Сколько не пели дифирамбов искусственному интеллекту, бывает так, что воз и ныне там. Он не понимает вас с первого промпта, и вы раздраженно закрываете вкладку с чат-ботом: «Сам быстрее сделаю!». Но на самом деле проблема может крыться в ваших запросах: они недостаточно детальные и не наставляют ИИ на правильный путь после одной ошибки. Не стоит так недооценивать подарок свыше в виде искусственного интеллекта, ведь все рутинные задачи, которые обычно отнимают у вас много сил, можно смело ему делегировать, а потом — ловко дирижировать. Нашей команде он пригодился в работе над подкастом, точнее, его релизом.
Подкасты — мощный инструмент для бизнеса, особенно в сфере коммуникаций, маркетинга и брендинга. Они помогают не просто рассказывать о себе в пустоту, а создавать канал связи с аудиторией. Когда человек слушает вас в наушниках — в дороге, на прогулке или за чашкой кофе — это совсем другой уровень контакта, не сравнимый с соцсетями или рекламными постами.
К тому же подкасты — отличный способ показать свою экспертизу. Вы не просто пишете короткий пост, который забудут через день, а глубоко погружаетесь в тему, обсуждаете тренды и делитесь опытом. И самое классное — вас слушают те, кому это реально интересно. Еще один плюс — подкасты долго живут. Хороший эпизод могут найти и через месяц, и через год (даже нецелевые аудитории), и он все еще будет работать на вас. А сам процесс записи подкаста открывает возможности для нетворкинга, поскольку участие медийных гостей — это не только гарантия блестящего контента, но и способ наладить связи с лидерами мнений, партнерами и потенциальными клиентами.
Наша команда ежемесячно выпускает подкаст «Лампово посидели», в котором мы честно разговариваем с фаундерами различных проектов, а также экспертами в сферах PR, digital, event и marketing. Через беседу с собственниками бизнеса, руководителями социально значимых и культурных проектов, специалистами по коммуникациям, админами популярных Telegram-каналов мы показываем, какие сегодня бывают коммуникации в офлайне и онлайне и зачем они вообще нужны любому сектору общества. Но даже с периодичностью выхода раз в месяц бывает сложно: помимо продакшена силы уходят на PR-продвижение и подготовку к нему. Для каждого эпизода нужны краткое описание для площадок, пресс-релиз, тексты для Telegram-каналов, питч... И в этом нам иногда помогают нейросети, в частности, — волшебный ChatGPT.
Подготовка за 15 минут: где расшифровать дорожку
Чтобы написать хоть какой-нибудь текст по подкасту, дорожку необходимо транскрибировать. Мы знаем, что ChatGPT позволяет загружать в свой так называемый мессенджер сторонние файлы в формате аудио, видео или фото. Но не все так просто: если дорожку ИИ принял, то с расшифровкой все-таки справиться не смог.

Пришлось обращаться за помощью к другим нейросетям. С переводом аудио в текст нам помог Speech2Text. После регистрации здесь доступны бесплатные три часа расшифровки, а наши выпуски как раз в среднем длятся 45-55 минут. Платформа справилась с транскрибацией 58-минутного эпизода за 15 минут — речь полностью была превращена в полноценный грамотный текст с разбивкой по спикерам (ведущей и гостьей). Промпты для этой задачи не понадобились вовсе.

Теперь возвращаемся к ChatGPT. В чем помогут промпты?
- пычленить самые важные моменты из выпуска;
- подготовить тезисный список самых интересных фактов из разговора;
- выделить яркие цитаты ведущей и гостя;
- соединить цитаты и тезисы в единый логичный текст с заголовками и подзаголовками;
- составить интригующее описание для стриминговых площадок.
Помните, что промпты — не просто способ сэкономить время, а инструмент, который помогает сделать контент более структурированным. Если использовать их грамотно, обработка подкаста перестанет быть рутиной — за вами останется одно лишь творчество!
Забрать главное: пишем пресс-релиз
Мы сознательно начинаем с пресс-релиза для подкаста, который впоследствии отправим релевантным СМИ, а не с, казалось бы, самой простой части — описания для стриминговых площадок. Пирог в этом случае надо есть по кускам: сначала обработка исходного текста (который, на минуточку, в формате аудио длится порядка одного часа), поиск смыслов и подсвечивание ярких цитат. Они нам пригодятся в написании текста по выпуску, а затем эти же наработки мы сможем использовать в более маленьких формах.
Теперь перед вами промпты, которые мы использовали в диалоге с ChatGPT, чтобы получить результат в максимально сжатые сроки. Конечно, их можно крутить как угодно исходя из собственных целей и задач. Возможно, вам нужен текст в более деловом стиле или вы не будете вставлять цитаты, а переведете разговор исключительно в косвенную речь — дело за вами. Главное: все еще делить пирог по кускам, иначе есть вероятность получить скомканный ответ.
«Я присылаю тебе транскрибацию подкаста с Алисой Бохой, основательницей бренда Monochrome. Прочитай ее и вычлени самые интересные факты из разговора. Напиши их буллитами. Тезисы сделай авторскими: напиши в скобках, кто озвучивал эту мысль в подкасте».

«Отлично, спасибо. Теперь приведи несколько ярких цитат и ведущей, и героини подкаста с подписью авторства».

«Теперь объедини ключевые тезисы, которые ты присылал раньше, с цитатами из подкаста: тезис должен подтверждаться цитатой. Некоторые цитаты можно перевести в косвенную речь с подписью авторства. В результате должен получиться текст с основными мыслями, озвученными в аудиодорожке. Старайся выражаться человеческим языком, как будто рассказываешь историю другу».

«Сделай текст покороче и разбей основные мысли интригующими подзаголовками — должен получиться полноценный текст. Тексту также нужно яркое и броское название, где обязательная часть ««Лампово посидели» с Алисой Бохой».

Время зажечь на стримингах: как получить от ИИ интригующее описание
Подготовка описания выпуска для стриминговых платформ выглядит легко — просто наклепать короткий текстик. Но не тут-то было: это тонкая работа, ведь если вы за три слова не завлекли потенциального слушателя, открывшего приложение, на Play он не нажмет. Важно ловить спикера на слове, вычленяя самые яркие фразы: возможно, он невзначай в чем-то признался, использовал метафору, саркастично выразился или озвучил слоган компании. Use it! Из этих исходников мы позже собираем кликабельное описание, не забывая и о своем метафорическом мышлении, умении совместить широкое с узким и, конечно, логике текста. В «Лампово посидели» мы, как правило, формулируем описание через вопросы, ответы на которые аудитория точно найдет в эпизоде.
С ChatGPT продолжаем работать с точки, на которой остановились. Нового диалога начинать не нужно, ведь память ИИ вмещает многое — в том числе наши правки, пожелания и стилистику текста в целом. Какие промпты для того, чтобы получить интригующее описание, использовали мы:
«Отлично! Теперь нам с тобой нужно составить короткое описание для стриминговых площадок, на которых будет размещен подкаст (Apple Podcasts, Яндекс Музыка, Spotify и др.). Описание не должно превышать по объему 500 символов. По начинке: обязательно должно быть имя ведущей (Евгения Лампадова, Founder&CEO коммуникационного агентства LAMPA), а также что она узнала/спросила. Используй самые яркие и интригующие факты таким образом, чтобы даже человеку, который ни разу не слушал наш подкаст, захотелось включить этот выпуск. Например, «Как превратить 15 000 рублей в бренд, который знают по всему миру?». Именно такие острые, но в то же время тонкие моменты надо вынести в описание».

«Это не совсем то. Во-первых, серый свитшот не стал символом комьюнити — сейчас Monochrome больше ассоциируется с розовыми худи. Во-вторых, следует избегать общих пафосных фраз (“разошлись по всему миру”, “по-настоящему честный бренд”). В описании нужно показать, о чем ведущая говорила с гостьей, но таким образом, чтобы слушатель, читая его, задал у себя в голове вопросы «А действительно, как так получилось?», «А что это значит?» и из искреннего интереса нажал кнопку Play. Используй простой язык без канцеляризмов и более легкую современную лексику».

«Помимо 15 000 рублей вычлени из транскрибации или цитат еще какие-то моменты, о которых упоминала гостья/ведущая для составления более интригующего описания».

«Не надо упоминать Яндекс Еду, это не самый интересный факт из всего разговора. Давай зафиналим твои предложения и мои правки. В последнем предложении не нужно использовать общие фразы, которые подходят ко всему на свете, нужно индивидуализировать это описание».

Это был последний вариант описания, и мы решили его забрать — немного подкорректировать и уже использовать. Что получилось в итоге: «Как превратить 15 000 рублей в бренд, который знают по всему миру? О чем говорят супруги-бизнес-партнеры после работы? Где надо мерить кроссовки бренда Reebok, чтобы потом с ним заколлабиться? И зачем Pantone согласовывал каждый пост о совместном проекте для соцсетей?»
Общие советы
В написании промптов действуйте всегда от простого к сложному. Сначала пишите, что надо сделать и в каком объеме, а уже потом — давайте советы по содержанию. Если что-то указать надо обязательно, то подчеркните это в отдельном предложении, то есть сделайте акцент. Общие рекомендации по стилистике мы также даем в конце промпта. Подмечать, что с одной из задач нейросеть справилась хорошо, тоже надо — она запомнит вашу реакцию и будет использовать оцененные наработки в следующих версиях текстов. А еще объясняйте, что ИИ именно сделал не так. Это поможет избежать недопониманий и, следовательно, сократить и так бесконечное количество промптов.
В любом случае до полной самостоятельности ChatGPT далеко: у нас в голове всегда есть более интересные наработки, которые мы интегрируем в тексты. Здесь мы все-таки выступаем шеей, а ИИ — головой, которую мы направляем в нужные стороны. Чутко воспринимать, мыслить метафорически, а не шаблонно, тонко иронизировать, акцентировать внимание на реально интересном и другие креативные скиллы все еще остаются лишь человеческими преимуществами.
Подкаст — один из немногих форматов, где можно глубоко раскрывать темы, рассказывать истории и делиться опытом без ограничений в формате или хронометраже. А главное — для бизнеса он работает на долгосрочную перспективу: выпуски остаются доступными, аудитория постепенно растет, а влияние усиливается. Именно поэтому подкасты становятся важной частью стратегии коммуникации для многих компаний, помогая не только заявить о себе, но и построить сообщество вокруг своего бренда.
Так, подкаст нашего агентства «Лампово посидели» уверенно растет и привлекает новую аудиторию. Сейчас его суммарная аудитория превышает 17 000 человек, а самый популярный выпуск набрал 2000 прослушиваний. С каждым новым эпизодом прирост уникальных слушателей составляет от 30% до 50% в зависимости от платформы. Кстати, о платформах! Подкаст регулярно получает продвижение на стриминговых площадках: «Яндекс Музыка» («Интересное сейчас»), «Саундстрим» («Выбор редакции»), Apple Podcast (топ категории «Бизнес») и другие. Выпусками мы закрываем и бизнес-цели агентства, получая упоминания в популярных СМИ и Telegram-каналах: за 2023–2024 гг. о «Лампово посидели» рассказали более 300 раз.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.