В 2025 году в России нужно маркировать большую часть товаров, и этот список постоянно пополняется. Постепенно маркировку хотят распространить на большинство категорий товаров, чтобы уменьшить количество контрафакта в торговле.
Что такое «Честный знак» и зачем он нужен
Система маркировки «Честный знак» — это российская программа для борьбы с контрафактом. Производители и импортеры, которые работают с системой, подтверждают соответствие продуктов законам и стандартам качества.
Маркируют товары производители или импортеры — наносят на упаковку специальный QR-код либо, что гораздо реже, прикрепляют магнитный чип. Любой человек с мобильным приложением «Честный знак» может отсканировать этот код и узнать, кто конкретно произвел или ввез товар и на каком он этапе продажи. Еще покупатель увидит срок годности и состав продукта.

Какие товары подлежат маркировке «Честный знак»
В марте 2025 года маркировать нужно 30 категорий товаров. Последней маркировку ввели для парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии, моторных масел и бакалеи — с 1 марта 2025 года. С 1 сентября 2025 года добавятся:
— некоторые товары для детей, например самокаты, педальные автомобили, наборы электрических гоночных автомобилей, куклы и коляски для них;
— молочные напитки с фруктовыми добавками;
— стройматериалы в потребительской упаковке, например цемент, сухие строительные смеси, гипс, герметики, монтажная пена.
Маркировка еще восьми категорий товаров — на стадии пилотных проектов. В их числе: радиоэлектроника, оптоволокно, печатная продукция, отопительные приборы, алкоголь крепостью до 9% включительно, медицинские изделия, пиротехнические изделия и огнетушители, полимерная трубная продукция.
Как зарегистрироваться в системе «Честный знак»
Первый шаг для всех участников оборота маркированной продукции — регистрация в «Честном знаке». Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП. Еще любому бизнесу нужно выбрать оператора электронного документооборота, ЭДО, — он должен сотрудничать с системой «Честный знак».
Остальные шаги зависят от участника цепочки продаж. Сложнее всего производителям и импортерам — они обязаны печатать коды и наносить их на продукцию. Для этого они должны:
- описать товары в каталоге;
- заказать коды на все выпускаемые товары;
- купить и настроить принтер для печати наклеек или печати на упаковках;
- встроить маркировку в рабочий процесс.
Оптовым и розничным продавцам нужно только купить специальный сканер и обновить прошивку оборудования для учета. Подробнее о начале работы с маркировкой мы рассказывали в другом тексте.
Как работать с платформой «Честный знак»
При работе производители и импортеры должны передавать сведения о маркированной продукции в «Честный знак» в виде универсального передаточного документа — УПД. Его нужно подписать УКЭП.
В УПД указывают коды маркировки, которые нанесены на товары. Отправить УПД оператору ЭДО нужно в течение трех дней после отгрузки оптовику, но не позднее дня начала продаж в рознице.
Оптовые продавцы сверяют качество и количество товара с информацией в УПД поставщика. Для этого нужно отсканировать коды 2D-сканером. Если все в порядке, оптовик формирует свой УПД и отправляет его розничному продавцу.
Розничные магазины также сверяют поставленные товары с УПД оптовика. При продаже каждой единицы маркированной продукции магазин должен отсканировать QR-код, чтобы информация о продаже попала в онлайн-кассу, а из нее — в «Честный знак».
Какие бывают коды маркировки
Есть два вида маркировки: код Data Matrix и чип RFID.
Большинство товаров маркируют двумерным QR-кодом Data Matrix. Коды генерирует «Честный знак» — за каждый производитель или импортер платит 60 копеек. Если маркировка товара идет в тестовом режиме, коды выдают бесплатно.
Микрочипы RFID используют только для маркировки некоторых видов шуб из натурального меха.
Как маркировать товары на маркетплейсах в 2025 году
Собрали список статей о том, как работать с маркировкой на трех популярных площадках:
Что грозит за нарушения
За производство товара без маркировки можно получить штраф:
- от 5 000 до 10 000 ₽ — для ИП и руководителей компаний;
- от 25 000 до 50 000 ₽ — для малого предприятия;
- от 50 000 до 100 000 ₽ — для средней или крупной компании.
Продажа немаркированного товара потребителю наказывается строже:
- штраф от 5 000 до 10 000 ₽ — для ИП и руководителей компаний;
- от 25 000 до 150 000 ₽ — для малого предприятия;
- от 50 000 до 300 000 ₽ — для средней или крупной компании.
Дополнительно во всех случаях продукцию без маркировки конфискуют.
Что важно запомнить
- «Честный знак» — это система маркировки товаров. Она помогает бороться с подделками и продажей просроченной продукции.
- Весной 2025 года маркировать нужно 30 категорий товаров, маркировка еще трех групп станет обязательной с сентября 2025 года, а восемь категорий товаров находятся на стадии пилотных проектов.
- Чтобы подключиться к «Честному знаку», бизнесу нужно получить УКЭП, зарегистрироваться на сайте системы и выбрать оператора ЭДО. Производителям и импортерам нужно заказывать и печатать QR-коды, а остальным участникам продаж — контролировать соответствие кодов продукции.