Предприниматели, которые рассматривают участие в профессиональных премиях, неизбежно сталкиваются с рядом вопросов: например, как искать качественные конкурсы, как правильно оформить заявку, как реагировать на возможную критику со стороны жюри. В этой статье вы найдете ответы, а еще узнаете, как премия помогает оптимизировать расходы компании на продвижение и почему к участию важно относиться как к отдельному проекту со своим KPI.
Зачем подавать заявку на премию
Премия — мощный инструмент по продвижению продукта и подсвечиванию бренда работодателя. Вспомните, как работает любое выставочное экспонирование: люди могут попробовать товар, внимательно рассмотреть его, задать вопросы продавцу. Если все понравится, покупка будет совершена. Премии и профессиональные конкурсы работают, в сущности, по той же схеме: жюри и участники могут своими глазами увидеть, как выполняется проект, оценить его цифровые и качественные показатели, сделать выводы и принять решение о сотрудничестве с компанией.
Участие в премиях позволяет оптимизировать бюджеты на подразделения, занимающиеся развитием новых направлений бизнеса и привлечением клиентов. В первую очередь это касается отдела продаж с его бесконечными «холодными» звонками и встречами с потенциальными клиентами. Его работу можно усовершенствовать за счет узнаваемости бренда среди потенциальных клиентов. Да, подача заявки в профессиональных премиях обычно происходит на коммерческой основе, но эти вложения на выходе окупаются благодаря увеличению узнаваемости продуктов бренда и PR-возможностям, которые открывают отраслевые премии.
Также премия позволяет привлечь внимание к HR-бренду участника. На мероприятии обычно присутствуют сотрудники из конкурирующих организаций. Они видят команды в деле во время защиты заявок. Такая демонстрация кейсов в формате «здесь и сейчас» привлекает внимание потенциальных кандидатов, которые хотят работать в крутой компании и реализовывать достойные проекты. Кроме того во время подготовки заявок на премию происходит дополнительное сплочение команды внутри компании — сотрудники обмениваются опытом, приобщаются к общей идее получить награду. Они переживают за результат и громко празднуют победу. Это мотивирует двигаться к новым достижениям вместе с коллективом и работодателями.
Стоит отметить, что участие в премии также позволяет подсветить личные бренды собственников бизнеса и топовых руководителей, отвечающих за проекты, выдвигающиеся на премию. Это повышает вес специалистов в профессиональных рейтингах и является дополнительным бонусом в статусе компании.
Как выбрать премию для участия
На рынке существует большое количество премий, коммерческих или некоммерческих, и все они акцентируют внимания на разных достижениях — как с точки зрения личностного роста, так и с точки зрения бизнеса. Но особого внимания заслуживают индустриальные и продуктовые, в которых оценивается эффективность бизнеса. Если предприниматель решает подать заявку на участие в такой премии, ему следует учесть несколько ключевых критериев.
Кто учредители. Премию могут организовать ассоциация, группа компаний или отдельные люди. Нужно проанализировать, насколько известны организаторы в своей отрасли и какой у них опыт.
Как долго существует премия. На старте мероприятие может быть еще не совсем понятным по составу экспертного совета, формированию номинаций и подходу к коммуникации с участниками. Рассматривать стартапы стоит, если важен сам факт участия в премии.

Состав профессионального жюри. Один из главных показателей качества профессиональной премии — участники экспертного совета. Они должны быть признанными авторитетами в отрасли, к которой относится премия. Особенно ценно, когда в жюри входят представители брендов, являющихся прямыми заказчиками для участников. Такой состав экспертного совета и возможность демонстрации своего портфолио значительно повышают шансы участников найти крупных клиентов и получить прямые заказы.
Победители других сезонов. Для полноты картины стоит ознакомиться с победителями и финалистами прошлых конкурсов, чтобы понять, на что обращают внимание эксперты и какие кейсы вызывают наибольший интерес.
Участие в рейтинге. Премии, которые входят в рейтинг, дают возможность победителям получить дополнительные баллы и стать более заметными для потенциальных заказчиков. Как это работает? Например, Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) оценивает российские агентства по уровню их профессионализма и результатам, достигнутым на фестивалях рекламы и маркетинга за определенный период. Агентства, которые находятся вверху рейтинга, могут с большей вероятностью рассчитывать на заключение новых контрактов с лидерами рынка.
