SWOT-анализ используют, когда владелец бизнеса хочет принять решение о его дальнейшем развитии. Например, если нужно вывести на рынок новый продукт, освоить другой вид деятельности или выйти из застоя.
Что такое SWOT-анализ
SWOT-анализ — это метод, который позволяет оценить сильные и слабые стороны бизнеса, а также возможности и угрозы, с которыми он сталкивается.
SWOT — это аббревиатура. Каждая буква означает одну из сторон компании:
- S — strengths. Сильные стороны бизнеса. В чем преимущество перед конкурентами, за счет чего компания держится на рынке.
- W — weaknesses. Слабые стороны. Что нужно улучшить, усилить, в чем бизнес может проигрывать конкурентам.
- O — opportunities. Возможности. Внешние события, которые могут привести бизнес к успеху.
- T — threats. Угрозы. Что может привести к проблемам или стать причиной закрытия компании.
Работу компании анализируют по каждому из четырех пунктов и формируют стратегию развития или план действий. SWOT-анализ нужно проводить регулярно, так как ситуация на рынке быстро меняется.
Цели и задачи SWOT
SWOT-анализ позволяет посмотреть на бизнес с разных сторон и принять удачное решение. Оценка компании может происходить на разных этапах: поиск новой модели развития, запуск нового продукта, подведение итогов года. Главное, что по итогам анализа появляется конкретное решение, как повысить эффективность бизнеса.
Основные задачи SWOT-анализа:
- выявить слабые и сильные стороны;
- определить направления развития;
- составить план действий;
- подвести итоги за определенный период;
- собрать информацию о работе бизнеса.
SWOT-анализ несложно организовать. Метод подходит и небольшому бизнесу, его можно применять, даже когда запуск своего дела в планах. Например, проанализировать бизнес-модель.
Матрица SWOT-анализа
Матрица SWOT-анализа — это таблица из четырех квадратов, в которой предмет исследования описывают по критериям:
- сильные стороны;
- слабые стороны;
- возможности;
- угрозы.
Так выглядит шаблон матрицы:


Рассмотрим, как выглядит SWOT-анализ, на конкретном примере.
Компания больше 10 лет продает в России натуральные ковры из Турции. В какой-то момент стала снижаться прибыль. Тогда руководство решило провести SWOT-анализ. Получились такие результаты:


У компании появилось общее представление о текущей ситуации. Руководитель понял, что нужно:
- Ускорить доставку ковров за счет новых грузовых компаний.
- Выйти на маркетплейсы и предложить пусть и небольшие, но недорогие ковры.
- Договориться с дизайнерами интерьеров, чтобы они прорекламировали ковры в своих блогах.
- Предложить выгодные условия постоянным клиентам, у которых стабильный доход.
- Закупить крупную партию по стабильному курсу турецкой лиры.
Может показаться, что выводы по результатам SWOT-анализа очевидные. Но преимущество метода в том, что он фиксирует разные данные и оценки в одной таблице. Это позволяет видеть ситуацию в комплексе.
Методы SWOT-анализа
Существует три метода, с помощью которых проводят SWOT-анализ:
- Количественный.
- Качественный.
- Корреляционный.
Количественный анализ. Простое перечисление значимых для компании сильных и слабых сторон, перспектив и угроз. Метод подходит для мозгового штурма, создания новых гипотез, поиска проблем и точек роста бизнеса.
Качественный анализ. Эксперты берут список критериев, которые влияют на товар или идею, и присваивают каждому из них оценки и удельный вес. То есть оценивают важность. Это помогает понять, какой из факторов больше всего влияет на гипотезу или товар на данный момент.
Корреляционный анализ. Показывает взаимосвязи между всеми факторами. Самый сложный метод — понадобятся эксперты.
В каких сферах использовать SWOT-анализ
SWOT-анализ можно использовать практически во всех сферах бизнеса. Например, в производстве и торговле он поможет обнаружить недочеты производственных процессов и спрогнозировать опасности, которые могут подстерегать компанию на рынке. А в сфере услуг метод используют для изучения потребностей клиентов и оценки конкурентоспособности.
Метод не подходит для креативных проектов, где важно творчество, а не системность и прогнозирование.
Как делать SWOT-анализ
SWOT-анализ состоит из четырех этапов:
- Определить объект анализа.
- Определить участников.
- Собрать информацию.
- Заполнить таблицу.
Рассмотрим каждый более подробно.
Определить объект анализа. Определитесь, что будете оценивать. Например, бизнес целиком, отдельный продукт или работу конкретного отдела. От этого зависит следующий шаг.
Определить участников. Пригласите на встречу до десяти человек. Позовите тех, кто разбирается в теме и может дать полезный отзыв. Если обсуждаете запуск нового продукта, пригласите маркетологов, разработчиков, дизайнеров. Для анализа финансовых показателей — отдел продаж, финансовых руководителей.
Собрать информацию. Объясните правила SWOT-анализа и предложите участникам высказаться. Обязательно определите модератора. Он поможет наводящими вопросами.
Заполнить таблицу. Распределите все ответы по четырем секторам. Проще всего начать с преимуществ, а после переходить к недостаткам, угрозам и возможностям.
Вопросы для SWOT-анализа
Качество SWOT-анализа зависит от того, насколько честные ответы вы получите. Чтобы помочь участникам разговориться, подготовьте список вопросов по каждому пункту.
Strengths — сильные стороны:
- Какие преимущества у компании?
- Что получается делать лучше других?
- Что ценят клиенты?
Weaknesses — слабые стороны:
- Что можно улучшить?
- В чем проигрываем конкурентам?
- Что снижает объем продаж?
Opportunities — возможности:
- Какие новые рынки можно занять?
- О каких трендах знаете?
- Инновации, разработки, которые могут помочь.
Threats — угрозы:
- С какими проблемами вы сталкиваетесь?
- Что может ухудшить положение на рынке?
- Какие технологии несут угрозу.
В финальный список можно добавить больше вопросов, связанных с особенностями бизнеса или продукта. Но может быть и так, что обсуждение пойдет не по плану. Это живой процесс, и не стоит его останавливать.
Преимущества и недостатки SWOT
SWOT-анализ появился более 60 лет назад и до сих пор применяется. Некоторые бизнесмены пытаются найти замену — для крупных компаний в нем мало показателей для анализа. Но в основе любой бизнес-стратегии всегда остается анализ слабых и сильных сторон.
Как использовать результаты
По итогам обсуждения у компании соберется таблица. Ответов может быть много — отсортируйте их по степени значимости. Какие-то идеи возникнут почти сразу. Но можно искать решения, объединяя разные факторы.
Что важно запомнить
- SWOT-анализ — быстрый и простой метод оценить компанию: понять, что нужно улучшить, в чем преимущества перед конкурентами.
- Анализ строится на оценке по четырем показателям: слабые и сильные стороны, возможности и угрозы.
- По итогам составляют план действий или корректируют стратегию развития компании.
- Метод подходит для малого бизнеса и начинающих предпринимателей.