Не погружаясь в исследование предпосылок и цитирование сторонних источников, предлагаю принять как данность: характер информационного взаимодействия поменялся. Мы регулярно испытываем небывалый уровень стресса из-за высокой плотности инфоповодов в мире, это изменило паттерн потребления контента и общения в digital
Как построить коммьюнити вокруг бренда в 2025 году?
У нас возникла избыточная тревожность и привычка к думскроллингу, которая сменилась стремлением отгородиться от неприятного контента, создать в сети безопасное и комфортное инфопространство — третье место по Ольденбургу.
Что изменилось
Сейчас читатели ожидают от авторов и брендов большей открытости, честности и осмысленности, поддержки в трудные моменты.
При этом в коммуникации одновременно существуют два разнонаправленных тренда. Вместе с запросом на эмпатию сами комментаторы в социальных сетях ведут себя так, как они обычно не поступают в реальной жизни. Это называют эффектом социальной расторможенности, проявляется в резкости и категоричности высказываний, выплескивании негатива и агрессии, откровенном и вызывающем поведении, потребительском терроризме — все потому что нет страха быть осужденным или наказанным за это и нет чувства вины, ведь в социальных сетях как будто «другой человек» — не тот, кем ощущают себя в реальности. И командам комьюнити приходится брать этот удар на себя.
Приверженцам теории поколений также стоит обратить внимание на изменение в поведении зумеров и альфа. Зумеры — больше не раздражающие забавные подростки. Они вышли на рынок труда, они тратят деньги, становятся потребителями кредитных продуктов, авто- и прочих товаров и услуг, наделенных атрибутом взрослости. Для зумеров также характерно одиночествов реальной жизни, они охотно становятся частью небольших нишевых сообществ, вместе с этим позитивно реагируют на признание и социальное одобрение от крупных брендов.
Альфы — поколение детей, за чье внимание нужно начинать бороться уже сейчас. Они выросли со смартфоном в руке, они не просто потребляют контент, для них абсолютно нормально становиться соавторами контента, и брендам нужно дать им эту возможность. Кроме того, они привыкли общаться в социальных сетях, используя для выражения эмоций стикеры, мемы и эмодзи. Так что комьюнити важно понимать, кто находится по ту сторону экрана, и реагировать соответствующе.
Что со всем этим делать комьюнити-менеджерам? Мы в «Пикчере» отслеживаем эти изменения и реагируем на них при создании коммуникационных стратегий. Стараемся в digital-коммуникации за счет комфортного контента создать чувство сопричастности у аудитории, через видео и посты в соцсетях транслировать ценности и стиль жизни, вовлекаем аудиторию в общение с помощью CTA и запрашиваем обратную связь. На этом этапе важно синхронизировать позиционирование и TOV бренда с командой, отвечающей за модерацию и комьюнити.
В работе команды комьюнити есть вечные тренды, тот самый гигиенический минимум: поддержка SMM- и маркетинговой активности, вежливость и готовность помочь, оперативная реакция. Базовый минимум — это фундамент, и на нем некоторые бренды выстраивают коммуникацию, которая становится бенчмарком в отрасли, а некоторые — становятся примерами антитрендов.
Ниже собрала со своей командой антитренды и тренды в подходе к комьюнити-менеджменту.
Антитренды
Перевод в личные сообщения. В 2025 году избегание публичной коммуникации — однозначный антитренд. То же можно сказать о переводе на другую площадку. В борьбе за внимание пользователя отсутствие прозрачности и омниканальности — однозначно проигрышная тактика. Уводить из публичного поля рекомендую только решение личных вопросов, в которых требуется персональная информация: дата заказа, сумма оплаты, номер телефона клиента.



Ответы только на продуктовые комментарии и отсутствие неформального общения. В попытках максимально эффективно использовать ресурсы бренды часто выборочно отвечают на коммерческие и продуктовые запросы, но не развивают неформальные дискуссии на своих площадках.
Подход, который может казаться бизнес-ориентированным, на самом деле убивает усилия и ресурсы, вложенные в SMM и позиционирование бренда.
Отвечать только на продуктовые комментарии — однозначный антитренд


Боты. Чат-боты и модераторы с AI и ML позволяют автоматизировать взаимодействие с пользователями и снизить нагрузку на сотрудников. Однако есть два сценария использования ботов, которые, скорее, вредят общему имиджу:
- Неверная настройка технических уведомлений, использование ботов, работа которых видна пользователям.
- Чрезмерное использование ботов — в развлекательных механиках, для сбора обратной связи, для коммуникации с подписчиками, которые готовы стать пользователям. Обилие общения с ИИ утомляет пользователей.
Людей боты бесят



Тренды
Наша команда комьюнити-менеджеров регулярно отслеживает отраслевые тренд-репорты, исследования поведения аудитории и примеры коммуникации крупных игроков.
Основной принцип, которым мы руководствуемся, мы называем «Новая искренность»
Новая искренность. Вот базовые правила, которым я рекомендую следовать, чтобы подход к комьюнити отвечал запросу аудитории и позволял бренду отстроиться от конкурентов и создать позитивные ассоциации.
- Отказываемся от шаблонных фраз: «рассчитываем на ваше понимание», «вам ответит первый освободившийся специалист», «ваш фидбэк очень важен для нас», «просим прощения за доставленные неудобства».
- Уходим от канцеляризмов и деловой коммуникации, используем живой язык и говорим как есть.
- Упрощаем брендовую коммуникацию не только в ответах комьюнити, но и в постах, пушах, инструкциях.
- Используем нейросети, ИИ, ботов, но понимаем, что людей они бесят. Поэтому сразу снимаем тревожность, объясняя происходящее и наделяя робота человеческими качествами и простой речью.
- Используем стикеры, смайлики, гифки и мемы, показываем эмоции бренда и сближаемся с молодыми сегментами аудитории.




Помимо базы, собрала для вас совсем свежие тренды.
Комментирование на площадках других брендов / блогеров. Растет запрос на простую и честную коммуникацию, трушность и неидеальность. Хороший способ стать ближе к аудитории — вести себя по подобию. Поэтому комментарии от брендов под трендовыми видео или горячими тредами на чужих площадках в 2025 году будут встечаться все чаще.


UGC в ответ на UGC. Комьюнити-менеджеры все чаще отвечает мемом или фотографией, например из офиса, на фотографию пользователя. Такой подход сближает с аудиторией, добавляет бизнесу «человеческое лицо».



Плюс вайб. Зумеры и альфа перегружены информацией, они устают от избыточного смысла и ищут то, что вызовет эмоции. Эмпатия и вайб исходящий от коммуникации с брендом могут стать важнее решения технических проблем, скидок или продуктового предложения в целом.

Маскоты — новый голос бренда. Тренд из коммуникационных стратегий, который в скором времени распространится и на комьюнити. У маскотов брендов появляется своя собственная насыщенная жизнь в социальных сетях или виртуальных мирах.





Резюме
Эти тренды сформулированы в первую очередь на основе ведения проектов в социальных сетях. Однако рекомендации можно использовать для коммуникации на геосервисах и в картах, в магазинах приложений, на профильных сайтах-отзовиках типа банки.ру или antijob, при составлении инструкций или навигации в офлайн-точках.
Все тренды объединяет более эмпатичный и персонализированный подход. Будьте доступны, ведите открытый диалог с аудиторией, инициируйте дискуссии, запрашивайте обратную связь. Аудитория хочет говорить на человеческом языке: вдохновляйтесь, но не копируйте клише из коммуникации крупных брендов.
Главное знание, которое важно вынести из этой статьи
Аудитория хочет говорить на человеческом языке
Покажите практическую, жизненную пользу вашего продукта, услуги или информации, которой вы владеете. Не давайте категоричных оценок и не решайте за читателя — дайте возможность додумать и сделать свои выводы о пользе и нужности.
Дайте подписчикам возможность влиять на продукт (либо создайте иллюзию такой возможности), чтобы установить близость и доверительные отношения.
Создавайте комфортное digital-пространство для обмена мнениями. Дайте подписчикам возможность почувствовать свою причастность к узкому кругу единомышленников внутри вашего сообщества.
Зачем это все? Ваша задача — выиграть в конкурентной борьбе за внимание читателя, пробиться сквозь многообразие контента и с помощью грамотной работы с комьюнити создать пространство, где хочется проводить время.
Замечаю то же самое — в комментариях атмосфера становится теплее и дружелюбнее, если админ отвечает не только по продукту, но и поддерживает простые бытовые беседы. Когда у Кинопоиска вышел финал «Атаки титанов», я на радостях запостила твит с благодарностью за возможность увидеть премьеру одновременно со всем миром. Никого не тегала, но админ сам пришел в комментарии и ответил милой картинкой с Леви и отсылками к аниме. Любовные баллады с одобрением Кинопоиска улетели в адрес админа! Пруф прикрепила