Карта для всех дел от Т-БанкаКарта для всех дел от Т-БанкаОплачивайте личные и рабочие покупки напрямую с расчетного счета ИПОплачивайте любые личные и рабочие покупки с расчетного счета ИП без лишней отчетностиПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Предприниматели стремятся выделить свой продукт среди аналогов и обращаются в студии дизайна, чтобы создать эффектную упаковку. На деле же оказывается, что далеко не все решения одинаково хорошо работают на полках и витринах магазинов, а некоторые, — и вовсе отталкивают потребителей.

В статье разбираемся, какие факторы могут сформировать у аудитории негативное впечатление, рассматриваем типичные ошибки, знакомимся с примерами удачного (и не очень) дизайна упаковки и выделяем антитренды 2025 года.

Коротко о главном. Задачи упаковки

Для начала определим, какие задачи решает упаковка. Разбираться будем на простом и понятном примере — упаковке молока:

  1. Выделяет на фоне конкурентов. Делает так, чтобы в магазине среди разных брендов молока аудитория остановила взгляд именно на вашем.
  2. Помогает найти нужный товар. Позволяет покупателю быстро сориентироваться в многообразии продуктов и взять молоко той жирности, которой он искал.
  3. Дифференцирует продукты внутри линейки бренда. Помогает не ошибиться в выборе и положить в корзину безлактозное молоко, а не обычное.
  4. Транслирует преимущества. Демонстрирует покупателю, что кокосовое молоко вашего бренда подходит ему лучше других, потому что не содержит сахара и произведено из сырья высшего качества.
  5. Рассказывает о ценностях и философии бренда. Объясняет, что вы бережно относитесь к коровам на ферме, кормите их луговыми травами, заботитесь о свежести продукции и здоровье потребителя.

Упаковка также должна соответствовать ожиданиям целевой аудитории. Простейший пример: если на пачке детского печенья вместо милого мишки мы увидим реалистичное изображение самовара и величественных колосьев пшеницы, то на подсознательном уровне почувствуем диссонанс. И в этом, на самом деле, нет ничего удивительного, ведь на упаковке детских товаров мы ожидаем увидеть иллюстрации, которые будут понятны детям.

Очевидное и не очень. На что влияет некачественная упаковка?

Некачественная упаковка может нанести серьезный ущерб бренду, подорвав доверие и лояльность клиентов. Важно учитывать, что даже небольшие изменения в упаковке, если они не соответствуют ожиданиям аудитории, могут привести к значительным финансовым потерям.

Итак, качественная упаковка, может:

Убить лояльность. Любая компания имеет собственный «капитал ассоциаций», по которым потребитель выделяет ее среди конкурентов. Если мы увидим на витрине сметану «Простоквашино», в сознании, скорее всего, возникнет образ деревни. Посмотрим на банку Adrenaline Rush, — и на ум придут другие ассоциации: заряд энергии, скорость, свобода. Важно помнить про этот капитал и учитывать его при разработке упаковки. Иначе бизнес рискует не только разрушить наработанный годами имидж, но и потерять лояльность аудитории. Клиенты могут попросту не принять резких изменений и перестать доверять бренду.

Редизайн Tropicana
Редизайн Tropicana

Примерно по такой схеме происходили изменения дизайна упаковки сока Tropicana в 2009 году

Примерно по такой схеме происходили изменения дизайна упаковки сока Tropicana в 2009 году

Примером изменений дизайна упаковки, который не пришелся по вкусу потребителям, может являться давний кейс Tropicana. В 2009 году бренд представил обновленный дизайн упаковки. К сожалению, потребители восприняли изменения негативно, компания понесла убытки. Прежний дизайн пришлось вернуть.

Дизайн бутылок «Святой источник»
Дизайн бутылок «Святой источник»

Эволюция дизайна бутылки «Святой источник». Первый вариант, представленный на картинке, уже не содержит узнаваемой церковной символики

Эволюция дизайна бутылки «Святой источник». Первый вариант, представленный на картинке, уже не содержит узнаваемой церковной символики

Еще один пример — бренд бутилированной воды «Святой источник». Особенностью изначальной версии упаковки было то, что ее дизайн содержал коды церковной символики, а на каждой бутылке размещалась фраза: «Бутилирована по благословению святейшего патриарха». После того, как бренд был продан, изменился и дизайн бутылок: с них убрали с привычные аудитории визуальные атрибуты вместе с надписью, — и показатели изменились. Так, лояльными потребителями «Святого источника» в 2002 году себя называли 10,5% респондентов, в то время как к 2009 году году число таких потребителей составляло уже 5,9%.

Порой в отчаянной попытке привлечь внимание, бренды добавляют на упаковку как можно больше информации и дополнительных деталей. Приводит это к диаметрально противоположному эффекту: потребителю приходится тратить больше времени на изучение, и он начинает сомневаться: «Стоит ли вообще покупать продукт?». Может сложиться и обратная ситуация, — когда информации на упаковке, наоборот, недостаточно. Например, в категории продовольственных товаров первой необходимости (мясо, хлеб и др. — прим.), потребителю важно видеть продукт (или хотя бы его изображение) перед покупкой. Если упаковка не позволяет этого сделать, то с очень большой вероятностью в потребительскую корзину отправится продукт конкурентов.

Саботировать продукт. Упаковка дает клиентам уникальный опыт взаимодействия с брендом, поскольку воздействует на все органы наших чувств: человек воспринимает визуальные решения, считывает форму, ощущает текстуру материалов, запахи и ароматы.

Если упаковка скользит в руках, неудобно открывается, плохо выглядит и пахнет (потому что впитала запахи соседнего отдела), негативное мнение о продукте складывается уже на подсознательном уровне. Именно поэтому при разработке упаковки необходимо, в том числе, учитывать контекст и окружающее пространство, в котором будет этот самый продукт реализовываться.

Когда можно нарушать правила?

Тем не менее, существуют примеры, когда компании намеренно играют не по правилам. Например, ломают привычные дизайн-коды при создании упаковки. Так, бренд по продаже товаров для жизни, красоты и дома «Золотое Яблоко» можно отнести к премиальному сегменту, для которого характерны очень сдержанные цветовые сочетания без ярких и «кричащих» оттенков.

Упаковка бренда «Золотое яблоко»
Упаковка бренда «Золотое яблоко»

Яркая упаковка бренда «Золотое Яблоко»

Яркая упаковка бренда «Золотое Яблоко»

Казалось бы, выбранный цвет совсем не подходит под описание цветов премиального сегмента. Однако именно благодаря использованию непривычного цветового решения, бренд выходит за рамки продуктовой категории и выделяется на фоне конкурентов.

Идти на подобные смелые решения мы советуем только в случае проведения комплексных исследований бренда, продукта и конкурентов и предпочтений аудитории. Этап исследований — это тема для отдельной статьи.

Вредные советы от дизайнера. Антитренды 2025

Хотите создать максимально отталкивающую упаковку и лишиться клиентов? Неукоснительно следуйте советам, которые сделают вашу упаковку отталкивающей, а бренду — принесут проблемы.

Шаг первый. Полностью пропустите этап исследования собственного бренда, рынка и конкурентов. Вы знаете о своей аудитории и ее предпочтениях достаточно, — даже больше, чем нужно.

Шаг второй. Игнорируйте здравый смысл, форму, размеры. Время предложить покупателям «креатив на палке» и новый опыт взаимодействия с брендом. Упаковка должна открываться с трудом: минимум с третьего раза. Ее содержимое при этом непременно должно оказываться на полу.

Шаг третий. Превратите восприятие информации в незабываемый аттракцион. Добавьте на упаковку описание продукта и всех его преимуществ, разместите на ней слоган и найдите место для подробной истории развития компании. Добавьте несколько фотографий продукта, по три-четыре штуки на каждую сторону упаковки. Зачем? Для красоты.

Шаг четвертый. Вызовите интерес к продукту с помощью нечитаемого шрифта. Производите детское питание? Найдите самую брутальную шрифтовую пару с угловатыми буквами. Помните: гармоничные цветовые сочетания — удел тех, кто проводит исследования.

Шаг пятый. Забудьте о мастер-макетах. Вы можете легко обойтись без них. Есть красивая дизайн-концепция? Ни в коем случае не адаптируйте ее на реальные носители и не делайте тестовые образцы печати. И так сойдет!

Кроме шуток. Примеры эффективной упаковки

Так какую же упаковку можно назвать эффективной? В первую очередь, речь идет об упаковке которая, успешно решает задачи, поставленные перед брендом.

Упаковка от Apple
Упаковка от Apple

«Многоуровневая» упаковка от Apple

«Многоуровневая» упаковка от Apple

Яркий пример — компания Apple, которая решила превратить первое взаимодействие с собственным продуктом в театразилированную постановку. Реализовать идею удалось с помощью грамотно спроектированной упаковки. Процесс действительно завораживает: так, сначала покупатель отрывает с коробки защитную полоску с перфорацией. Затем — поднимает крышку, достает Iphone, Ipad и только потом аккуратно убирает защитную пленку с экрана. Apple удалось не только театрализовать, казалось бы, обычный процесс распаковки продукта, но и спровоцировать распространение UGC-контента: потребители порой до сих пор снимают видео, как распаковывают новый смартфон или планшет, выкладывая контент в соцсети.

