Разыгрываем 50 призов по 100 000 ₽50 призов по 100 000 ₽Для участия откройте ИП в Т-БанкеЗарегистрируйте ИП в Т-Банке и участвуйте в розыгрышеПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Наш клиент довольно успешно продает свои товары на маркетплейсах, но однажды он получил уведомление, что одна из карточек товара заблокирована после претензии правообладателя и что наш клиент нарушил его авторское право на изображения.

Но вот нюанс: исключительные права на фотографии в карточке принадлежат нашему клиенту, так как изображения были специально заказаны у фотографа. А теперь давайте объясню детальнее, что нужно делать в таком случае.

Как происходит блокировка

В один прекрасный день в личном кабинете селлера вы можете получить уведомление следующего характера:

Сообщение о претензии по авторским правам
Сообщение о претензии по авторским правам

Такое сообщение наш клиент получил во внутреннем чате маркетплейса

Такое сообщение наш клиент получил во внутреннем чате маркетплейса

То есть, кто-то пожаловался на изображения из нашей карточки товара и заявил, что обладает авторскими правами на них. Администрация маркетплейса решила, что наш клиент нарушил правила площадки и ввел в отношении нашего клиента санкции.

Что все это значит для нас, как для продавцов, — ничего хорошего. Во-первых, маркетплейс скрыл нашу карточку, а это значит, что в поисковой выдаче ее нет. То есть никто не покупает наш товар, а значит мы теряем деньги.

Во-вторых, с момента получения претензии пошел отсчет в 10 дней, за которые нужно подготовить ответ на выставленную претензию. Если не уложиться в срок и не дать ответ, то карточку заблокируют насовсем.

В-третьих, такие жалобы, обычно, сопровождаются штрафными санкциями со стороны маркетплейсов. Например, Ozon начисляет штрафные баллы, которые могут привести к блокировке всего аккаунта, а Wildberries наказывает рублем — 10 тысяч за один факт нарушения.

Выдержка из правил Ozon
Выдержка из правил Ozon

Скриншот из базы знаний Ozon, в котором перечислены штрафные санкции за использование чужого контента

Скриншот из базы знаний Ozon, в котором перечислены штрафные санкции за использование чужого контента
Выдержка из правил WB
Выдержка из правил WB

Скриншот из перечня штрафов Wildberries — наказывают сразу рублем

Скриншот из перечня штрафов Wildberries — наказывают сразу рублем

Поэтому, чем быстрее получится решить эту проблему — тем лучше для селлера.

Шаг 0: меняем изображения в карточке товара на альтернативные

Этот этап не обязательный, но рекомендуемый, так как замена контента в карточке на альтернативный (и который точно по авторскому праву принадлежит селлеру) может помочь оперативно вернуть карточку в поисковую выдачу.

Такой ход, конечно, не решит проблему с изначальной претензией, но хотя бы поможет сократить издержки, которые селлер может понести, пока его карточка будет заблокирована.

Шаг 1: разбираемся в деталях претензии

На этом этапе лучше сразу подключить юристов, чтобы разобраться в предмете претензии на авторское право на изображения в карточке. Глобально возможны два исхода событий:

  1. Команда селлера действительно совершила ошибку и использовала чужие изображения в своей карточке. В таком случае вряд ли получится вступать в споры с администрацией маркетплейса. Стоит вернуться к шагу 0 и заменить все спорные изображения на те, которые у селлера точно есть авторские права.
  2. У селлера есть авторские права на изображения, и тогда тут может прослеживаться недобросовестная конкуренция со стороны, подавшей претензию.

В нашем случае мы оперативно рассмотрели оба варианта развития событий и пришли к выводу, что наш клиент обладает всеми правами на контент из карточки товара. Переходим к шагу 2.

Шаг 2: собираем доказательства

На этом этапе нам необходимо доказать, что авторское право на контент, размещенный в карточке товара, принадлежит нашему селлеру. В качестве доказательств могут выступить следующие объекты:

  • договор с фотографом на оказание услуг;
  • бриф на фотосессию с описанием продукции и требованиями к фотографиям;
  • акт выполненных работ;
  • исходные фотографии без обработки, в том числе снимки, которые не были использованы в оформлении карточки товара;
  • релиз модели, если на фото есть модель, которая демонстрирует предмет.

Важно, чтобы в договоре с фотографом был пункт о передаче исключительного права на использование фотографий в полном объеме. Если у селлера есть зарегистрированный товарный знак, который фигурирует на фотографиях — рекомендуем визуально его выделить. Это может дополнительно усилить позицию в споре.

После того, как все доказательства были собраны, можно переходить к шагу 3 — написанию ответа на претензию.

Шаг 3: составляем ответ на претензию

После того, как были собраны все документы, подтверждающие наличие авторских прав на заблокированный контент, нужно составить ответ на претензию и прикрепить все доказательства.

В нашем случае ответ был оформлен в таком виде:

Ответ на претензию

Добрый день! Мы не согласны с предъявленной претензией о нарушении авторских прав. Правообладателями данных фотографий является наша компания.

  1. Фотографии сделаны для нас фотографом по договору оказания услуг на проведение фотосъемки нашей продукции — Приложение №1 к письму (приложите копию договора). К указанному договору сторонами был составлен Бриф с описанием продукции и требованиями к фотографиям — Приложение №2 к письму. Исключительные права на фотографии переданы селлеру в полном объеме, о чем стороны подписали соответствующий Акт — Приложение №3 к письму (приложите копию подписанного акта).
  2. Также направляем вам наши исходные фотографии (приложите исходные файлы всех фотографий, если фотографий со съемок больше, можно приложить и не вошедшие в карточку товара, лучше всего приложить их архивом в одном документе).
  3. Отдельно отметим, что дополнительным доказательством того, что правообладателем фотографий является наша компания, служит наличие логотипа нашего бренда на фото — свидетельство о регистрации товарного знака (Приложение №4) (выделите на карточке товара логотип и приложите к письму). Кроме того на фотографии изображен сотрудник нашей компании.
  4. В настоящий момент наша компания несет убытки в виде упущенной выгоды, что является основанием для обращения с требованием об их возмещении.

Просим незамедлительно восстановить видимость товара в связи с отсутствием доказательств нарушения исключительных и авторских прав заявителя претензии. Считаем, что данная претензия может быть признаком недобросовестной конкуренции, просим направить нам копию претензии для ознакомления.

В случае нашего клиента администрация маркетплейса признала свою ошибку и пошла на встречу, разблокировала карточку товара не наложила дополнительных санкций.

Всего срок блокировки составил шесть календарных дней, и за это время наш клиент понес убытки в виду недополученной прибыли. В теории, можно было оспорить в суде факт ошибочной блокировки и получить компенсацию, однако маркетплейс не раскрывает автора изначальной претензии.

Сообщение о нераскрытии данных
Сообщение о нераскрытии данных

Вот что ответила техподдержка маркетплейса на наш запрос об авторстве изначальной претензии

Вот что ответила техподдержка маркетплейса на наш запрос об авторстве изначальной претензии

Что нужно делать, чтобы карточки товара не заблокировали

Вместо заключения — несколько советов, которые помогут свести к минимуму вероятность блокировки карточки по причине претензий на авторское право.

Проверяйте, не используете ли вы чужой контент для оформления своих карточек товара. Совет кажется очевидным, но некоторые селлеры игнорируют этот пункт. У любого контента в интернете есть свой правообладатель, который может в любой момент заявить о своих правах на него.

Всегда подписывайте договоры с подрядчиками, которые занимаются производством контента. И обязательно включайте в текст договора пункт о передаче исключительных прав на использование и переработку контента, произведенного исполнителем. И следите, чтобы такие договоры хранились в одном месте, чтобы в случае чего оперативно поднять архивы.

Храните исходники контента. Не стесняйтесь просить у фотографов и видеографов исходные файлы контента, который они создают для вас — заведите облачное или локальное хранилище для таких файлов. Настанет день, когда исходники могут усилить вашу позицию в споре.

Думайте медленно, решайте быстро. Всегда держите в голове факт, что в случае блокировки карточки вы, как селлер, теряете прибыль, и чем быстрее вы разрешите спорную ситуацию, тем меньше денег вы потеряете. Не давайте волю эмоциям, а лучше обратитесь к профильным специалистам, которые помочь решить проблему.

Читайте правила работы с маркетплейсами. Крупные маркетплейсы собирают правила работы в базы знаний и регулярно их обновляют, поэтому стоит как минимум раз в полгода погружаться в изменения политики и правил работы сервисов, чтобы не оказаться в сложной ситуации.

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

  • Бесплатно зарегистрируем бизнес и откроем счет
  • Обучим работе с разными площадками
  • Предложим все необходимые инструменты для успешной торговли на маркетплейсах
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Илана Ярко
Илана Ярко

О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных