Заполним декларацию автоматическиПодайте годовую декларацию в несколько кликовБесплатная онлайн-бухгалтерия от Т-БизнесаПодключите бесплатную онлайн-бухгалтерию от Т-БизнесаПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Почти в каждом деле о банкротстве, а иногда и вне дела, кредиторы и арбитражные управляющие подают заявление о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя по факту непередачи документов.

Как директору минимизировать риски, если банкротство неизбежно и в какой информации о компании стоит разобраться, когда документы необходимо передавать? Рассказываем в статье.

Почему директор должен отдавать документы арбитражному управляющему

Полномочия директора прекращаются признанием организации банкротом. В этот момент право управления компанией переходят новому руководителю, которого утверждает суд, а выбирают его не участники или акционеры, как было раньше, а кредиторы.

Считается, что если собственники вместе с директором оказались неэффективными и не смогли нормально распоряжаться активами, то право управления переходит к кредиторам, за счет средств которых и были сформированы активы организации. Теперь они будут управлять процессом распродажи имущества (если таковое осталось) через своего руководителя — конкурсного управляющего.

Как и при любой другой смене руководителя, в организации между двумя этими лицами должны передаваться документы и материальные ценности. В идеале старый руководитель должен успеть до прекращения своих полномочий провести собственную инвентаризацию документов и материальных ценностей, а после утверждения судом конкурсного управляющего — передать их новому руководителю по актам приема-передачи или с описью вложения отправить через почту или курьером.

Однако на практике обычно возникают следующие ситуации:

  • передавать нечего совсем;
  • документы частично утрачены;
  • руководитель просто не желает передавать документы и ценности конкурсному управляющему, который, по сути, отстаивает интересы кредиторов.

Конкурсному управляющему выгодно находиться в состоянии, когда ему не передали документы или передали, но не в полном объеме. Почему? Все просто. С документами нужно работать, а делать это конкурсные управляющие далеко не все желают. Многие предпочитают сидеть с «пустыми руками» и получать вознаграждение, а не работать с документами, искать сомнительные операции, взыскивать дебиторскую задолженность и т.п.

На что обратить внимание руководителю, когда наступила обязанность передать документы

Каждый предоставленный директором документ может повлечь за собой дополнительные вопросы со стороны конкурсного управляющего и кредиторов. Поэтому до передачи стоит обратить внимание на следующие моменты.

Рассмотрим, какие данные указаны в последнем балансе организации, который сдан в налоговую.

Изучаем строку «Запасы»:

  • что включает эта строка;
  • где находятся эти запасы;
  • что с ними произошло после сдачи отчетности;
  • куда их реализовали или использовали, какими документами это подтверждается?

Изучаем строку «Дебиторская задолженность» или «Финансовые вложения»:

  • есть ли документы в наличии на указанную сумму дебиторской задолженности или финвложений;
  • предпринимались ли попытки принудительного взыскания дебиторской задолженности;
  • чем это подтверждается?

Изучаем строку «Основные средства»:

  • что включает строка;
  • где находятся основные средства;
  • что с ними произошло после сдачи отчетности в налоговую;
  • есть ли в наличии соответствующие документы?

Изучаем строку «Прочие активы»:

  • что включает строка;
  • где находятся активы;
  • что с ними произошло после сдачи отчетности в налоговую;
  • есть ли в наличии соответствующие документы?

То же самое касается и других строк баланса в активе организации.

Почему произошло резкое уменьшение активов в последнем или предпоследнем году по отношению к предыдущему. Обычно такая ситуация возникает при выводе активов. Готовьтесь объяснить резкое снижение активов в балансе организации.

На что руководитель/участник израсходовали денежные средства. Если указанные лица получали деньги от организации, необходимо предоставить оправдательные документы.

Для чего перечисляли деньги и проявляли ли должную осмотрительность в сделках без встречного предоставления. Если денежные средства переводили на счета организаций, которые деньги не вернули, при этом не поставили товар, не выполнили работы или не оказали услуги, и в последующем были ликвидированы или просто оказались брошенными фирмами-однодневками, с которых невозможно взыскать денежные средства обратно, то вопросы возникнут к вашей компании.

Вас будут подводить к умышленному выводу денег через фирмы-однодневки. Поэтому нужно заранее подумать, как обосновать свою добросовестность и должную осмотрительность.

Это далеко не исчерпывающий перечень проблемных вопросов, которые могут задавать бывшему руководителю. Все зависит от сферы деятельности компании, ее масштабов и квалификации оппонентов — юристов.

Если вы понимаете, что никаких запасов не было, дебиторская задолженности фиктивная, иные активы испарились или их никогда не было, то есть налицо недостоверность данных в бухгалтерской отчетности, то вам точно потребуется помощь юриста.

Бухотчетность — слабое место почти для всех директоров

Сведения из бухгалтерской отчетности являются самым слабым местом в позиции защиты почти любого руководителя.

Мало того, что эту бухгалтерскую отчетность составлял бухгалтер, который давно уже не работает, а если и работает, то не помнит или не знает, как так получилось. Так еще и сам руководитель не понимает, что это за цифры, и где для них подтверждающие документы.

Получается ситуация, когда руководитель подписал отчетность, сдал ее в налоговую, но даже понятия не имеет, что там за активы, откуда взялись цифры и почему сейчас он обязан передать постороннему лицу (конкурсному управляющему) то, чего нет и никогда не было.

Вот именно за отсутствие этих документов и предоставлению недостоверной отчетности (ее искажение) и будет привлечен директор к субсидиарной ответственности, то есть должен будет ответить личным имуществом.

Закон о банкротстве связывает персональную имущественную ответственность директора с невозможностью сформировать конкурсную массу или затруднительностью ее формирования.

Как руководителю минимизировать риски, если банкротство неизбежно

Провести аудит до банкротства. Желательно до начала процедуры провести аудит документов, восстановить недостающую или утраченную «первичку». Это прямая обязанность руководителя.

Провести инвентаризацию материальных ценностей. К ним относятся запасы, дебиторская задолженность, финвложения, основные средства, нематериальные активы и прочее.

В случае выявления факта недостачи имущества (когда по данным бухгалтерской отчетности имущество есть, а по факту его нет) нужно срочно обращаться за помощью к профессиональным юристам.

Собрать доказательства выемки/изъятия документов правоохранительными органами. Если документы изымались полностью или частично, нужно информировать конкурсного управляющего о данном факте.

Наемному директору — подать в налоговую документы о недостоверности сведений. Если руководитель наемный менеджер, то он вправе в любой момент уволиться и передать документы участнику или новому директору. При этом собственники могут затягивать назначение нового руководителя. В такой ситуации наемному руководителю стоит обратиться в ФНС с заявлением о недостоверности сведений.

Снять с себя будущую ответственность за непередачу документов конкурсному управляющему поможет факт передачи документов акционеру, участнику или иному доверенному собственникам лицу.

Вместе с актом приема-передачи документов директору целесообразно также оформить акт приема-передачи материальных ценностей, который можно привязать к данным бухгалтерской отчетности или к фактическим данным по результатам проведенной инвентаризации.

Есть много и других способов, как обезопасить себя руководителю от субсидиарной ответственности за непередачу документов и материальных ценностей. Раскрыть их в полной мере в рамках одной статьи невозможно. Поэтому в любой ситуации, связанной с передачей документов, лучше незамедлительно обратиться к юристу, который специализируется на банкротстве.

Онлайн-бухгалтерия подготовит годовую декларацию за вас

Предложение от Т-Банка

Онлайн-бухгалтерия подготовит годовую декларацию за вас

  • Подходит для ИП на УСН «Доходы»
  • Перенесёт операции из других банков, рассчитает доход с учетом комиссий маркетплейсов
  • Автоматически составит отчетность и отправит в налоговую онлайн
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Павел Бессонов
Павел Бессонов

В вашей компании все документы в наличии? Уверены ли вы в том, что к их содержанию не возникнет вопросов?


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных