С 2022 года действует мораторий на выездные налоговые проверки ИТ-компаний. Исключение — проверки по согласованию с руководителем регионального управления налоговой службы или самой налоговой службы.
Что изменится. С 4 марта 2025 года мораторий утратит силу. Если его не продлят, налоговая снова сможет назначать выездные проверки.
ИТ-компании, которые пользовались налоговыми льготами от государства, могут столкнуться с доначислением налогов, пеней и штрафов.
Изменятся правила работы с онлайн-кассами
О чем речь. Использовать онлайн-кассы обязаны почти все компании и ИП, если продают товары, работы или услуги физлицам, представителям компаний и ИП за наличные или при оплате картой в торговой точке.
Что изменится. С 1 марта 2025 года налоговые будут регистрировать онлайн-кассы в два раза быстрее — за 5 рабочих дней вместо 10. Заработает еще ряд правил для тех, кто использует контрольно-кассовую технику.
Новый порядок выдачи чеков в общепите. Счет по запросу гостя нужно выдать с чеком. Правило касается случаев, когда гость расплачивается наличными или картой и прикладывает ее к терминалу.
Раньше гостю могли вынести только счет, а чек после оплаты выдавать забывали. Так недобросовестные владельцы общепита могли не отчитываться об этой операции налоговой.
Налоговая инспекция сможет снять ККТ с учета, если бизнес не предоставит к ней доступ.
Заработает новый сервис ФНС по выдаче электронных чеков — «Мои чеки онлайн».
На рынках можно работать только с онлайн-кассой. Есть три исключения:
- компании и ИП на едином сельскохозяйственном налоге — ЕСХН. Им можно торговать только в розницу, максимум через три торговые точки. Общая площадь — до 15 квадратных метров с учетом места для хранения товара;
- предприниматели на патентной системе налогообложения — ПСН. Без ККТ можно торговать на регулярных ярмарках, которые проводятся только в выходные и праздники. Правило касается некоторых видов деятельности, например ремонта кожаных изделий или изготовления ключей;
- сельскохозяйственные кооперативы, кроме кредитных.
С 1 марта 2025 года компании или ИП, которые не зарегистрировали ККТ, не смогут занимать торговое место на рынке.
Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники
Как сохранить шаблон: перейдите по кнопке, сделайте копию в свой гугл-док или скопируйте текст и вставьте в текстовый редактор
Сократится перечень товаров для параллельного импорта
О чем речь. Параллельный импорт — это ввоз в Россию оригинальных товаров без разрешения правообладателя.
Минпромторг регулярно обновляет список брендов, чьи товары можно ввозить в страну по параллельному импорту. Если товарного знака нет в перечне или он входит в исключения, для ввоза нужно разрешение правообладателя.
Что случилось. С 10 марта 2025 года сократится список брендов, которые можно ввозить по параллельному импорту.
Новые правила касаются большинства категорий товаров, таких как эфирные масла, косметика, кожаные изделия и одежда.
Например, параллельный импорт изделий из кожи ограничили несколькими товарными знаками, среди них adidas, Air Jordan, ASOS и Balenciaga. То же касается одежды: теперь ввозить можно не большинство брендов, а несколько, например Stone Island, Stradivarius и TOPSHOP.
Компаниям нужно сдать декларацию по УСН за 2024 год по новой форме
О чем речь. УСН — это упрощенная система налогообложения. Все компании и ИП на УСН раз в год сдают декларацию. Компании — до 25 марта следующего года, предприниматели — до 25 апреля следующего года.
Что изменится. До 25 марта компании должны сдать декларацию по УСН за 2024 год по новой форме. Основные изменения затронут титульный лист декларации.
Теперь на титульном листе нужно указать код объекта налогообложения. Если налог считаем с доходов — 1, если доходы уменьшаем на расходы — 2.
Больше не нужно указывать название компании-представителя, если она сдает декларацию за налогоплательщика. Вместо этого останется графа с Ф. И. О. подписанта и строка для реквизитов доверенности. Если доверенность электронная — достаточно указать ее идентификатор, или GUID.
Некоторым продавцам пива придется подавать декларации об объемах продаж
О чем речь. Бизнес, который продает пиво и другие слабоалкогольные напитки, раньше сдавал декларации по форме 8 — о розничных объемах продажи. С 15 января 2025 года это правило отменили для всех, кроме некоторых продавцов пивных напитков.
