Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Насколько владельцу бизнеса стоит вовлекаться в операционные процессы?


Любой предприниматель хоть раз размышлял о том, насколько активно ему следует участвовать в операционной деятельности. Универсального ответа на этот вопрос нет. Всё определяется стадией развития бизнеса, степенью независимости коллектива и пониманием собственником своей роли.

Этапы развития бизнеса и степень вовлечения в операционные процессы

Для начала стоит определить, на каком этапе развития находится ваш бизнес — это поможет понять текущую ситуацию и задать направление для развития.

Стартап: все ниточки в руках собственника. На этом этапе владелец бизнеса часто оказывается в центре всех процессов — от разработки продукта до продаж. Но разве можно постоянно держать все процессы в своих руках? С одной стороны — полное погружение способствует быстрому принятию решений и креативности. С другой — возникает риск выгорания и невозможность развития. Важно на данном этапе фиксировать бизнес-процессы, которые в будущем будут регулярно повторяться. Старайтесь почувствовать шаги, алгоритмы, как решаются те или иные задачи, чтобы в будущем вопросы могли быть системны, описаны и делегированы команде, которая сможет забрать на себя операционную работу. Именно эта информация ляжет в будущем в основу должностных инструкций и регламентов. Очень важно для перехода на новый этап развития бизнеса сокращать объем хаоса в управлении процессами.

Рост: появление команды. С переходом бизнеса в фазу роста появляется команда, способная взять на себя часть операционных задач. Однако важные трансформации всё ещё требуют внимания владельца. Это время доверия и делегирования, когда владелец переходит от микроменеджмента к стратегическому мышлению. Безусловно, основную роль для формирования команды будет играть HRD. И необходимо понимать, что это не про управление кадрами и делопроизводство. Это подбор команды с учетом понимания ценностей компании и самого собственника бизнеса, стратегии развития. Формирование дисциплины и традиций корпоративной коммуникации. Синхронизация собственника бизнеса и команды, помощь в делегировани. На данном этапе главное — это развитие привычки доверия у владельца компании к команде.

Зрелость: фокус на стратегии. На этапе зрелости владелец фокусируется на стратегии, оставляя операционные задачи команде. Компания становится самодостаточной системой с чёткими процессами. Владелец уже не вовлекается в каждый процесс, но его видение остается маяком для всей команды.

Что важно понимать

Если компания находится в трансформации, собственнику придется «проживать» изменения вместе с командой. Это не про ручное управление, а про контроль вектора развития и поддержку сотрудников в новых реалиях.

На чем действительно стоит фокусироваться владельцу бизнеса?

Представьте себе корабль, плывущий по бурным морям. На борту начинается хаос, команда бросается к ведрам, чтобы вычерпывать воду — каждый стремится сохранить судно на плаву.

Но где же капитан? В этот момент он не схватился за ведро. Его место на мостике. Бизнес-процессы часто напоминают такое бурное море. Владелец компании должен оставаться стратегом, несмотря на соблазн погрузиться в оперативную работу. Давайте разберёмся почему это важно.

Один из наших клиентов, компания Y, присутствовала на рынке уже 13 лет и имела в штате 200 человек, когда мы проводили управленческий аудит бизнеса. Мы обратили внимание, что несмотря на качественный продукт, потенциал компании и низкий уровень конкуренции в нише, бизнес не имел динамики развития. Одной из причин было управление компании. Оно строилось на ежедненом ручном управлении — микроменеджменте. Собственники занимались мелкими вопросами, давали точные решения сотрудникам по текущим операционным вопросам, но при этом не занимались стратегическими и глобальными вопросами развития компании. Именно эти вопросы требовали вовлечения собственников и принятия решений. Такой подход отразился и на сотрудниках, которые решали задачи здесь и сейчас, не понимая вектора и глобальной цели бизнеса. Иными словами, это пример неустойчивого развития бизнеса, а микроменеджмент, который привел к профессиональному и эмоциональному выгоранию как собственников бизнеса, так и команды.

Когда руководитель увлекается ежедневной операционкой, он теряет из виду долгосрочные цели и перспективы развития. Это похоже на ситуацию с капитаном: если он начнет вычерпывать воду вместе с командой, никто не будет следить за курсом корабля. Тоже самое и с операционкой: владелец должен оставаться стратегом, даже если временно вовлечен в процессы.

С какими задачами сталкиваются владельцы бизнеса
С какими задачами сталкиваются владельцы бизнеса

Запросы собственников бизнеса про свои компании

Запросы собственников бизнеса про свои компании

Команда как ключ к балансу

Владелец бизнеса должен полагаться на свою команду для выполнения повседневных задач, чтобы смотреть шире и намечать новые глобальные цели. Самостоятельная команда — это не просто набор сотрудников, выполняющих указания. Это важный актив компании, способный принимать решения и нести ответственность за их последствия.

Какие условия должен создать предприниматель для своей команды, чтобы получать качество, а не количество выполненных задач:

Принятие решений и ответственность. Чтобы команда действительно стала самостоятельной, ей необходимо предоставить возможность принимать решения без страха перед наказанием за ошибки.

Предлагать решения и брать на себя выполнение. Кроме возможности принимать решения, сотрудники должны иметь свободу предлагать новые идеи и брать ответственность за их реализацию. Это дает ощущение права голоса в компании и среди команды, что мотивирует к достижению лучших результатов.

Собственник фокусируется на стратегии. Выбрав команду, способную справляться с оперативными задачами самостоятельно, владелец компании должен переключить внимание на более глобальные цели: расширение рынка, завоевание новых аудиторий или разработку инновационных продуктов. Ваша задача как владельца — проверять курс компании и корректировать его при необходимости, а не вмешиваться в каждую деталь. Гиперконтроль тормозит развитие.

Из каких частей строится бизнес
Из каких частей строится бизнес

Схема «Бизнес=Система+Процессы+Люди»

Схема «Бизнес=Система+Процессы+Люди»

Советы для предпринимателей, которые стремятся к балансу в процессах

Небольшая выжимка ключевых моментов из статьи:

  1. Определите нынешний этап развития своего бизнеса и процент вовлечения в операционные процессы.
  2. Всегда делайте ставку на стратегию, вовлеченность в процессы — это временно, куда важнее понимание и определение вектора развития компании.
  3. Команда — это главный ресурс компании. Создание комфортных условий для ее самостоятельности = время на стратегическое планирование и расширение бизнеса. Создание гравитации в компании для удержания ключевых сотрудников — это гарантия стабильного развития бизнеса.

Помните, что все начинается с осознания масштаба, цели и ресурсов, которыми бизнес располагает на данный момент. Главное — это совершать поступательные и осмысленные шаги.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Мария Богданова
Мария Богданова

А вы нашли баланс вовлечения в операционные процессы своего бизнеса?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации