Согласно данным аналитиков уровень проникновения аутсорсинга бизнес-процессов в российских компаниях на сегодняшний колеблется на уровне 5-15% в зависимости от отрасли. Это сравнительно невысокий показатель по сравнению с европейскими и американскими компаниями. Тем не менее, специалисты фиксируют ежегодный рост рынка аутсорсинга в России только в отрасли подбора персонала на уровне 20%.
Что дает бизнесу аутсорсинг бизнес-процессов и почему в текущих условиях — это одно важнейших конкурентных преимуществ бизнеса, рассказываем в этой статье.
Что такое аутсорсинг бизнес-процессов
Аутсорсинг бизнес-процессов — это услуга, в рамках которой бизнес делегирует выполнение определенных функций и процессов подрядчику, которым выступает компания, обладающая более высокими компетенциями в делегируемой области.
Чаще всего на аутсорсинг передают:
- управление персоналом;
- организацию и управление контактным центром;
- бухгалтерский учет;
- логистику;
- IT-услуги;
- маркетинг;
- и другие.
Аутсорсинг высвобождает руководству и сотрудникам компании время и силы, которые они могут сосредоточить на решении более важных задач. Вместе с этим компания сокращает и расходы на реализацию делегируемых на функций, так как в подавляющем большинстве случаев аутсорсинг бизнес-процессов стоит дешевле, чем выполнение этих же задач внутри компании.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Подробнее о том, какие бизнес-процессы можно передать на аутсорсинг
На аутсорсинг, как правило, передают бизнес-процессы, которые не являются ключевыми для компании и не связаны с ее основной деятельностью. Наиболее популярными направлениями для аутсорсинга являются следующие.
Управление контактным центром. Это услуга многоканальной поддержки клиентов бизнеса. Специалисты контактного центра обрабатывают входящие обращения и совершают исходящие. То есть, они организуют полноценное общение с клиентом, направленное на эффективное решение его вопроса.
Организация и поддержка собственного контактного центра — трудозатратная задача даже для крупного бизнеса. Передавая эту функцию на аутсорсинг, бизнес получает универсальных специалистов по цене в среднем от 52 000 руб./мес. за одного менеджера.

Для сравнения, такой специалист в найме обойдется в 90 000 — 100 000 руб./мес. + затраты на организацию рабочего пространства, соц.отчисления и так далее.

Бухгалтерский учет и налогообложение. Аутсорсинговые компании и сервисы берут на себя задачи по ведению бухгалтерского учета, подготовке и сдаче налоговых деклараций и отчетности. Это позволяет бизнесу выделить больше времени на решение стратегических задач.
Так, например, аутсорсинг бухгалтерии для компании на 20 сотрудников обойдется примерно в 15 400 руб./мес. Для сравнения, наемный бухгалтер обойдется минимум в 100 000 руб./мес., не говоря уже о затратах на организацию рабочего места, социальных отчислениях и так далее.
Управление персоналом. Кадровые агентства и HR-компании предоставляют услуги по подбору персонала, организации обучения и развития сотрудников, а также управлению трудовыми ресурсами.
Так, например, подбор линейных сотрудников обходится в среднем от 40 000 рублей за услугу. И если учесть, что найм персонала происходит не каждый месяц, многим компаниям достаточно держать специалиста или HR-агентство на аутсорсе для подбора персонала и ведения HR-документации.
IT-услуги. Компании передают на аутсорсинг обслуживание информационных систем, техническую поддержку, управление базами данных, разработку, установку и поддержку работоспособности профессионального ПО и другие IT-функции.
Тут стоит отметить, что IT-аутсорсинг очень востребован в государственных учреждениях, например, в поликлиниках, где многие врачи работают на компьютерах, используя специализированные программы.
Логистика и складское хозяйство. Логистические компании берут на себя управление цепочками поставок, складированием, транспортировкой и распределением товаров.
В логистике очень много нюансов и процессов, с которыми редко может справиться один специалист, если для компании эта деятельность не является профильной.
Маркетинг и реклама. Агентства предлагают услуги по разработке маркетинговых стратегий, проведению рекламных кампаний, управлению социальными сетями и другими маркетинговыми инструментами.
Так, например, функции, которые выполняет маркетолог за зарплату 90 000 — 120 000 руб., аутсорсинговая компания берет до 50 0000 руб. в месяц. То есть, экономия минимум в 2 раза.

Конечный выбор процессов для аутсорсинга зависит от специфики бизнеса, его целей и стратегии развития.
В каких отраслях востребован аутсорсинг бизнес-процессов
Аутсорсинг бизнес-процессов востребован во многих отраслях экономики, среди которых можно особенно выделить следующие.
IT и телекоммуникации. Компании в этой сфере часто передают на аутсорсинг обслуживание информационных систем, техническую поддержку программ и оборудования, управление серверами и базами данных и другие функции. Благодаря этому они больше внимания уделяют разработке новых продуктов и услуг.
Финансовый сектор. Банки, страховые компании и инвестиционные фонды активно используют аутсорсинг для:
- управления рисками;
- бухгалтерского учета;
- обработки платежей и других процессов.
Производство. Производственные предприятия передают на аутсорсинг логистику, управление складом, закупки и другие вспомогательные процессы.
Розничная торговля. Магазины и торговые сети часто используют аутсорсинг в следующих целях:
- управление цепочками поставок;
- маркетинг;
- мерчандайзинг;
- обслуживание клиентов.
Здравоохранение. Медицинские учреждения передают на аутсорсинг:
- управление персоналом;
- бухгалтерский учет;
- клининг;
- и другие процессы.
Образование. Учебные заведения передают на аутсорсинг такие задачи, как:
- техническая поддержка оборудования и образовательного ПО;
- управление финансовыми операциями, включая взаимодействие с налоговыми органами;
- клининг;
- и другие функции.
Туризм и гостиничный бизнес. В этой отрасли аутсорсинг используется для:
- управления бронированием;
- обслуживания гостей;
- маркетинга.
Транспорт и логистика. Транспортные компании и логистические фирмы часто передают на аутсорсинг управление складами, транспортировку грузов и другие операции.
Строительство. Строительные компании используют аутсорсинг для управления проектами, снабжения и других функций.
Преимущества аутсорсинга бизнес-процессов
Снижение затрат. Благодаря аутсорсингу компании сокращают расходы на:
- сотрудников;
- аренду;
- и другие ресурсы.
Высвободившиеся средства можно направить на рекламу, обновление оборудования, повышение зарплат и так далее.
Повышение эффективности. Передача бизнес-процессов на аутсорсинг повышает эффективность работы бизнеса, так как аутсорсинг-партнер имеет больше опыта и ресурсов для выполнения делегируемых ему задач, а значит может выполнять их более эффективно в интересах бизнеса. Как итог, бизнес за то же время выполняет больше ключевых задач, производит больше товаров и услуг, а значит генерирует больше прибыли.
Оперативная адаптация к изменениям. В современных экономических реалиях компаниям необходимо оперативно адаптироваться к изменениям рынка. Сделать это проще, когда ряд бизнес-процессов переданы на аутсорсинг, так как сама аутсорсинговая компания тоже адаптируется к новым реалиям, одновременно адаптируя под них и ваши задачи.
Фокус на основных задачах. Передавая второстепенные процессы на аутсорсинг, компании больше внимания уделяют своей основной деятельности и решению стратегически важных задачах. Это помогает им эффективнее обходить конкурентов и быстрее достигать стратегических целей.
Снижение рисков. Аутсорсинг снижает риски, связанные с управлением сложными процессами, такими как IT-инфраструктура или управление персоналом. Аутсорсинговые компании берут на себя ответственность за выполнение этих функций и общение с проверяющими органами в случае возникновения каких-либо претензий с их стороны.
Риски аутсорсинга бизнес-процессов
Среди рисков аутсорсинга персонала можно выделить такие, как:
- снижение контроля над процессами;
- возможная утечка конфиденциальной информации, что особенно актуально при аутсорсинге персонала;
- зависимость от поставщика услуг;
- возможное снижение качества услуг.
Поэтому важно тщательно выбирать партнера по аутсорсингу и перед заключением договора проработать процесс контроля подрядчика по аутсорсингу.
Как выбрать компанию для аутсорсинга персонала
Выбор компании по аутсорсингу персонала требует тщательного подхода, чтобы обеспечить достойное качество услуг и соответствие вашим бизнес-потребностям. Вот несколько шагов, которые помогут вам выбрать надежного партнера:
Определите свои потребности. Прежде чем искать компанию по аутсорсингу, четко сформулируйте, какие именно услуги вам нужны. Это может быть:
- подбор временного персонала;
- ведение рекламных кампаний;
- бухгалтерский учет;
- другие услуги.
В первую очередь рекомендуем обратить внимание на операции, которые во многом являются шаблонными, как, например, бухгалтерский учет, или задачи, управление которыми отнимает слишком много ресурсов, например, управление маркетингом.
Изучите рынок. Отправьте запросы и соберите предложения с разных аутсорсинговых компаний. Изучите отзывы клиентов, кейсы, представленность в СМИ, сделайте сравнительную таблицу поступивших предложений. Не забудьте проверить документы компании, чтобы убедиться, что они работают в соответствии с законом.
Согласуйте финальные условия сотрудничества. Перед тем как заключать договор, согласуйте все условия сотрудничества, определите ответственность сторон и проверьте документы с юристами, чтобы после заключения договоре не всплыли какие-то неучтенные подводные камни.
Заключение
Аутсорсинг бизнес-процессов сегодня особенно востребован, так как рынок труда испытывает острую нехватку квалифицированных кадров. Помимо этого расходы многих компаний увеличились значительно больше, чем выросли их доходы. Аутсорсинг позволяет:
- снизить затраты на персонал и выполнение рутинных задач;
- повысить качество и точность выполнения передаваемых на аутсорсинг функций;
- сделать бизнес более гибким, что важно, если компания хочет оперативно адаптироваться под стремительно меняющуюся экономическую среду.
И что немаловажно, аутсорсинг во многом снимает географические ограничения бизнеса и позволяет эффективнее выстраивать работу в разных городах и даже странах.
Очень взвешенное и развернутое мнение с достаточно понятной аналитикой рынка и учета сегодняшних реалий. Спасибо.