Заполним декларацию автоматическиПодайте годовую декларацию в несколько кликовБесплатная онлайн-бухгалтерия от Т-БизнесаПодключите бесплатную онлайн-бухгалтерию от Т-БизнесаПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Здесь рассказываем, как разрабатывали план по улучшению удобства и функциональности личных кабинетов для маркетплейса «Петрович». Основная цель — не перегрузить интерфейс ненужным функционалом и не потерять скорость в коммуникации, которую сейчас так ценят партнеры ретейлера.

О клиенте и задаче

Петрович — крупнейший отечественный ретейлер товаров для строительства и ремонта, один из лидеров рынка. Работает по всей России с B2C и B2B- направлениями.

Клиент обратился к нам с запросом: разработать и дать рекомендации по оптимизации личных кабинетов для B2B-клиентов двух абсолютно разных аудиторий.

Мы предложили опираться на реальный опыт пользователей. Для этого взяли клиентскую базу, провели глубинные интервью и детальный конкурентный анализ.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Аватар дайджеста

Кастдевы или зачем говорить с клиентами, прежде чем тратить деньги?

Для начала давайте разберемся, что такое кастдев. Основа Customer Development (кастдев) — интервью с потенциальными или текущими клиентами, анализ их потребностей и проверка гипотез до вложения ресурсов в разработку.

Customer Development — это подход, основанный на исследовании рынка, чтобы выяснить:

  • кто наши клиенты;
  • какие у них проблемы и потребности;
  • что влияет на их поведение;
  • за что они готовы платить;
  • как принимать решения с учетом покупательского поведения.

Ключевой принцип

Нужно отталкиваться от потребностей клиента, а не от продукта.

Типичная ошибка предпринимателей — увлеченность собственной идеей. Они вкладывают значительные средства в продукт, а при запуске обнаруживают полное отсутствие интереса со стороны потребителя.

Опираться только на собственный опыт и мнение коллег — не лучшая стратегия. В конце концов, мы создаем продукты, интерфейсы и фичи не для себя, а для клиентов. А их восприятие может кардинально отличаться. В маркетинге без данных ошибиться легче, чем кажется. Вспомните, сколько раз вы были на 100% уверены в гипотезе и ошибались?

Конечно, можно выбрать «простой» путь — просто скопировать у конкурентов. У них же все протестировано и круто работает, правда? Открою страшную тайну: обычно это не так. Конкурент скопировал у другого конкурента, а к другому конкуренту пришла гениальная идея, внедренная без А/B теста. Итог? В лучшем случае мы получим средненький результат, как на другом сайте, эффективность которого может быть околонулевой. А в худшем — просто потраченное деньги и время.

Какие ключевые преимущества дают кастдевы?

Глубокое понимание потребностей клиентов. Клиенты не всегда могут четко сформулировать свою потребность. Глубинные интервью помогают выявить реальные сценарии взаимодействия. Через них можно собрать обратную связь, лучше понять боли и мотивацию пользователей.

Выработка и проверка гипотез. Благодаря интервью, можно отыскать неочевидные инсайты. Также появляется возможность адаптировать продукт под изменения на рынке, гибко управлять стратегией и вовремя менять ее.

Экономия ресурсов и минимизация рисков. Проводя кастдевы, можно избежать кейсов с запуском ненужного и неконкурентного продукта.

Приоритезация улучшений. Опираясь на данные, можно определить, что внедрять в первую очередь, а что — отложить.

Этапы исследования

Мы провели исследование, благодаря чему не просто собрали данные, но и получили ценные инсайты. Показываем, из чего оно складывалось.

Подготовили аудиторию. В нашем кейсе мы работали с двумя группами: поставщиками продукции и заказчиками, которые формируют оптовые заказы. Искать таких вручную — задача не из легких, поэтому этот этап работы провели совместно с клиентом, воспользовавшись клиентской базой. Чтобы не искажать картину, в выборку включили как опытных клиентов, так и новичков-сотрудников компаний разного масштаба. Делали это, чтобы понять, чем отличаются их CJM и учесть все интересы.

Особенность респондентов заключалась в том, что все они уже взаимодействовали с брендом. Знали плюсы и минусы работы в текущем формате, поэтому в своих ответах опирались на конкретные примеры. Благодаря такой осведомленности, точность вскрытия проблем и рекомендаций повышалась.

Подготовили дизайн-интервью. Разработали сценарии для двух аудиторий, включив вопросы о текущих процессах в работе с нами, болях, потребностях и сценариях использования личного кабинета.

Также крайне важно было узнать об опыте работы на других площадках. Эту информацию мы использовали, чтобы учитывать в конкурентном анализе и получить конкурентное преимущество.

Обсудили скрипты с клиентом и получили в среднем 26 открытых вопросов на один сегмент.

Организовали интервью. Чтобы повысить конверсию в интервью и улучшить его качество через лояльность собеседников, действовали в два этапа:

  1. Задействовав ресурсы клиента, сделали рассылку по базе, где анонсировали проведение интервью. Рассказали о целях, алгоритме и поделились контактами интервьюера. Благодаря такому подходу, клиенты доверительно относились к нашим звонкам.
  2. На втором этапе прозванивали клиентов, объясняли цель исследования и согласовывали удобное время для беседы.

Почему на этом этапе важно работать совместно с клиентом?

Письма рассылаются с официального аккаунта бренда, поэтому доверие пользователей автоматически повышается, с ними проще договориться и получить откровенные ответы на вопросы.

Провели интервью. Использовали формат полуструктурированного интервью, с заранее заготовленным скриптом. В процессе диалога в скрипт могли добавлять дополнительные вопросы, основываясь на ответах собеседника. Уточнения и раскрытие интересных ответов позволяют получить еще больше инсайтов.

Прекрасно, если интервью проводят члены команды с журналистскими навыками или релевантным опытом/компетенциями (как было в нашем случае). Но что делать, если такого опыта раньше не было?

  • сначала установите контакт, расположите к себе собеседника. Немного small talk в помощь;
  • задавайте уточняющие вопросы, если ответ оказался слишком общим: «А почему это важно для вас?» «Можете привести в пример конкретный случай?»;
  • не подсказывайте и избегайте навязанных ответов. Лучше спросить «С какими сложностями вы столкнулись?» вместо «У вас были сложности с…?»;
  • не бойтесь пауз в диалоге. Возможно, именно в такие «окна тишины» человек лучше раскроется и добавит деталей к рассказу.

Проанализировали конкурентов и разобрали функционал. Выбрали топов рынка среди других похожих компаний и тендерных площадок. Изучили личные кабинеты конкурентов для обеих аудиторий, разобрали их механику, выявили удачные решения и зафиксировали проблемные зоны. Попадались как устаревшие неудобные интерфейсы, так и современные прокачанные сайты с крутыми маркетинговыми приемами.

Собрали базовые функционалы, которые точно должны быть внедрены. По остальным провели количественный анализ реализованных решений, посмотрев пересечения у конкурентов. Затем наложили на них выводы по кастдевам.

Пример инсайта на основе конкурентного анализа. Обучающие видеоролики для новых пользователей

Большинство опрошенных просили помощи в освоении нового личного кабинета. Обучающие видео, подробно показывающие работу с платформой, помогут новичкам быстрее освоиться. Такой подход к онбордингу улучшит первый опыт пользователей и снизит вероятность их ухода из-за трудностей на начальном этапе.

В результате мы получили не просто обзор рынка, а конкретный список рекомендаций. Этот список четко показывает, какие решения следует внедрить и от каких отказаться для экономии бюджета.

Что делать, если нет лояльной базы

Выше мы описали первый этап исследования — подготовку аудитории. В нашем случае респонденты уже имели точки контакта с брендом, поэтому выстроить коммуникацию с ними было относительно легко. Но что делать в случае, если база холодная?

Предлагайте:

  1. Финансовую мотивацию. Самый популярный способ. Прямая оплата за интервью (500–3000 руб. за 20–60 минут) особенно хорошо отрабатывает в B2C.
  2. Промокоды, скидки. Дарите бонусы после прохождения опроса. Если у вас сервис, то можно дать бесплатный доступ, расширить тариф или увеличить лимиты.
  3. Социальную мотивацию. Здесь можно зайти через экспертность интервьюируемого или его влияние на продукт. Например, элемент экспертности можно транслировать так: «Поучаствуйте в исследовании, поделитесь опытом, получите доступ к результатам» или «Вы поможете создать новый продукт/улучшить текущий, который реально решает вашу проблему».

Все вышеупомянутые способы можно комбинировать. Все зависит от сложности поиска аудитории, поскольку, например, в сложных и узких нишах найти аудиторию достаточно проблематично. Однако всегда рекомендуем минимизировать усилия респондентов. Выбирать удобный пользователю способ коммуникации и не делать интервью слишком длинными.

Результаты

Мы провели 30 глубинных интервью и детально проанализировали 8 разных личных кабинетов. По итогам подготовили две презентации с выводами из интервью и конкурентного анализа.

Исследование показало, что действительно востребовано у B2B-клиентов. А также помогло избежать гипотетических решений, не опирающихся на реальные потребности.

Главный вывод: разрабатывать личный кабинет с нуля оказалось нецелесообразно — слишком дорого, долго и рискованно. Вместо этого наша команда рекомендовала усовершенствовать существующие кабинеты, добавив необходимый функционал и улучшив удобство использования.

Благодаря количественным исследованиям мы пересмотрели некоторые идеи, казавшиеся перспективными по результатам интервью. Яркий пример — маркетплейс логистики внутри тендерной площадки. Сначала высказывание клиента в пользу такого решения во время интервью заставило нас серьезно рассмотреть эту возможность. Однако последующий анализ количественных данных убедительно показал, что от этой сложной и дорогостоящей разработки лучше отказаться.

В заключение хочу сказать: кастдев — это не просто исследование, а серьезный инструмент, который позволяет минимизировать риск провалов и неоправданных затрат.

Если ваш бизнес сталкивается с вопросом, каким должен быть продукт или интерфейс, не стоит полагаться на интуицию или копирование конкурентов. Лучше изучите поведение и опыт пользователей. В идеале — провести глубинное интервью, ведь реальный опыт клиентов даст вам больше, чем десятки гипотез.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Пушистый хам

Очень понравилась стать! Было полезно прочитать!
Спасибо автору)


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных