Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Growth-маркетинг: что это такое и почему такой подход спасает бизнес


Многим стартапам и бизнесам, стремящимся в короткие сроки вырасти или выйти на новые рынки, недостаточно традиционных методов продвижения. Они трансформируют привычный путь специалиста из «создать продукт, затем продать его» в «создать, продать, проанализировать, переделать и затем повторно продать» — и это уже growth-маркетинг.

Маркетинг роста. Что это значит

Growth-маркетинг — это особый подход, который фокусируется на ускорении роста компании через систематическое тестирование гипотез, оптимизации различных каналов привлечения клиентов и улучшение пользовательского опыта.

Если специалист работает в такой методике, то он постоянно что-то исследует: как ведут себя потребители, насколько узнаваем бренд и эффективен отдельный продукт. Это делается с помощью сплит-тестов, анкетирования, интервью и других методов. В результате в руках у маркетолога появляется информация, которая позволяет правильно выбирать инструменты продвижения.

Так, если традиционный маркетинг основное внимание уделяет брендингу и созданию узнаваемости продукта, то growth-метод направлен именно на поиск точек роста бизнеса и их масштабирование.

Как работаем с воронкой и почему главное — продукт

Каждый бизнес ведет клиента по пути, который приводит к совершению продукта — например, увидел, купил, заказал.

Все эти шаги формируют воронку продаж, и обычно она строится из нескольких этапов и называется AARRR-воронкой:

  • Acquisition (Привлечение);
  • Activation (Активация);
  • Retention (Удержание);
  • Referral (Рекомендации);
  • Revenue (Доход).

При традиционном подходе маркетологи фокусируются на верхней части воронки: думают, как запустить рекламную кампанию или привлечь побольше клиентов. То есть они стараются продвинуть уже созданный продукт, тогда как growth-маркетолог вместе с другими специалистами работает над каждым уровнем воронки, принимая участие и в создании лендингов, и в проработке пользовательского пути.

При этом growth-подход тесно связан с продуктом. Главное — сделать продукт настолько привлекательным и полезным для аудитории, чтобы он сам по себе становился источником роста за счет рекомендаций и виральности. Поэтому усилия приносят лучший результат: “случайный” пользователь превращается в постоянного клиента, а позже и в адвоката бренда, который сам продвигает продукт.

Ключевую роль в growth-маркетинге играют анализ и оптимизация воронки продаж. Чтобы определить проблемные зоны и точки роста, специалист по маркетингу систематически рассматривает каждый этап воронки и стремится найти ответы на вопросы.

Вот как это обычно происходит. Сначала он собирает данные о каждом этапе взаимодействия с клиентом:

  1. Привлечение (Acquisition) — откуда приходят клиенты? Какие источники трафика работают лучше всего?
  2. Активность (Activation) — насколько активны пользователи после первого взаимодействия с продуктом/услугой?
  3. Удержание (Retention) — какой процент клиентов возвращается повторно?
  4. Рекомендации (Referral) — как часто клиенты рекомендуют ваш продукт другим?
  5. Доход (Revenue) — сколько денег приносит каждый клиент?

Затем нужно найти проблемные зоны. То есть этапы, на которых теряется наибольшее количество потенциальных клиентов. Например, это может быть высокий показатель отказов на этапе регистрации или низкая активность после первой покупки.

Дальше — гипотезы. Они описываются по фреймворку HADI:

H — Hypothesis (Гипотеза). Формулируется предположение о том, какое изменение способно улучшить продукт или процесс. Гипотезы должны быть конкретными, проверяемыми и измеримыми, например:

  • «Добавление видеоинструкции на страницу регистрации увеличит конверсию на 10%»;
  • «Отправка персонализированных писем после первой покупки повысит возврат клиентов на 15%».

A — Action (Действие). Определяется конкретное действие, которое необходимо предпринять для проверки гипотезы. Важно продумать, какие шаги нужно сделать, чтобы собрать данные и подтвердить или опровергнуть гипотезу.

D — Data (Данные). Этот этап включает сбор данных после выполнения действий. Данные могут включать количественные показатели, такие как метрики продукта, а также качественные отзывы пользователей.

I — Insight (Инсайт). Анализ собранных данных помогает получить инсайты, то есть выводы о том, была ли гипотеза подтверждена или нет. Инсайты помогают понять, стоит ли продолжать движение в выбранном направлении или нужно пересмотреть подход.

Использование этого фреймворка способствует систематическому и эффективному процессу тестирования идей, а это повышает вероятность успешного внедрения изменений и улучшения продуктов или процессов. Так, оптимизация воронки продаж происходит постоянно. Этот процесс никогда не заканчивается. После успешного внедрения одной гипотезы начинается работа над следующей, что позволяет постоянно улучшать результаты.

Growth-маркетолог постоянно проводит эксперименты, тестируя новые идеи и гипотезы. Чтобы найти самые рабочие решения он делает все: A/B-тестирования, изменение интерфейсов и контента, и пробует все возможные каналы продвижения — это могут быть контекстная реклама, SEO, соцсети, контент-маркетинг, email-маркетинг и другие каналы.

Могут быть и провалы

Больше 50% гипотез могут быть провальными, и только некоторые из них могут выстрелить — но это совершенно нормально. Провал гипотезы — это не конец света, а возможность учиться и улучшать свои подходы.

Что делает хороший маркетолог, если его гипотеза не подтвердилась?

  1. Анализирует причины. Старается понять, почему гипотеза не сработала. Возможно, проблема была в постановке задачи, данных или реализации.
  2. Обновляет свою стратегию. Использует полученные знания для корректировки своих дальнейших действий. Может потребоваться изменить подход, пересмотреть целевую аудиторию или провести дополнительные исследования.
  3. Продолжает экспериментировать и не останавливается после одной неудачной попытки. Growth-маркетинг — это процесс постоянного тестирования и улучшения. Чем больше экспериментов вы проведете, тем выше вероятность найти успешную стратегию.
  4. Делится опытом. Обсуждает свои успехи и неудачи с коллегами и партнерами. Это дает обратную связь и помогает учиться на ошибках.

Поэтому провальные гипотезы — неотъемлемая часть процесса роста и развития любого бизнеса. Важно только уметь извлекать уроки из неудач и использовать их для дальнейшего совершенствования своей стратегии.

Что надо уметь

Список навыков, необходимых специалисту, который занимается маркетингом роста, очень длинный. Но основное, это аналитические способности — он должен уметь собирать, анализировать и интерпретировать большие объемы данных.

Что нужно для этого уметь?

  1. Использовать актуальные инструменты, например Google Analytics, Amplitude, Mixpanel и других.
  2. Понимать ключевые метрики и показатели эффективности (KPI), таких как LTV, CAC, ARP и др., и способность отслеживать их динамику.
  3. Проводить A/B-тестирования, чтобы можно было оценить, насколько эффективны разные версии сайтов, реклам и других элементов маркетинга.

Второй важный навык — использование маркетинговых каналов и инструментов. Здесь арсенал стандартный для любого маркетолога:

  1. Контекстная реклама: Настройка рекламных кампаний в системах контекстной рекламы
  2. SEO/ASO: Оптимизация сайта или приложения под поисковые системы (SEO) и магазины приложений (ASO).
  3. Email-маркетинг: Генерация email-кампаний, сегментация аудитории, работа с автоответчиками.
  4. SMM: Управление социальными сетями, создание контент-планов, взаимодействие с аудиторией, продвижение постов и сторис.
  5. Партнерские программы: Работа с инфлюенсерами и другими партнерами для привлечения трафика и увеличения продаж.

Но и это еще не все. Успешный специалист глубоко понимает продукт или услугу, которую продвигает, участвует в UX/UI, мониторит конкурентов, оценивает риски, мыслит креативно на каждом этапе, и, вместе с тем, умеет разрабатывать долгосрочные стратегии роста.

Тот, кто все это умеет и не боится экспериментов, может научиться «взламывать рост» — это называется growth-хакинг. Такой специалист способен оперативно выдвигать гипотезы и проверять инструменты, которые помогут растить бизнес и увеличивать прибыль компании. А это и есть основные цели у успешного growth-маркетолога.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Дмитрий Акулов
Дмитрий Акулов

В какой сфере бизнесу нужно обязательно использовать такой подход? Поделитесь идеей в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации