Созданию личного бренда, как и бренда компаний, в последнее время, уделяется все больше и больше внимания. У экспертов и предпринимателей возникают резонные вопросы: «Как создать успешный и работающий бренд? На что стоит обратить внимание? Какие существуют риски и ошибки? Есть ли отличия в создании персонального бренда и бренда предприятия?».
Разбираемся в основных понятиях, определяем роль психологии и рассмотрим ключевые аспекты построения успешного бренда.
Основные понятия
Брендинг — это комплекс мероприятий по созданию, выведению на рынок и реализации финансово успешной кампании.
Логотип — графическое изображение основной идеи и миссии бренда. Это способ проявиться в мире, стать заметным, оцененным по достоинству, принятым и продаваемым.
Слоган — короткое словосочетание, усиливающее логотип и дополнительно раскрывающий его смысл.
Миссия — основная идея бренда, отвечает на вопрос: «Зачем создан бренд?».
Философия — определяется миссией, опирается на ценности и отвечает на вопрос: «Как мы реализуем миссию?».
Ценности — это основание философии, и они отвечают на вопрос: «На что опирается философия в реализации миссии, при построении бренда?».
Зачем нужны знания психологии?
В создании бренда, есть 3 точки применения психологии:
- все о персоне создателя;
- все о самом продукте;
- все о потребителях.
Исследуя создателя, его характер, темперамент, систему ценностей, самооценку, поведение, мотивацию, цели, желания и ожидания, можно сложить портрет автора. В том числе для этого может применяться типирование по Юнгу.
По такому же принципу анализируется продукт и группа потребителей.
В случае работы с персоной и потребителями, применяются знания двух разных и, порой, противоречивых психологий: персональной и групповой.
Далее собранные знания сплетаются между собой и мы получаем цельный продукт, отражающий своего создателя, понятный и полезный для потребителя. Бренд в котором все согласовано и нет внутренних противоречий — конгруэнтный. Тогда когда внутреннее равно внешнему. И тогда бренд, считывается покупателем как надежный и настоящий.
Основы создания бренда
Есть 2 канала выведения бренда на сцену, и с этим стоит определиться в самом начале, так как это отразится на всей дальнейшей концепции:
- Пассивный бренд «Идет за покупателем» — он выстраивается исходя из потребности потребителя и его портрета.
- Активный бренд «Ведет за собой» — он выстраивается около личности автора с учетом интересов аудитории.
У каждой из этих 2-х дорог есть свои плюсы и минусы. В пассивном варианте, бренд становится «заложником» интересов потребителя. Следуя за предпочтениями группы, бренд может развиваться интенсивно, но уже не принадлежать себе. Поэтому любое неосторожное действие, может привести к потере аудитории. Ведь у покупателя нет настоящих отношений с брендом, так как тот вымышленный. Маркетологи же, чаще всего, предлагают идти этим путем.
В активном варианте все наоборот. Важна как фигура создателя, так и потребителя. На основании этого идет поиск точек соприкосновения. За счет этого бренд получается более настоящий и устойчивый. Поэтому приходит «своя» аудитория, с высоким уровнем лояльности. Те, кто готов покупать все продукты производимые брендом.
Логотип. Когда путь выбран, начинаем создавать логотип, слоган, прописывать ценности, философию, миссию. Все эти части связаны между собой и одно определяет другое.
В создании логотипа важна исходная форма, а их не так уж и много:
- Квадрат — постоянство, опорность, стабильность.
- Треугольник (вверх, вниз) — знание, сила, направленность усилий.
- Круг — единство, близость, группа.
- Кольцо — решительность, прочность, ответственность.
- Горизонтальные линии — спокойствие, доверие.
- Вертикальные линии — прочность, выносливость.
- Наклонные линии (слева направо, вверх/вниз) — развитие или спад, движение.
- Кривая (снизу, сверху) — гибкость,способность к адаптации.
Поэтому, сначала смотрим что из этих первичных форм отражает смысл бренда и начинаем творить дальше.
