Изменение айдентики помогает бизнесу начать новый этап развития на рынке, показать, что компания уже не та, что раньше. Но иногда новый фирменный стиль не получает отклика у аудитории, потому что не перенесен во все точки коммуникации с клиентами. Когда компании обновляют айдентику и почему новые элементы необходимо наследовать во всех цифровых продуктах, рассказываем ниже.
Зачем бренду редизайн или ребрендинг?
Для начала разберемся с понятиями. Под ребрендингом мы подразумеваем комплексные изменения в компании, когда другим становится ее позиционирование, название, айдентика, Tone of Voice (стиль коммуникаций). Редизайн предусматривает не такие масштабные перемены: изменения в дизайне, логотипе, фирменном стиле бренда.
Итак, дизайн в брендинге решает три задачи:
- Рассказывает историю компании.
- Вызывает отклик у нужной целевой аудитории.
- Передает посыл, который должны считывать потенциальные клиенты.
Например, если человек видит эмблему со змеей, обвитой вокруг чаши, то он понимает, что перед ним клиника или больница. Ложка и вилка, кружка с дымком, надписи со словами «food», «dinner» позволяют легко отличить столовую, кофейню среди других заведений в любой стране. Никому не нужно объяснять, о каком бренде идет речь, когда мы видим надкушенное яблоко, красную букву «Я» или заставку в виде окна на компьютере. Некоторые компании не только супер-узнаваемые, они научились еще и вызывать ассоциации у аудитории. Coca-Cola многим напоминает о новогодних праздниках, производитель молочной продукции «Простоквашино» — о любимом советском мультфильме с котом Матроскиным. Но бывает и так, что бренд по определенным причинам хочет разорвать подобную связь в сознании аудитории, изменить ассоциации. Как МТС, которая в 2023 году впервые за 17 лет решила избавиться от яйца.
Потребность в редизайне возникает тогда, когда у компании меняется «сигнал» — месседж, который она хочет донести потенциальным клиентам или же сама целевая аудитория. Например, бренд хочет рассказать историю о новом этапе в своей деятельности или показать себя с другой стороны, потому что, скажем, его продукт изменился, бизнес масштабировался.
Бывает и так, что дизайн сайта, мобильного приложения, фирменный стиль устарели или «не попадают» в целевую аудиторию. Потенциальные клиенты не понимают, что с ее помощью пытается донести бренд. Во всех этих случаях нужен редизайн, а если изменилось буквально всё — ребрендинг. Лучше всего понять потребность бизнеса в смене айдентики помогут примеры из практики.
Как делали редизайн известные бренды
Компании довольно консервативны по отношению к элементам своего фирменного стиля, не готовы к постоянным экспериментам, поэтому мы слышим буквально о 3-6 крупных ребрендингах и редизайнах в год. Вот яркие примеры последних лет.
Новая айдентика Яндекса. В 2021 году впервые за 13 лет Яндекс сменил логотип. Компания поменяла знак (появилась буква «Я» в красном круге) и шрифт, изменила внешний вид поисковой строки — она перестала напоминать стрелку. Эти элементы стали частью новой айдентики бренда. Обновленный знак можно увидеть на логотипах сервисов, фирменных сумках курьеров.
Когда разрабатывался старый логотип, никто и не думал, что ведущий поисковик рунета займется доставкой продуктов, откроет такси и начнет делать беспилотные автомобили. Но бренд активно наращивал своё офлайн-присутствие. Новая айдентика должна была отразить суть нового, изменившегося Яндекса, одновременно давая понять, что у сервисов компании общее начало и технологии.
К тому же, компании, которая ведет деятельность в офлайне, нужно печатать полиграфическую продукцию и заказывать форму, рюкзаки для курьеров, оформлять автомобили. А новый логотип Яндекса четче виден издалека.
Обновление фирменного стиля Яндекс.Лавки. В 2023 году сервис доставки еды и продуктов питания провел ребрендинг. Новый фирменный стиль содержит графические элементы, которые доносят аудитории основные ценности «Лавки»: забота о людях, стремление доставлять им радость каждый день. На логотипе появилось сердце, символизирующее любовь и заботу и напоминающее заглавную букву слова «Love».
Изменился и подход компании к работе с аудиторией: Tone of Voice бренда стал более мягким, простым и близким к клиенту. Он предложил рецепты блюд, появилась своя кухня. «Фишкой» сервиса стал стиль, «как у бабушки в деревне»: сшитое из кусочков полотно, тканевые скатерти, мягкие формы, линия посуды с таким же дизайном. Раньше Яндекс.Лавка была обычным приложением для доставки, но бизнес изменился, появились магазины в офлайне. Это стало поводом для ребрендинга.
Редизайн «Кинопоиска». В конце 2021 года «Кинопоиск» обновил визуальный стиль. Площадка с 2003 года объединяет людей и кино. И в новом логотипе бренд захотел отразить именно эту идею. Она нашла воплощение в измененной букве «К», иллюстрирующей, как интерес к историям объединяет людей.
К тому же, сервис в последние годы изменился. Он стал лидировать в видеостриминге, начал продюсировать фильмы и сериалы. Новый визуальный стиль был создан, чтобы показать аудитории, что «Кинопоиск» — это единая платформа для коммуникаций в разных каналах: в телефонах, на Smart-TV, в социальных сетях и на сайте платформы. Старая айдентика не отражала эту суть. Сервис убрал приставку HD, чтобы перестать ассоциироваться только с кинотеатром.