Что изменится. С 1 марта 2025 года некоторым продавцам пива, сидра, пуаре, медовухи и пивных напитков придется сдавать декларации по форме 8.
Если компания или ИП торгует пивом в розницу или в общепите, но подходит под одно из двух условий — отчитываться нужно. Вот эти условия:
- Ввозят в Россию пиво в качестве припасов и продают его. Например, когда пиво закупают для продажи в поездах, самолетах или на кораблях.
- Продают пиво в розницу в магазинах беспошлинной торговли — duty free.
Декларации об объеме розничной продажи компаниям и ИП нужно сдавать по месту регистрации — в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые занимаются лицензированием и контролем розничной продажи алкоголя. А копии в течение суток после этого — направить в Росалкогольтабакконтроль.
Декларация об объеме розничной продажи алкоголя и спиртосодержащей продукции
Как сохранить шаблон: перейдите по кнопке, сделайте копию в свой гугл-док или скопируйте текст и вставьте в текстовый редактор
Стартует обязательная маркировка четырех групп товаров
О чем речь. В России нужно маркировать много товаров, и этот список постоянно пополняется.
Что изменится. С 1 марта 2025 года стартует обязательная маркировка четырех групп товаров:
- легкой промышленности: например, нижнего белья, халатов и пижам;
- влажных кормов для животных;
- консервов из мяса, грибов, ягод, фруктов и плодоовощной продукции;
- новых категорий БАДов.
Немаркированные остатки этих товаров можно продавать до окончания срока годности.
Торговые сети станут быстрее рассчитываться с поставщиками продуктов
О чем речь. Торговые сети могут заключать с поставщиками договоры о поставке продовольственных товаров с отсрочкой платежа. Ее длительность зависит от того, как быстро портятся продукты. Например, за восемь рабочих дней со дня получения нужно оплатить товары со сроком годности менее десяти дней.
Что изменится. С 1 марта 2025 года поставки скоропортящихся продуктов нужно оплачивать раньше:
- за четыре рабочих дня вместо восьми, если срок годности продуктов — меньше пяти рабочих дней;
- за восемь рабочих дней вместо десяти, когда срок годности — от шести до восьми рабочих дней.
Правило действует, если в договоре поставки предусмотрен электронный документооборот.
Образец договора поставки
Как сохранить шаблон: перейдите по кнопке, сделайте копию в свой гугл-док или скопируйте текст и вставьте в текстовый редактор
Работодателей обяжут оплачивать неиспользованные отгулы сотруднику при увольнении
О чем речь. Если работодатель привлекает сотрудника к работе в выходные или праздники, он должен это компенсировать. Есть два способа: оплата в двойном размере или в одинарном и дополнительный выходной.
Раньше в законе не было прописано, когда нужно взять отгул. Если сотрудник увольнялся — неиспользованные отгулы ему не компенсировали.
Что изменится. С 1 марта 2025 года начнет действовать новое правило. Отгул нужно взять в течение года со дня работы в выходной или праздник или присоединить его к основному отпуску.
Если сотрудник не использует отгул в течение года, взять его позднее нельзя. Но дополнительный выходной не сгорит: в день увольнения работодатель компенсирует все неиспользованные отгулы.
Сумму компенсации посчитают как разницу между обычной и повышенной оплатой за работу в выходной или праздник.
У Андрея пятидневный рабочий график, но время от времени работодатель просит его выйти на работу в выходной или праздник. За последний год Андрей трижды соглашался, но вместо двойной оплаты выбирал отгул. Использовать дополнительные выходные Андрей пока не хочет, поэтому они просто копятся.
Если Андрей решит уволиться, работодатель должен будет выплатить ему компенсацию за все неиспользованные отгулы. За смену Андрею платят 2 500 ₽, за три праздничных смены ему заплатили 7 500 ₽. Если бы Андрей выбрал двойную оплату — получил бы 15 000 ₽. Разница между двумя суммами — 7 500 ₽, это и есть размер компенсации Андрею за неиспользованные отгулы при увольнении.
Работодатель не обязан напоминать сотруднику о праве выбора между отгулом и двойной оплатой. Поэтому, если сразу заплатить двойную ставку, это не будет считаться нарушением.
Для услуг по дезинфекции и дератизации понадобится лицензия
О чем речь. Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Она нужна только тем ИП и компаниям, чья деятельность связана с потенциальной угрозой безопасности людей, государства и окружающей среды.
Что изменится. С 1 марта оказывать услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации можно будет только по лицензии Роспотребнадзора.
Чтобы получить разрешение на работу, у компании или ИП должны быть:
- нежилое помещение для хранения средств дезинфекции в собственности или аренде;
- оборудование и средства индивидуальной защиты для оказания услуг;
- как минимум один сотрудник с любым высшим образованием, который прошел профессиональную переподготовку по дезинфектологии и регулярно повышает квалификацию.
После 1 сентября 2025 года требования к сотрудникам станут строже. В штате нужен будет хотя бы один специалист с высшим медицинским или биологическим образованием. Требование о повышении квалификации при этом останется.
Полис ОСАГО больше не нужен для регистрации автомобиля
О чем речь. До 1 марта 2025 года зарегистрировать автомобиль без действующего ОСАГО было невозможно. Владельцу приходилось платить за страховку, даже если он не планировал пользоваться машиной сразу после постановки на учет.
Что изменится. С 1 марта 2025 года полис ОСАГО больше не входит в перечень документов, которые нужны для регистрации автомобиля.
Но это не значит, что ОСАГО не нужен — полис понадобится для управления автомобилем. Без него ездить на авто по-прежнему нельзя — можно получить штраф.
Компании смогут оформлять сделки с недвижимостью только онлайн
О чем речь. До марта 2025 года любая компания могла оформить заявление на кадастровый учет и регистрацию сделок с недвижимостью в бумажном или электронном виде.
Что изменится. С 1 марта 2025 года регистрировать сделки с недвижимостью компании будут только онлайн — через Госуслуги или сайт Росреестра.
Бумажные документы примут, если электронные сервисы не будут работать. В других случаях Росреестр не станет рассматривать бумаги и вернет их отправителю.
Есть два исключения:
- Сделки компаний с обычными гражданами и ИП, кроме договоров участия в долевом строительстве.
- Сделки с крестьянскими и фермерскими хозяйствами, садоводческими и огородническими товариществами, жилищными кооперативами и товариществами собственников жилья.
В этих случаях можно подавать бумажные документы до 1 января 2026 года.
Застройщиков обяжут регистрировать договор с покупателем в Росреестре
О чем речь. Когда покупатель получил ключи от квартиры в новостройке, ему нужно зарегистрировать право собственности в ЕГРН. До 1 марта покупатели делали это сами. Застройщики могли оказывать такую услугу, если хотели.
Что изменится. С 1 марта 2025 года застройщики обязаны подавать в Росреестр заявления о регистрации права собственности дольщика на недвижимость.
Заявление нужно будет подать в электронной форме, срок — 30 рабочих дней со дня подписания документа о передаче объекта дольщику.
Маткапитал разрешили использовать для строительства частных домов с эскроу
О чем речь. Эскроу — это специальный счет в банке, с его помощью проводятся безопасные сделки между продавцом и покупателем. Например, строительная компания не сможет снять деньги с этого счета до того, как передаст заказчику недвижимость.
Что изменится. С 1 марта 2025 года материнский капитал можно направлять на строительство частного дома с привлечением подрядчика, а расчет вести через эскроу-счет. Подрядчиком может быть компания или ИП.
Чтобы принимать такую форму оплаты, подрядчик должен зарегистрироваться в Единой информационной системе жилищного строительства — ЕИСЖС. В ней застройщики раскрывают информацию о себе и строительстве, например сведения о регистрации или проекты и характеристики жилых домов.
Еще одно условие — аккредитация в банках. Банк должен подтвердить, что готов работать и выдавать кредиты на покупку домов у определенного подрядчика. Перед этим банк проверяет застройщика, в том числе — по информации в ЕИСЖС.
Так граждане смогут заключать договор с компаниями или ИП на строительство частных домов по той же схеме, что сейчас действует для многоквартирных домов.
Начнет действовать самозапрет на кредиты и займы
Что изменится. С 1 марта 2025 года обычные граждане смогут внести в свои кредитные истории запрет на выдачу займов. Исключений несколько: ипотека, кредит под залог транспорта и образовательный кредит с господдержкой.
Устанавливать и снимать запрет можно неоднократно — достаточно подать заявление в бюро кредитных историй через Госуслуги. С 1 сентября 2025 года сделать это можно будет и в МФЦ. Самозапрет снимут в течение двух рабочих дней с момента обращения.
Если банк или микрофинансовая организация при выдаче кредита не обратит внимание на самозапрет — заем возвращать не придется. Новое правило должно защитить граждан от мошенников.

Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Какие изменения больше всего повлияют на ваш бизнес?