Кроме того, присутствие на мероприятии топ-менеджеров ведущих компаний отрасли открывает возможности для развития сети деловых знакомств. А присутствие на мероприятии представителей власти регионального и местного уровня привлекает внимание СМИ и становится важным информационным поводом для всей сферы.
С чего начать подготовку к участию в премии
Когда в компании появляется клиентский запрос на создание нового продукта, есть потребность повысить узнаваемость постоянного продукта или обратить внимание аудитории на изменения в портфеле продуктов и услуг — это однозначный маркер того, что стоит выделить ресурсы на подготовку к премии.
Специалисту из маркетингового или PR-департамента необходимо рассмотреть список релевантных индустриальных премий и выбрать номинации, которые позволят бренду подсветить нужные проекты и продукты наилучшим образом.
Затем нужно изучить условия участия, выяснить, требуется ли оргвзнос, а также уточнить календарные сроки подачи заявки и составить брифы для дополнительных задач и документов в процессе реализации проекта, которые впоследствии помогут эффективно презентовать кейс. Это могут быть финансовая аналитика, обратная связь от участников или покупателей, усиление фото- и видеопродакшна, анкетирование клиентов (в случае выполнения клиентского заказа), усиление контроля клиентского сервиса в рамках реализации проекта.
Что еще важно сделать, если вы решили участвовать в премии:
- Регулярно мониторить релевантные премии, планировать участие и заранее закладывать бюджет. Лучше делать это в начале года или другого календарного периода.
- Определиться с подходящей макрокатегорией. В каждой премии есть свои макрокатегории, которые позволяют сегментировать номинации по специфике кейсов, целевой аудитории, бюджету или охвату.
- Изучить критерии оценки проектов на премии. Обычно они указаны в положении, доступны на сайте или в личных кабинетах. Под эти критерии и следует составлять заявку, чтобы экспертам было понятно, о чем идет речь. Среди параметров, по которым оценивается заявка, могут быть: основная идея проекта, качественные и количественные показатели эффективности, технология и креатив.
- Обязательно получить разрешение на публикацию кейса от клиента в договоре в случае, если вы подаете на премию агентский кейс. Часто агентства или бизнес подписывают NDA о неразглашении, что делает невозможным подачу заявки без согласования с клиентом. Еще лучше выходить на премию вместе с клиентом. Эксперты более трепетно относятся к проектам, где исполнители и заказчики вместе подошли к подаче заявки.
- Общаться с коллегами со стороны организаторов премии, уточнять, задавать вопросы. Консалтинг никому никогда не помешает.
Существует определенный алгоритм оформления кейсов при подготовке к премии. Данные должны быть точными, емкими и структурированными. Необходимо подготовить презентации, собрать фото- и видеопортфолио.
В событийной индустрии особенно важно не только создать красивый и профессиональный ролик, но и дополнить его голосом за кадром и инфографикой. На защиту кейса выделяется не более 5–10 минут: эксперты, которые видят проект впервые, должны оценить его эффективность по короткому ролику и выступлению команды или ее лидера.
Премией важно заниматься как проектом, в частности, поставить KPI
Если компания решила потратить ресурсы и время на подачу заявки, важно понимать, что премией надо заниматься как серьезным проектом. В частности, поставить KPI: на какое место рассчитывает команда, обязательно ли занимать призовые места. Возможно, компании достаточно будет просто выйти в финал и осветить кейс, выполнив KPI-показатели по PR-задачам.
На рынке премий существует большое количество консалтинга на тему того, как правильно заполнять заявки и как готовиться к открытым защитам перед жюри. Но все это лишь общие рекомендации, которые в любом случае необходимо адаптировать под особенность каждого бренда и каждого проекта. По своему опыту подачи заявок на другие премии могу сказать, что это мастерство можно довести до совершенства только на практике. Чем больше вы участвуете в премиях, тем больший опыт набираете, и таким образом повышаете конверсию побед.
Типичные ошибки, которые допускают предприниматели на конкурсе
На премии подают заявки как агентства, так и клиенты, которые либо сами реализуют проект, либо привлекают сторонние команды. Важно отметить, что две эти целевые аудитории премии по-разному заполняют формы заявки и тому есть логическое объяснение.
Возможно, в других индустриальных премиях различия не так заметны, но в сфере событийного маркетинга они очевидны. Агентства-реализаторы обычно фокусируются на технических достижениях и работе с людьми, детализировано описывают декорации, свет, звук, режиссерские концепции. Но при этом могут забыть рассказать, как вливание средств в данное мероприятие повлияло на бизнес: повысились ли продажи, возросла ли мотивация сотрудников и партнеров? А вот участники-клиенты больше внимания уделяют как раз тому, как проект позволил решить проблему бизнеса, каких качественных и количественных показателей удалось достичь за счет коммуникаций через события, но при этом игнорируют детали реализации. Обычно золотая середина определяется сочетанием взглядов обеих сторон на эффективность проекта, претендующего на премию.
Типичные ошибки, которые чаще всего возникают из-за спешки и подачи заявки в последний момент:
- невыверенные цифры и неясные цели, задачи проекта, которые могут запутать жюри;
- упущенные акценты в описании, не дающие возможности понять, чего же хотел участник;
- плохие фотографии и видеоматериалы, нечеткие снимки и презентации, которые могут негативно повлиять на общее восприятие проекта;
- спикер, который защищает кейс на премию, не подготовлен.
Избежать ошибок поможет тщательная подготовка команды и подход к премии как к важному проекту, требующему внимания и погружения.
Как подготовиться к возможным вопросам и критике со стороны жюри
Если грамотно заполнить заявку, внести все необходимые данные по проекту, наглядно показать в презентации или в устном выступлении реализованные решения и полученные результаты, а также подготовить к публичному выступлению спикера со стороны бренда или со стороны участника, то критики со стороны жюри не будет.
Возможно, потребуются уточнения, чтобы эксперты могли понять, какой балл поставить по тому или иному критерию. Также вопросы могут возникнуть, если обнаружится, что информация, указанная в заявке, не соответствует той, что была представлена в фото- и видеоматериалах.
Члены экспертного совета, как правило, с большим уважением относятся к лидерам индустрии, которые проявили инициативу и подали свои кейсы на премию — это интеллектуальная собственность компании, и очень немногие решаются раскрывать детали, рассказывать, как они решают те или иные задачи, демонстрировать свои новаторские решения. Это всегда признак определенного уровня развития бизнеса.
Советы предпринимателям, которые впервые участвуют в профессиональных премиях
Чтобы участие в профессиональном мероприятии стало по-настоящему результативным, важно соблюдать определенные рекомендации.
Работа с маркетологом, пиарщиком и командой — базовое условие. Так компания сможет выделить ценные кейсы и материалы, которые затем можно использовать для создания контента, презентаций и интервью. Кроме того, в процессе создания продукта или в конечной точке его реализации можно поделиться своими эмоциями, экспертизой и коммуникациями, что поможет дополнительно продвигать продукт в медиапространстве.
Грамотное планирование бюджета играет важную роль при подготовке проекта. Закладывать определенную сумму на подготовку и участие лучше в конце предыдущего или начале текущего года. Бюджет включает в себя не только стоимость подачи заявки, но и дополнительные расходы — на персонал, коррекцию фотографий, видео и портфолио. Поход на саму премию также может потребовать ресурсов, так как команде предстоит подготовиться к церемонии и блистать на сцене.
Участие в конкурсе важно даже на перспективу. На протяжении многих лет существования нашей премии приходилось слышать, как представители регионов считали, что их проекты не дотягивают до уровня топового кейса, претендующего на победу. Однако здесь действует общее правило: те, кто не пытается и не ставит перед собой цели, не сможет стать победителем.
Многие начинали с поражений, но затем побеждали, когда понимали, как реагируют эксперты, как защищаются кейсы и какие решения интересны для премии и индустрии в целом.
Главное
Профессиональные бизнес-премии — история про большие желания и амбиции, реализовать которые позволяют следующие принципы:
- Выбирайте формат участия согласно целям и задачам компании на данный момент.
- Не пренебрегайте грамотной подготовкой — она позволит вам по-новому взглянуть на свой продукт. Сложно измерить такие понятия, как мурашки или «вау-эффект», но их возможно оценить через индекс удовлетворенности участников или количество созданного цифрового контента.
- Заполняйте заявку по всем правилам: от текста до презентации и фотоотчетов. В некоторых конкурсах необходимо предоставить видеоролик, соответствующий техническим требованиям.
- Помните: премии выигрывают не только кейсы и проекты, но и команды, и люди.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.