Раньше логотип «Кинопоиска» был вынужден существовать в агрессивной среде визуального «шума» (SNR): вокруг множество постеров, баннеров и других картинок. Он казался невзрачным на их фоне. Поэтому в компании решили сделать яркий лого, который «бросится» в глаза зрителям. Новый визуал в хорошем смысле «царапает» взгляд, вызывает небольшую «соринку» в глазах пользователей, тем самым обращает на себя внимание больше, чем дизайн конкурентов.
Масштабный редизайн Netflix спустя 10 лет. В июне 2024 года сервис сделал редизайн с акцентом на более удобный и упорядоченный интерфейс. В компании стремились сократить «гимнастику для глаз» пользователя, дав ему сосредоточиться на интересующем контенте. Площадка давно стала целой «киновселенной», она захотела выделиться на фоне остальных стриминговых сервисов и сделала акцент на удобстве поиска и просмотра для аудитории.
Конечно, можно еще упомянуть «СберМаркет», который стал «Купером», компанию МТС, потерявшую яйцо, и Т-Банк. Но об этих историях вы и без нас слышали. Мы в MateÇa помогаем брендам найти новые ценности и донести их аудитории через дизайн. Попробуем снова разобраться в этом на примере.
Кейс: как мы разрабатывали брендинг для сервиса IMAST
IMAST — краудфандинговая платформа для благотворительности. На площадке собраны проверенные фонды и организации, которые собирают помощь для жителей Армении. Основная идея проекта — объединить армян по всему миру в сплоченное сообщество людей, для которых помощь является неотъемлемой частью их жизни.
Мы занялись брендингом компании. Он начался с разработки логотипа. В основу концепции легла идея с незабудкой — главным символом Армении и ее народа, олицетворяющим вечную память и возвращение к корням. Перебирая различные варианты, мы взяли за основу армянский символ вечности Аревахач и объединили его с незабудкой. Так родился фирменный знак и цветовая палитра бренда.
Также мы постарались передать концепцию бренда в его атрибутах, чтобы повысить узнаваемость и установить связь с пользователями, донести аудитории ценности и задачи компании. После этого мы перенесли элементы нового брендинга на сайт и в мобильное приложение IMAST.
Многие компании совершают одну и ту же ошибку, когда не используют айдентику в своих цифровых продуктах. Они не знают, что это едва ли не самая дешевая точка контакта с аудиторией. В офлайне происходит ограниченное количество касаний с брендом. Тогда как с цифровыми продуктами бренд взаимодействует ежедневно или несколько раз в день. Вспомните, как часто вы открываете Telegram, VK, банковское приложение или стриминговый сервис.
Многие бренды не используют такой простой и недорогой способ коммуникации с аудиторией. В результате взаимодействие компании с потенциальными клиентами становится нецелостным и дорогим для бизнеса. Поэтому «упаковка» новых ценностей, месседжей компании в обновленный визуал — только половина работы. Их важно перенести в цифровые сервисы.
Как сделать бренд и цифровой продукт единым целым?
Классические приемы управления вниманием аудитории в маркетинге много лет назад устремились в сторону цифровых продуктов. Так получили свою популярность маскоты — с помощью таких персонажей, как зеленый робот Android, Полковник Сандерс KFS, Mr. Proper, кролик Nesquik мы узнавали продукт бренда.
Сегодня они есть не у всех компаний, но почти каждая развивает другой цифровой продукт — сайт, мобильное приложение. Такой инструмент является самой частой точкой касания бренда с аудиторией.
Компании не могут и не стремятся занять все билборды и контактировать с одной и той же аудиторией в офлайне по несколько раз в день, потому что она давно мигрировала в онлайн и взаимодействует с цифровыми продуктами брендов постоянно.
Задача компании или ее дизайнеров — использовать новые параметры айдентики во всех точках касания с аудиторией. Например, если бренд решил использовать синий цвет, то он должен быть и на сайте, и в приложении, и на листовках. Единый визуальный стиль необходимо сделать основной концепцией брендинга.
Многим дизайнерам кажется, что мобильное приложение должно выглядеть по-другому. Нужно оставить больше пространства, сделать тоньше шрифты, убрать часть графических элементов, чтобы не загромождать интерфейс. Но это ошибка. Так думает дизайнер, который заботится о дизайне, а не о бренде.
Так как же объединить бренд и цифровой продукт?
Параметрами айдентики можно передать сигнал бренда во всех точках касания с аудиторией. Любой редизайн должен рассказывать новую историю бренда. Необходимо четко понимать, какой целевой аудитории она адресована и получилось ли передать ее без лишнего «шума». Для этого дизайнеру или специалисту по брендингу необходимо ответить на три вопроса:
- О чем должен сказать людям этот дизайн?
- Что мешает это передать?
- Что это подтверждает?
«Сигнал» должен быть отражен в цифровом продукте бренда для получения целостного опыта пользователя. Этот посыл соберет воедино образ компании в сознании пользователя.
Подведем итоги
За любым ребрендингом и редизайном стоит изменение месседжа компании или самой аудитории. Айдентика должна правильно доносить «сигнал» бренда потенциальным клиентам. Бренду нужен консистентный подход в продукте и коммуникациях — единый стиль элементов и соответствие бренд-атрибутов друг другу, включая цифровые продукты.
А вы используете айдентику бренда в цифровых продуктах? Поделитесь в комментариях.