Объявление в телеграм-канале, баннер на сайте, интеграцию у блогера, адресованные целевой аудитории, считают интернет-рекламой. По закону ее нужно маркировать, а данные о маркировке, заказчике и исполнителе отправлять в специальный реестр — ЕРИР.
Рассказываем, зачем нужен реестр рекламы, какие данные туда вносят и как, что грозит за нарушение правил маркировки рекламы.
Что такое ЕРИР и зачем он нужен
Единый реестр интернет-рекламы, ЕРИР, — база данных Роскомнадзора. В ней содержится информация о сторонах договора, например о рекламодателях, посредниках, владельцах интернет-площадок, и рекламных объявлениях.
С помощью ЕРИР государство может следить за тем, чтобы реклама в интернете была официальной, безопасной и не нарушала законы. Например, не оскорбляла потребителя и не вводила его в заблуждение.
Кто и как должен подавать сведения
В ЕРИР информация поступает от операторов рекламных данных, ОРД. Передать сведения напрямую в ЕРИР нельзя.
В ОРД сведения должны передавать:
- рекламодатели — те, кто заказывает размещение рекламы, например на интернет-площадке или у блогера;
- владельцы рекламных площадок — сайты, приложения или платформы, где размещается реклама, например Яндекс Директ;
- посредники — агентства или сервисы по автоматизации рекламы.
Передавать нужно такие сведения о рекламе:
- информацию о рекламодателе, площадке и посредниках — ИНН всех участников;
- содержание рекламы — текст, изображения, ссылки, например на товар или услугу;
- данные о договоре — номер, дату, сумму договора об оказании рекламных услуг;
- дату, время и место размещения рекламы, например: 15 июля, телеграм-канал «Бизнес-секреты»;
- уникальные токены — код, который присваивает ОРД. Выглядит как индивидуальный набор цифр и букв.
Все данные о рекламе и сторонах договора нужно подать в ЕРИР через ОРД до запуска рекламной кампании.
После окончания кампании нужно передать отчет с разбивкой суммы акта по договорам заказчиков. На это есть 30 дней после окончания месяца, в котором показывали рекламу.
Как работает реестр
Работа с ЕРИР пошагово происходит так.
Шаг 1. Участник интернет-рекламы передает данные в ОРД. Рекламодатель размещает, например, баннер на сайте. Отправляет в ОРД информацию о тексте, изображении, ссылке и времени показа.
Шаг 2. ОРД передает данные в ЕРИР. Оператор рекламы направляет полученные данные о баннере в ЕРИР.
Шаг 3. В ЕРИР обрабатывают информацию. Роскомнадзор проверяет, чтобы содержание баннера соответствовало закону, например не содержало запрещенной информации.
Кто и как проверяет информацию в реестре
Данные из реестра можно проверить в личном кабинете на сайте ЕРИР. В нем доступны:
- проверка информации о рекламе — доступ к данным, которые вносят через ОРД;
- проверка рекламы по идентификатору, ERID, — подтверждение, что данные о рекламе есть в реестре.
Сервис проверки позволяет убедиться, что реклама зарегистрирована в ЕРИР, проверить, соответствует ли содержание рекламы или рекламодатель данным из реестра.
Проверять данные в ЕРИР могут:
- рекламодатели — проверяют корректность загруженной информации в личном кабинете;
- операторы рекламных данных — следят за точностью данных и их своевременной передачей;
- Роскомнадзор — проверяет, соответствуют ли данные из реестра действующему законодательству.
Кроме этого, у всех пользователей ЕРИР есть доступ к справочному центру и виртуальному помощнику.
Штрафы за нарушения передачи данных в ЕРИР
Если не передать информацию о маркировке в ЕРИР, нарушить сроки передачи или указать неверные данные, положен штраф:
- гражданам — 10 000—30 000 ₽;
- ИП и руководителям компаний — 30 000—100 000 ₽;
- малым предприятиям — 100 000—250 000 ₽;
- средним и крупным компаниям — 200 000—500 000 ₽.
За распространение рекламы без маркировки предусмотрены штрафы:
- гражданам — 30 000—100 000 ₽;
- ИП и руководителям компаний — 100 000—200 000 ₽;
- малым предприятиям — 100 000—250 000 ₽;
- средним и крупным компаниям — 200 000—500 000 ₽.
Чтобы не получать штрафы, нужно работать с рекламой по правилам и своевременно отправлять данные в ЕРИР. Подробнее о том, как это делать, рассказали в отдельной статье.
Что важно запомнить
- ЕРИР — реестр заказчиков, посредников и исполнителей в сфере интернет-рекламы.
- В реестр вносят ИНН рекламодателя, площадки и посредников, содержание рекламы, данные о договоре на ее размещение, дату, время и место размещения, уникальные токены.
- Данные в ЕРИР вносят через операторов рекламных данных, их перечень утверждает государство.
- За нарушение правил маркировки рекламы бизнесу грозит штраф до 500 000 ₽.