Алгоритм начального этапа создания бренда
- Подбираем цвет, формат и слоган, усиливающие лого и раскрывающим смысл бренда.
- Прописываем миссию, философию, ценности.
- Продумываем имидж, якорные элементы, вирусный продукт, атрибуцию бренда, основы репутации, портрет ЦА, ценовую политику.
Демонстрация кейса. Разберем важность построения логотипа с учетом всех особенностей основателя бизнеса и ее ценностей. Владелец создала новый подход: Кундалини интеграцию.
Ключевая миссия логотипа: «Помочь людям познакомиться с Кундалини энергией, пробудить ее в себе и оставаться с ней в постоянном контакте».
Философия: «Делиться тем, что ты делаешь для себя. Относится к другим так, как ты взаимодействуешь с собой».
Ценности:
- понятный, применяемый и ценный продукт, улучшающий все сферы жизни человека;
- ответственность за будущие поколения;
- бережное сохранение традиций;
- передача опыта и знаний;
- человеколюбие;
- забота о себе и о ближнем.
Ключевая идея бренда заключается в соединении 2-х фундаментальных учений Кундалини-Йоги и Кундалини-активации, преобразовании их и адаптации к современным условиям. Передача практической информации и навыков, позволяющих сократить путь к поставленным целям. Соединить в человеке духовное и физическое. Привести к целостности, приподнимающей человека на новый эволюционный уровень.
Цвета, толщина линий, их изгиб, отражают психологический портрет создателя, суть бренда и несет в себе послание для аудитории.
Сама автор является практикующим мастером, живущим по законам и ценностям, отраженным в бренде.
Есть ли отличия бренда личности и компании?
Слаженная компания, в определенный момент проходит стадию групповой динамики и становится самостоятельно действующим организмом. Он живет по свои правилам и законам, в том числе и по собственной системе ценностей.
Поэтому, создание личного бренда и бренда предприятия, не особо отличаются между собой. Но только при условии, если компания уже пришла к зрелости, согласно модели Айзедиса, которая описывает жизненные циклы развития компаний и корпораций от зарождения идеи, проходя множество фаз, в том числе зрелость, стабильность, бюрократию и смерть.
Даже если речь идет про большую корпорацию, все равно, принцип создания бренда остается актуальным.
Резюме
Бренд — это зеркало отражающее внутренний мир создателя, сам продукт, в которое смотрится покупатель и видит это в себе.
Залогом успешного бренда являются:
- правильно собранные данные;
- правильно сформулированные основные понятия;
- правильно выбранная первичная форма логотипа;
- правильно созданный усиливающий слоган;
- конгруэнтность;
- верность себе;
- порядочность;
- желание делать мир лучше.
Знания психологии личности и психологии групп, помогают создавать живые и реальные бренды. Те, что обретают форму по законам графики, живописи, стихосложения.
Поэтому, на мой взгляд, построение успешного бренда, возможно только при применении науки о психике человека и психология вам в этом главная помощница!
9 советов от доктора-психотерапевта, которые помогут создать успешный бренд
- Не гонитесь за коротким рублем, в рамках пассивной модели, потом придется заплатить дороже.
- Развивайте бренд согласно своим ценностям, это позволит быть честным и устойчивым.
- Верность себе и своим ценностям автоматически усилит ваш бренд, так как люди почувствуют искренность, они устали от лжи.
- Выделите основную идею, сосредоточьте все силы около нее.
- Создайте свою бизнес нишу и постепенно наращивайте ее. Будьте монополистом на рынке, это обеспечит вашу жизнеспособность и процветание.
- Слоган должен быть короткий, но емкий.
- Ваша ЦА — это люди похожие на вас. Если вы конечно выбрали активную позицию.
- Не сравнивайте себя с другими. Ваша задача создать уникальность, тогда вы автоматически станете вне конкуренции.
- Лучше идти медленно и стабильно, чем быстро и неустойчиво.
Как вы считаете, может ли все-таки хватить знаний маркетинга для построения успешного личного бренда? Использовали ли лично вы основы психологии при создании логотипа?