Упаковка бренда «Милград»
Упаковка бренда «Милград»

Так выглядит новая упаковка продуктов бренда «Милград»

Так выглядит новая упаковка продуктов бренда «Милград»

В качестве еще одного удачного примера упаковки можно привести бренд молока «Милград». В 2020 году Брянский молочный комбинат провел ребрендинг и показал дизайн новой упаковки: главным ее персонажем стал прекрасный нарисованный котик. С упаковки молока хвостатый друг мило смотрит прямо в глаза покупателю, как бы «переходя» с одной стороны упаковки на другую. И хотя коты, как любители молока, находятся где-то на втором уровне ассоциаций, в данном случае пушистый герой смог отлично передать нужные смыслы. У компании получилось отойти от приевшейся ассоциаций «корова-молоко», которую использует каждый второй бренд. Решение понравилось потребителям: люди вместо мерчендайзеров в магазинах крутили коробки «Милград» на витрине, собирали «цельного котика», фотографировали его и выкладывали в социальные сети.

Дизайн упаковки кастрюли и сковороды Tesoro
Дизайн упаковки кастрюли и сковороды Tesoro

Упаковка, разработанная нашим агентством Opencore для бренда Tesoro, принадлежащего компании «Нева Металл Посуда»

Упаковка, разработанная нашим агентством Opencore для бренда Tesoro, принадлежащего компании «Нева Металл Посуда»

Еще один пример — кейс нашего агентства Opencore. Упаковка была создана для бренда Tesoro, принадлежащего компании «Нева Металл Посуда».

Компания специализируется на производстве литой посуды из алюминия и нержавеющей стали. Представлена на рынке давно и успела накопить собственный капитал ассоциаций в сознании потребителей. Перед нами стояла задача: сохранить узнаваемость бренда и обновить дизайн упаковки.

Разработку упаковки начали с проведения исследований. Выяснили, что для целевой аудитории бренда процесс готовки — не повседневная рутина, а творчество. Посуда, которой они пользуются, должна делать этот процесс не только удобным, но и увлекательным, служить источником ярких эмоций. Еще одним предпочтением аудитории являлись убедительные, акцентные аргументы, которые как бы «подталкивают» сделать правильный выбор в пользу посуды бренда. Такими акцентами, например, являются выверенные, удобные форма, размер и вес, приятная тактильность и внешний вид.

Прежний и новый логотип Tesoro
Прежний и новый логотип Tesoro

Изначальный VS обновленный логотип Tesoro

Изначальный VS обновленный логотип Tesoro

Помимо этого, нам предстояло сохранить знак ударения над первой буквой «О» в логотипе. Для клиента было важно сделать акцент на правильном произношении названия бренда. Сделано это неспроста: еще одним характерным акцентом для аудитории являются итальянские коды, которые символизируют стиль, душевность и уверенность в результате. Мы сохранили в логотипе ударение, преобразовав его в символ ручки сковороды — вместе с буквой «О» она образует минималистичный образ.

Упаковка кастрюли Tesoro
Упаковка кастрюли Tesoro

Дизайн коробок создавался с учетом выкладки на полках

Дизайн коробок создавался с учетом выкладки на полках

Дизайн коробок для кастрюли создавался с учетом выкладки на полках: команда понимала, что в разных точках продаж она может быть произвольной, если не сказать случайной. Чобы особенности продукта легче считались на полке, мы сделали каждую сторону коробки информативной: так, чтобы потребитель мог с легкостью визуализировать продукт бренда, мы разместили на упаковке изображение кастрюли, — при совмещении сторон упаковка показывает ее реальный размер.

Упаковка сковороды Tesoro
Упаковка сковороды Tesoro

Дизайн упаковки сковороды, разработанный с учетом формы упаковки заказчика

Дизайн упаковки сковороды, разработанный с учетом формы упаковки заказчика

Дизайн сковороды был разработан с учетом формы упаковки заказчика. Наша команда знала, что в этой категории товаров важно показывать на упаковке привлекательную фуд группу. Поэтому на упаковку сковороды мы поместили аппетитную и насыщенные изображения еды. Важно было сохранить баланс между всеми элементами и не допустить перегрузки дизайна. Поскольку продукция Tesoro продается в магазинах сегмента масс-маркет и должна была выделять бренд среди конкурентов на полке. Цветовое решение также должно было учитывать насыщенное конкурентное пространство, в котором представлен бренд. Поэтому мы выбрали яркий красный цвет и отдали ему достаточно много места в контексте всего дизайна.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных