Заполним декларацию автоматическиПодайте годовую декларацию в несколько кликовБесплатная онлайн-бухгалтерия от Т-БизнесаПодключите бесплатную онлайн-бухгалтерию от Т-БизнесаПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Внедрение Agile требует тщательной подготовки, поскольку связано не только с изменением методологии работы, но и с трансформацией мышления команды и переходом к гибким подходам ведения бизнеса в целом. Рассказываем, что нужно знать об основных принципах Agile и стратегии его внедрения.

Agile и Agillity

Применительно к организациям гибкость (Agility) — это совокупность трех способностей, каждая из которых имеет решающее значение.

  1. Осведомленность — умение воспринимать информацию, позволяющую понимать, что происходит внутри компании и снаружи (например, новые конкуренты, технологии или бизнес-модели).
  2. Объективность — принятие обоснованных решений на основе фактических данных.
  3. Скорость — быстрое исполнение решений в жизнь, что создает новый опыт, который способствует повышению осведомленности.

Agile — это целая философия, а также набор принципов и методов разработки, основанных на итеративном подходе, которые помогают обеспечивать организационную гибкость. Наиболее популярными методами, основанными на принципах Agile, считаются Scrum и Kanban.

Agile-команды сфокусированы на потребностях клиентов, они регулярно уточняют требования и собирают обратную связь по продукту, совершенствуют его, а еще — упрощают и улучшают сам процесс разработки, придерживаюсь принципов самоорганизации и личной ответственности за результат.

Российский контекст

Российские компании начали внедрять гибкие методологии управления более 15 лет назад. И если раньше Agile использовали наиболее продвинутые и инновационные ИТ-компании и стартапы, то сегодня гибкие подходы внедряют организации разного масштаба из разных отраслей. При этом российские компании начали адаптировать Agile под свои специфические условия, создавая гибридные модели, которые учитывают местные реалии и особенности бизнеса.

В российской практике применения Agile можно выделить пять ключевых эффектов от внедрения гибких подходов. Компании отмечают, что становится удобнее управлять меняющимися приоритетами. Ведение проектов становится более прозрачным, а управление распределенными командами — эффективным. Кроме этого, повышается степень согласованности бизнеса и ИТ. Стоит отметить, что именно этот пункт является главной целью российских компаний — им важно двустороннее взаимодействие, когда бизнес учитывает возможности ИТ, а ИТ-подразделение максимально внимательно относится к потребностям бизнеса. И пятый пункт — это ускорение поставок и времени вывода продукта на рынок (Time-to-Market).

Agile может быть применён в различных сферах и условиях. Однако не всем компаниям он будет полезен.

Чтобы ответить на вопрос, подходит ли компании Agile, можно обратиться к модели Кеневин. Это инструмент для определения оптимального способа управления в системе с учетом степени ее сложности.

В рамках модели Кеневин выделяют 4 типа систем:

  1. упорядоченные простые;
  2. упорядоченные сложные;
  3. хаотичные;
  4. запутанные или комплексные.

Первые две — упорядоченные с понятными причинно-следственными связями, отличаются друг от друга количеством взаимосвязей. Хаотичные системы крайне нестабильны и малопонятны. В запутанных системах причинно-следственные связи не всегда известны и могут меняться, поэтому здесь нет готовых вариантов решений — нужны постоянные эксперименты и адаптация под меняющиеся условия. Для компаний, работающих в запутанной системе, идеально подходит Agile.

Agile-трансформация по шагам

При переходе на Agile главное — осознать необходимость изменений. При этом важно понимать, что Agile не является универсальным решением. У каждого бизнеса — свой уникальный внешний и внутренний контекст, а также особые потребности, культура и процессы, внешнее окружение. Это все необходимо учитывать при принятии решения о внедрении гибких подходов. Задача руководителей и команд — выявить эти особенности и адаптировать Agile-принципы под свои реалии.

Шаг 1. Диагностика. Важно изучить существующие процессы, организационную структуру, систему коммуникаций и корпоративную культуру компании, конкурентное окружение (определить бенчмарки в соответствующей отрасли).

На этом этапе нужно понять, во-первых, сможет ли Agile помочь в достижении целей и определить масштаб требующихся изменений. И во-вторых, готова ли компания к выявленному по результатам диагностики объему изменений.

