Заполним декларацию автоматическиПодайте годовую декларацию в несколько кликовБесплатная онлайн-бухгалтерия от Т-БизнесаПодключите бесплатную онлайн-бухгалтерию от Т-БизнесаПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

В 2025 году в России нужно маркировать большую часть товаров, и этот список постоянно пополняется. Постепенно маркировку хотят распространить на большинство категорий товаров, чтобы уменьшить количество контрафакта в торговле.

Что такое «Честный знак» и зачем он нужен

Система маркировки «Честный знак» — это российская программа для борьбы с контрафактом. Производители и импортеры, которые работают с системой, подтверждают соответствие продуктов законам и стандартам качества.

Маркируют товары производители или импортеры — наносят на упаковку специальный QR-код либо, что гораздо реже, прикрепляют магнитный чип. Любой человек с мобильным приложением «Честный знак» может отсканировать этот код и узнать, кто конкретно произвел или ввез товар и на каком он этапе продажи. Еще покупатель увидит срок годности и состав продукта.

Код Data Matrix от «Честного знака» на товаре
Код Data Matrix от «Честного знака» на товаре

QR-код «Честного знака» напечатан на упаковке творога. Если отсканировать код, можно узнать полный состав и срок годности товара, где компания взяла молоко для производства этого творога

QR-код «Честного знака» напечатан на упаковке творога. Если отсканировать код, можно узнать полный состав и срок годности товара, где компания взяла молоко для производства этого творога

Какие товары подлежат маркировке «Честный знак»

В марте 2025 года маркировать нужно 30 категорий товаров. Последней маркировку ввели для парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии, моторных масел и бакалеи — с 1 марта 2025 года. С 1 сентября 2025 года добавятся:

— некоторые товары для детей, например самокаты, педальные автомобили, наборы электрических гоночных автомобилей, куклы и коляски для них;

— молочные напитки с фруктовыми добавками;

— стройматериалы в потребительской упаковке, например цемент, сухие строительные смеси, гипс, герметики, монтажная пена.

Маркировка еще восьми категорий товаров — на стадии пилотных проектов. В их числе: радиоэлектроника, оптоволокно, печатная продукция, отопительные приборы, алкоголь крепостью до 9% включительно, медицинские изделия, пиротехнические изделия и огнетушители, полимерная трубная продукция.

Как зарегистрироваться в системе «Честный знак»

Первый шаг для всех участников оборота маркированной продукции — регистрация в «Честном знаке». Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП. Еще любому бизнесу нужно выбрать оператора электронного документооборота, ЭДО, — он должен сотрудничать с системой «Честный знак».

Остальные шаги зависят от участника цепочки продаж. Сложнее всего производителям и импортерам — они обязаны печатать коды и наносить их на продукцию. Для этого они должны:

  • описать товары в каталоге;
  • заказать коды на все выпускаемые товары;
  • купить и настроить принтер для печати наклеек или печати на упаковках;
  • встроить маркировку в рабочий процесс.

Оптовым и розничным продавцам нужно только купить специальный сканер и обновить прошивку оборудования для учета. Подробнее о начале работы с маркировкой мы рассказывали в другом тексте.

Как работать с платформой «Честный знак»

При работе производители и импортеры должны передавать сведения о маркированной продукции в «Честный знак» в виде универсального передаточного документа — УПД. Его нужно подписать УКЭП.

В УПД указывают коды маркировки, которые нанесены на товары. Отправить УПД оператору ЭДО нужно в течение трех дней после отгрузки оптовику, но не позднее дня начала продаж в рознице.

Оптовые продавцы сверяют качество и количество товара с информацией в УПД поставщика. Для этого нужно отсканировать коды 2D-сканером. Если все в порядке, оптовик формирует свой УПД и отправляет его розничному продавцу.

Розничные магазины также сверяют поставленные товары с УПД оптовика. При продаже каждой единицы маркированной продукции магазин должен отсканировать QR-код, чтобы информация о продаже попала в онлайн-кассу, а из нее — в «Честный знак».

Какие бывают коды маркировки

Есть два вида маркировки: код Data Matrix и чип RFID.

Большинство товаров маркируют двумерным QR-кодом Data Matrix. Коды генерирует «Честный знак» — за каждый производитель или импортер платит 60 копеек. Если маркировка товара идет в тестовом режиме, коды выдают бесплатно.

Микрочипы RFID используют только для маркировки некоторых видов шуб из натурального меха.

Как маркировать товары на маркетплейсах в 2025 году

Собрали список статей о том, как работать с маркировкой на трех популярных площадках:

  1. Как продавать маркированные товары на маркетплейсах.
  2. Как маркировать товары для Wildberries.
  3. Как маркировать поставки для Ozon.
  4. Как маркировать товары для Яндекс Маркета.

Что грозит за нарушения

За производство товара без маркировки можно получить штраф:

  • от 5 000 до 10 000 ₽ — для ИП и руководителей компаний;
  • от 25 000 до 50 000 ₽ — для малого предприятия;
  • от 50 000 до 100 000 ₽ — для средней или крупной компании.

Продажа немаркированного товара потребителю наказывается строже:

  • штраф от 5 000 до 10 000 ₽ — для ИП и руководителей компаний;
  • от 25 000 до 150 000 ₽ — для малого предприятия;
  • от 50 000 до 300 000 ₽ — для средней или крупной компании.

Дополнительно во всех случаях продукцию без маркировки конфискуют.

Что важно запомнить

  1. «Честный знак» — это система маркировки товаров. Она помогает бороться с подделками и продажей просроченной продукции.
  2. Весной 2025 года маркировать нужно 30 категорий товаров, маркировка еще трех групп станет обязательной с сентября 2025 года, а восемь категорий товаров находятся на стадии пилотных проектов.
  3. Чтобы подключиться к «Честному знаку», бизнесу нужно получить УКЭП, зарегистрироваться на сайте системы и выбрать оператора ЭДО. Производителям и импортерам нужно заказывать и печатать QR-коды, а остальным участникам продаж — контролировать соответствие кодов продукции.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 62 423 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных