
В 2025 году на одну вакансию курьера в России в среднем приходится около трех резюме при норме от 4 до 8, выяснил hh.ru специально для Бизнес-секретов.
Есть регионы, где дефицит курьеров ощущается особенно сильно. Например, в Архангельской и Кемеровской областях на одну курьерскую вакансию — максимум 1,5 резюме.
Нехватка курьеров приводит к постоянному росту их зарплат. По данным hh.ru, средняя зарплата, которую бизнес предлагает курьерам в 2025 году, — 144 500 ₽. Год назад их доходы были скромнее — около 111 000 ₽ в среднем.
Для сравнения: программистам в среднем предлагают 148 500 ₽, поэтому иногда начинающий разработчик может зарабатывать меньше, чем курьер, — хоть и с большими перспективами в профессии.
Бизнес-секреты узнали у служб доставки и предпринимателей, как они решают проблему с дефицитом курьеров.
Александр Митюков, президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России

Спрос на доставку растет быстрее, чем число курьеров. Рынок доставки растет, курьеров требуется все больше, и динамика спроса сохранится в ближайшем году. Чтобы сдерживать ситуацию, бизнесу нужно сбалансировать издержки на привлечение и удержание курьеров с доходами от доставки. Достижение такого баланса — крайне сложная задача, которую предстоит решать компаниям в 2025 году.
Между сервисами доставки усиливается внутриотраслевая конкуренция за рабочие руки. Следовательно, растут издержки компаний на привлечение и удержание курьеров.
Больше всего от нехватки курьеров страдают ретейл, маркетплейсы и общепит. Это ниши, в которых доставка становится все популярнее.
«Мигрантов среди доставщиков стало меньше, а в некоторых регионах им и вовсе запретили работать курьерами».
Еще один фактор, который может влиять на нехватку курьеров, — ужесточение миграционного законодательства. В конце 2024 — начале 2025 года приняли сразу несколько законов по борьбе с нелегальной миграцией. В итоге мигрантов среди доставщиков стало меньше, а в некоторых регионах им и вовсе запретили работать курьерами.
В основном мигранты работают в доставке в Москве и Санкт-Петербурге. В столичном регионе доля курьеров-мигрантов в доставке готовой еды — 75—80%.
В других городах-миллионниках, например в Казани, Новосибирске или Краснодаре, в доставке работают в основном граждане России.
Елена Зайцева, директор по маркетингу в компании Dostavista

Мы, как и все, сталкиваемся с нехваткой курьеров. Во второй половине 2024 года дефицит был основной сдерживающей силой для нашего бизнеса. Если бы курьеров было больше, мы бы выросли на 20% доставок относительно того количества, которое вывезли фактически.
Главная причина дефицита — активный рост рынка e-commerce: он и так уже огромный, но все еще растет. Темпы задают маркетплейсы, которые глубже проникают в жизнь потребителя и двигают сферу доставки вперед семимильными шагами.
Фактор номер два — сами покупатели, которые не готовы ждать. Клиентов уже не устраивает доставка на следующий день или через пару дней, как в европейских странах. Мы хотим получать купленные в интернете товары здесь и сейчас. Для этого нужно больше курьеров и ресурсов на их привлечение. Например, в конце прошлого года мы инвестировали в привлечение курьеров вдвое больше, чем годом ранее.
У нас в сервисе динамическое ценообразование, как в такси. Чем выше нехватка курьеров — тем дороже доставка для клиента.
«Самый высокий заработок грузового курьера в нашем сервисе за февраль 2025 года — 380 000 ₽».
Растет спрос — растут и зарплаты курьеров. Самый высокий заработок грузового курьера в нашем сервисе за февраль 2025 года — 380 000 ₽. На обычном авто чуть меньше — 210 000 ₽, а пеший курьер заработал больше 100 000 ₽.
Суммы внушительные. Но нужно понимать, что они зависят не только от предложений сервиса. На доход влияет множество факторов: например, то, как много заказов выполнил курьер или как часто он выходил на смены.
К лету нехватка курьеров становится не такой острой. Высвобождается много молодежи: наступают школьные и студенческие каникулы, курьеров становится больше — у нас можно регистрироваться и доставлять заказы с 14 лет. Но в пиковые периоды нам необходимо столько курьеров, сколько мы можем привлечь.
Наталья Поляхова, СЕО Broniboy

Курьеров стало дороже и сложнее нанимать. Многие воронки и каналы, которые мы использовали год назад, уже не работают, поэтому мы сменили подход.
В марте 2025 года используем несколько каналов для привлечения курьеров: таргетированная реклама, работные сайты, продвижение корпоративного лендинга, реферальные программы, а также постоянная работа с внутренней курьерской базой.
Тестируем разные схемы: упрощаем процесс отклика и оформления, чтобы сократить путь от подачи заявки до выхода на линию, настраиваем более точечный таргетинг, чтобы привлекать нужную аудиторию. Корректируем условия оффера, чтобы он оставался конкурентоспособным: например, экспериментируем с бонусами за первые слоты или гарантиями выплат.
«Важно нанимать быстро, иначе ценная единица уходит к конкурентам».
Основное, что приходится менять, — это скорость и удобство найма. Раньше кандидаты были готовы проходить несколько этапов отбора, а сейчас важно нанимать быстро, иначе ценная единица уходит к конкурентам.
Теперь курьер — лицо сервиса, он напрямую влияет на репутацию компании. Заказчики обращают внимание не только на скорость доставки, но и на внешний вид курьера. Например, опрятно ли он одет, в чистой ли сумке приехал заказ.
Важны и навыки общения с клиентом. Мы не рассматриваем курьеров, которые грубо общаются уже на этапе собеседования. Вежливость и уважительное отношение к клиентам — основа работы агрегаторов доставки.
Клиент ждет, что любая услуга не просто закроет его потребности — ей должно быть приятно пользоваться. Важно даже то, в каком пакете привезли заказ — в обычном или в фирменном.
Чтобы экономить на стоимости курьерской доставки, мы оптимизируем маршруты с помощью своей разработки. Программа учитывает удаленность от клиента, погоду и даже пробки на дорогах.
Краснодар — наш флагманский город, думаю, вы слышали про наши пробки. Он стоит всегда, даже глубокой ночью, но помощь ИИ помогает прогнозировать интервал и путь доставки так, чтобы привозить заказы вовремя и меньше зависеть от трафика на дорогах.
С помощью ИИ нам удалось улучшить среднюю скорость доставки с 65 до 55 минут. Количество доставленных заказов на одного курьера выросло с показателя 1,1 в час до 1,5 — без потери качества.
Элина Мугайнутдинова, руководитель группы по работе с курьерскими службами Flowwow

Ситуация с доставкой усложняется в праздники. Например, 8 марта или 14 февраля объем заказов увеличивается в 10—20 раз относительно средних показателей.
В обычные дни справляемся сами, в пиковые периоды — с помощью партнеров. В обычный день через Flowwow отправляют примерно 12 000 заказов. Из них около половины магазины отвозят сами, еще 45% доставляют самозанятые курьеры, подключенные к приложению «Flowwow для курьеров». Оставшиеся 5% привозят партнеры других сервисов.
В праздники самозанятые курьеры привозят около 15% всех заказов, а партнеры — 30%. Остальные магазины доставляют сами.
Вводим бонусы, чтобы привлечь курьеров в пиковые периоды. Например, на 8 марта ввели прогрессивную шкалу оплаты в зависимости от количества выполненных заказов, запустили акцию «Приведи друга», а еще наградили топ-10 курьеров в каждом городе. Благодаря этому количество активных самозанятых курьеров в этот день увеличилось на 78%.
В нашем случае затраты растут из-за доставки заказов сторонними сервисами, где стоимость услуги может быть выше, чем по тарифам в приложении Flowwow. В пиковые дни почти на все доставки действуют повышенные тарифы. Мы сталкиваемся с непростой задачей: не отпугнуть клиентов дорогой доставкой и сделать тарифы привлекательными для курьеров.
Я считаю, что доход курьеров обоснован запросами рынка и условиями труда. Курьеры работают в любую погоду, будь то холод или жара. Они могут доставлять тяжелые или очень хрупкие грузы, например торт с персональной надписью. Их труд должен быть достойно оплачен.
Хаби и Эмин Каратаевы, основатели сети ресторанов «Локали»

В Грозном, как и в других городах России, спрос на услуги доставки продолжает уверенно расти. Это связано с бумом онлайн-шопинга, популярностью доставки еды и развитием цифровых сервисов.
«В праздники и периоды распродаж с доставкой могут помочь директор ресторана и менеджер».
В праздники и периоды распродаж заказов больше, чем курьеров в штате. В такие моменты с доставкой могут помочь сотрудники — директор ресторана, менеджер — у которых есть автомобиль. Но сейчас, судя по отзывам коллег из отрасли, количество курьеров в Грозном соответствует потребностям бизнеса.
Собственная служба доставки стала оптимальным решением. Наш бизнес — это экосистема компаний: 6 разных концепций, свой сервис доставки, аренда и ПО. Так мы наладили все процессы — от управления курьерами до организации логистики. Снижается и себестоимость доставки: через агрегатор — 235 ₽, самостоятельно — около 165 ₽, в зависимости от ресторана сети.
Наши курьеры могут выбрать: получать оплату по количеству доставок или работать на окладе. Ставка в сети — 200 ₽ за заказ: в среднем курьер доставляет до 20 заказов в день и может сам влиять на доход. Либо остановиться на окладе — 3 000 ₽ в день. Так мы остаемся в рынке по зарплатам и обеспечиваем достойную мотивацию сотрудникам.
Нынешние зарплаты курьеров — это скорее норма, чем переоценка. Их труд хоть и не требует высокой квалификации, но остается важным звеном в цепочке современных услуг. Да, в крупных городах или в периоды пиковой нагрузки оплата может казаться завышенной, но это скорее исключение, чем правило.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

А как ваш бизнес справляется с дефицитом курьеров?