Шаг 2. Составление дорожной карты. Следующий шаг — составление дорожной карты трансформации. Здесь пошагово отображается план проведения изменений по следующим направлениям:

  • структура;
  • процессы;
  • коммуникации;
  • культура;
  • технологии.

Шаг 3. Обучение. Необходимо провести тренинги по основам Agile и конкретным методологиям и фреймворкам (Scrum, Kanban). Это поможет всем членам команды понять принципы и практики, по которым им предстоит работать. Кроме того, именно обучение помогает начать менять культуру организации. Если этим не заниматься на начальной стадии перехода, то внедрить Agile в компании будет сложнее.

Проводя своевременное обучение основам Agile, команда трансформации более эффективно управляет сопротивлением изменениям, снижая его «градус».

Шаг 4. Внедрение изменений. На этом этапе формируются кроссфункциональные команды, вводятся итерационные поставки и спринты. Внедряются инструменты для управления задачами (например, Jira).

Шаг 5. Сбор обратной связи и адаптация. На всем этапе трансформации важно собирать обратную связь от участников команд и заинтересованных сторон, а также анализировать результаты внедрения Agile и вносить необходимые изменения в процессы.

Шаг 6. Культура постоянного улучшения. При переходе на Agile необходимо внедрить и развивать культуру, ориентированную на обучение и адаптацию. Стоит поощрять эксперименты, инновации и открыто обсуждать проблемы. Важно поддерживать вовлеченность команды и укреплять Agile-ценности в корпоративной культуре.

Основные ошибки при внедрении Agile

Бывают случаи разочарования, когда внедрение гибких подходов не приносит ожидаемых результатов из-за неправильного внедрения или недостаточной подготовки команды. Можно выделить наиболее распространенные ошибки, которые совершают компании на своем трансформационном пути.

Во-первых, это ошибочное решение о переходе на Agile там, где он не нужен. Возвращаясь к модели Кеневин, можно сказать, что для простых и сложных упорядоченных систем гибкие подходы избыточны, а хаотичным — они не помогут. Издержки на внедрение будут большими, а результат не оправдает вложенные инвестиции. Например, в простых системах достаточно работать по инструкциям, в сложных — в рамках проектного управления. Поэтому важно изначально правильно определить свой домен и ценность, которую способна обеспечить Agile-трансформация.

Вторая ошибка — это отсутствие достаточного обучения перед внедрением Agile и недостаточно активное продвижение ценностей и принципов этого подхода. Более того, если обучение состоялось, важно убедиться, что команда действительно понимает, как работать по-новому на примере своего производственного цикла. На этом этапе очень важно сопровождение со стороны агентов изменений.

Третья ошибка — неправильное понимание Agile. Многие компании пытаются внедрить Agile как набор инструментов, не понимая его философии. Agile — это философия, основанная на гибкости, сотрудничестве и постоянном улучшении. Она требует изменения мышления для принятия решений, которые основаны на принципах Agile.

Четвертая ошибка — недостаточное внимание вопросу управления сопротивлением изменениям. Важно понимать: практически каждая организация на пути изменений испытывает сопротивление. Меняется привычная структура ролей и производственного процесса, культура, коммуникации — происходит серьезная трансформация. Сотрудники могут быть не готовы к этому.

Важно обеспечить прозрачность и последовательность проведения изменений:

  • объяснить, почему изменения необходимы;
  • какие проблемы призвана решить трансформация;
  • как именно будут происходить изменения и в какой последовательности.

Таким образом, внедрять Agile стоит компаниям, которые готовы к изменениям и желают повысить свою гибкость и скорость реагирования на запросы клиентов.

При этом учитывать особенности своей команды и бизнеса, быть готовым к возможным трудностям и сильному сопротивлению изменениям на начальных этапах. Ключевыми факторами успеха являются правильное определение контекста, в котором работает компания, обучение, прозрачная коммуникация, поддержка со стороны менеджмента и постоянная адаптация процессов на основе полученного опыта.

Важно помнить о непрерывности трансформационных процессов. Agile-трансформация — это постоянный процесс адаптации и улучшения, который помогает организациям оставаться конкурентоспособными и эффективными в условиях быстро меняющегося мира.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных