С самого раннего возраста человек познает окружающий мир через игру, учится мыслить нестандартно, примеряет различные социальные роли и накапливает жизненный опыт. Метод обучения через игру остаётся актуальным на протяжении многих лет, что объясняет тренд на геймификацию процессов обучения персонала в компаниях.
Геймификация — это внедрение игровых механик в рабочие процессы, направленное на то, чтобы сделать рутину более увлекательной, повысить мотивацию сотрудников и улучшить командное взаимодействие. Это не просто «игры на работе», а эффективный инструмент для увеличения продуктивности и вовлеченности. Игра в любом её проявлении является источником позитивных эмоций, возможностью превзойти себя и способом уйти от повседневной рутины.
Почему геймификация полезна для компании с 350 сотрудниками?
Начну с того, как мы пришли к геймификации. Около года назад мы осознали важность следования современным трендам. Мы заметили, что современные сотрудники сильно отличаются от тех, кто приходил к нам даже 5 лет назад. Если раньше люди были готовы тратить по 2–3 недели на обучение, прежде чем начать активно продавать, то современные кандидаты хотят быстрее приступить к практике и зарабатыванию денег. Однако обучение всё равно необходимо, особенно в нашей специфической сфере. Знания должны быть получены на старте, чтобы начать эффективно работать.
Современный мир — это короткие видеоролики, вовлекающие игры и интерактивные форматы, которые позволяют усваивать информацию в игровом процессе. Мы решили адаптировать наше обучение, переведя его из привычного формата лекций с тренерами, с Zoom-занятиями и очными сессиями, в формат видеоуроков, длительностью максимум до 7 минут и игровых практик. Это что-то вроде тренажера для продаж, где сотрудники в игровой форме учат распознавать типы клиентов, отрабатывать возражения.
Такой подход оказался полезным, потому что мы значительно сократили время на обучение — вместо трех дней, сотрудник обучается всего 1 день. Мы также экономим на ФОТе тренеров, оставив только одного тренера для проведения вводного велком-тренинга и контроля за обучением.

Кроме того, использование современных методов обучения помогает нам привлекать новых сотрудников и делать компанию интересной и конкурентоспособной на рынке для современных кандидатов.
С какими «игровыми уровнями» (этапами) сталкиваются компании, внедряя геймификацию?
Прежде, чем приступить к внедрению геймификации, важно тщательно подготовиться, и изучить эту тему, оценив собственные возможности. Нужно понимать, есть ли у вас в команде IT-специалисты, способные реализовать такие проекты, и есть ли внутренние ресурсы для внедрения геймификации. Важно также, чтобы сотрудники, занимающиеся этим направлением, были увлечены процессом, иначе геймификация не принесет ожидаемых результатов. Всё должно начинаться с ясных целей. Наша цель была разбита на этапы:
- внедрить геймификацию в систему обучения новичков;
- внедрить геймификацию среди действующих сотрудников;
- на базе обучающей платформы, внедрить в систему конкурсы, соревнования и прочие инструменты повышения лояльности сотрудников к компании.
Наш подход был таким: мы сформировали штурм-группу из людей, которые были заинтересованы в геймификации, и имели достаточную мотивацию для работы. Вместе с командой, мы разработали первую игру для сотрудников, протестировали её на коллегах и собрали обратную связь. Эта тестовая версия позволила нам оценить успешность идеи. После чего, мы начали создавать новые обучающие игры, которые закрывали точечные вопросы обучения. В какой то момент, мы пришли к тому, что все игры можно систематизировать, и создать целую систему обучения. И начали создавать единую платформу, где будет размещаться обучение, отслеживаться эффективность прохождения уроков.
Так, мы создали HR-портал, где на сегодняшний момент размещается все обучение для новых сотрудников, действующих специалистов, руководителей, размещены конкурсы, интернет-магазин с мерчем компании, ведется запись занятости переговорок и прочие важные для сотрудников опции. Если бы не предварительная работа, поддержка инициативных сотрудников и продуманная подготовка, создание портала превратилось бы в гораздо более сложный процесс.
Мы дали бы следующие советы:
- Формулируем конечную цель и доступные ресурсы.
- Формируем штурм-группу и начинаем разрабатывать пошаговую концепцию.
- Тестируем продукт на каждом этапе и обязательно собираем обратную связь.
- Проводим поэтапное внедрение инструментов геймификации, начиная с малого и постепенно расширяя масштабы.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Какие игровые механики и элементы игр наиболее эффективны для достижения целей обучения?
Безусловно, баллы и рейтинги — это мощные инструменты мотивации. Мы заметили на собственном примере, что для увеличения вовлеченности сотрудников, важно внедрить элементы, которые делают процесс обучения увлекательным. Например, при запуске конкурса для новичков, мы использовали как материальные, так и нематериальные награды. Из нематериальных наград были использованы такие, как: система ачивок —визуальных значков-наград. Материальными призами были: удвоение премий или корпоративный мерч. Однако, особенно сильно сотрудники соревновались за изменение аватара, который, как в онлайн-игре, «прокачивался» с каждым пройденным уровнем, становясь более привлекательным.

Интересно, что аватар стал главным элементом вовлеченности: сотрудники соревновались, чтобы их персонажи выглядели круче. Это создавало ощущение статуса и стимулировало развитие, в то время, как ачивки отображали их успехи. Важно отметить, что такие визуальные элементы, которые отражают личные достижения, оказывают куда более сильное влияние на мотивацию сотрудников, чем простые цифры и таблицы.
Кроме того, важной частью геймификации является прогрев. Как и в любом продукте, для поддержания интереса к конкурсам и активностям важно не забывать об этом этапе. Если мы замечали, что интерес к некоторым конкурсам угасает, мы объявляли удвоение результатов за день или внедряли дополнительные бонусы, такие как призы за лучший результат. Мы также разработали контент-план, который включал чёткое расписание того, когда и какие активности проводить, чтобы поддерживать вовлечённость сотрудников на высоком уровне и не дать им «выгореть» от рутины.
Как измеряется результативность геймификации в обучении? Есть ли примеры метрик, которые можно использовать?
Первая метрика, которую мы начали собирать, — это прямая обратная связь от всех пользователей игры. На HR-портале, создана специальная метрика, позволяющая отслеживать результативность обучения. Мы внедрили тестовые вопросы, которые проходят сотрудники в процессе обучения, а также после каждой игры. Кроме того, есть метрики прохождения игр, которые отслеживаются в HR-портале: рейтинг участников, количество пройденных игр и уровней. Система чётко фиксирует, прошёл ли сотрудник игру или нет, что позволяет точно измерить эффективность обучения.

Результаты внедрения игровых механик не заставили себя долго ждать — в игровой форме материал усваивается быстрее и эффективнее. Мы отмечаем положительный отклик сотрудников, что подтверждают их отзывы, где они говорят о современности и прогрессивном подходе компании.
По предварительным наблюдениям, сотрудники быстрее адаптируются, оперативно включаются в работу и выходят на первые сделки значительно раньше. Пройдя обучение в игровом формате, они сразу начинают применять знания на практике, в отличие от традиционных методов, где длительное и громоздкое обучение затягивает их вовлечение в реальные задачи.
Какие неочевидные результаты может принести геймификация?
Геймификация не только ускоряет процесс обучения и привлекает новых кандидатов, но и приносит неожиданные результаты. Один из таких эффектов — это вовлеченность сотрудников в жизнь компании. Все мы слышим об искусственном интеллекте, геймификации, но теперь эти вещи становятся реальностью, от которой уже не скрыться. Мы понимаем, что, если не учитывать современные тренды, компания рискует стать устаревшей и неактуальной.
Немало сотрудников (более 87%) подтверждают, что в их компании соблюдаются корпоративная культура, этика и ценности. Это также подтверждается результатами опросов: сотрудники чувствуют свою значимость на рабочем месте. Этот неочевидный эффект демонстрирует, как компания становится более надежной и современной в глазах работников.
Кроме того, ещё один неожиданный результат геймификации — это раскрытие новых талантов. Например, один из наших маркетологов, который разрабатывал HR-портал, оказался не только специалистом по маркетингу, но и имел глубокие знания в области разработки. А также, бывший сотрудник отдела продаж, долгое время “для себя” изучал вопросы геймификации, а теперь активно использует свои навыки в работе. Таким образом, мы смогли выявить скрытые способности сотрудников, открыв для них новые возможности. Геймификация позволяет не только обучать, но и раскрывать потенциал, который в другом случае мог бы остаться незамеченным.
Итак, какой видимый результат даёт геймификация?
Рост продуктивности. Сотрудники выполняют больше задач, так как вовлечены в процесс и видят прямую связь между усилиями и результатом.
Более эффективное обучение. Новые сотрудники быстро осваиваются, а действующие — совершенствуют свои навыки, что сказывается на общей производительности.
Улучшение командного взаимодействия. Игровые механики помогают снизить количество конфликтов и укрепить сотрудничество, что в свою очередь способствует достижению общих целей.
Повышение лояльности к компании. Сотрудники ощущают свою значимость и ценность, когда их достижения признаются и награждаются.
Снижение стресса. Работа становится не только продуктивной, но и увлекательной, что снижает усталость и делает трудовой процесс более комфортным.
Открытие новых талантов. Геймификация позволяет выявить способности сотрудников, которые могли бы оставаться незамеченными в обычной рабочей обстановке.
Поддержка инноваций. Сотрудники становятся более склонны к поиску нестандартных решений, потому что они видят, что их идеи могут быть реализованы и оценены.
Устойчивый рост корпоративной культуры — внедрение геймификации помогает интегрировать ценности компании в повседневную работу, укрепляя корпоративный дух и стимулируя развитие внутри коллектива.
Резюме
Геймификация в сети «Эксперт Центр» стала не просто инструментом мотивации, а полноценным механизмом, который изменил подход к обучению, вовлечению сотрудников и корпоративной культуре. Благодаря внедрению игровых механик компания смогла повысить эффективность работы персонала, сократить время на адаптацию новичков и сделать процессы более динамичными.