В России 23 февраля превратился в «День всех мужчин» и потерял первоначальный смысл. Сейчас его воспринимают как праздник контрастный 8 марта. Люди по-разному относятся к этому положению, но в офисной жизни компаний давно сложилась устойчивая традиция: в конце февраля принято поздравлять коллег-мужчин, в начале марта — коллег-женщин.
В этой статье мы на примере подготовки к 23 февраля поделимся опытом о том, как создавать оригинальные корпоративные подарки большими тиражами в условиях сжатых сроков. Расскажем, как с помощью концепта обыграть даже недорогое наполнение и какие этические границы сейчас стоит соблюдать при создании подарков мужчинам.
3 главные опасности гендерных праздников
«Гендерными праздниками» в нише бизнес-сувениров называют 23 февраля и 8 марта. Они объединены в один термин, поскольку обе даты находятся рядом, а в офисах их принято отмечать друг за другом с разницей в 7-10 дней. Компании заказывают корпоративные подарки для мужчин и женщин почти одновременно, но именно в этом кроется главная проблема.
Гендерные праздники — самый масштабный после новогодней кампании повод для массовых поздравлений, но самый «горящий» в смысле сроков: после новогодней паузы люди возвращаются на работу только к середине января, в это время и поступает основной поток заказов к «гендерам». В середине февраля весь тираж должен быть изготовлен и упакован. Получается, что на разработку идей и производство подарочных наборов есть всего месяц. Для действительно креативных концептов и производства крупных тиражей — от 500 штук и больше — это очень короткий срок. Чтобы уложиться, нужно предупредить основные риски.
Вот три частые причины, из-за которых проект может застрять.
Компании, которые успевают заказать подарки к 23 февраля в ноябре-декабре, имеют большие преимущества: им не приходится срочно искать товары на замену или беспокоиться о рассредоточенном производстве — все цеха забронированы заранее. А ещё они здорово экономят, резервируя за собой прошлогодние цены. Но таких компаний мало: большинство выделяет бюджеты на подарки уже в новом году, когда до вручения остаётся чуть больше месяца.
Чтобы подготовиться к высокому спросу, мы стараемся придумать концепты подарков заранее. Для этого опираемся на актуальные тренды, нормы бизнес-этикета и наш собственный опыт. Если клиенту откликаются идеи и дизайн, мы оперативно дорабатываем брендинг под конкретную компанию и запускаем подарки в производство. Если нет — проводим мозговой штурм и генерим новые смыслы.
Сейчас корпоративная среда стала более гибкой и открытой. Протокольный язык постепенно уходит в прошлое, а подарки избавляются от налёта избыточной официальности. Это позволяет разбавлять концепты подарков юмором или необычными решениями, вроде дополненной реальности на упаковке (AR). Но границы бизнес-этикета не исчезли, а лишь немного изменили координаты. 23 февраля — это ежегодный показательный срез того, как в корпоративной среде меняется отношение к мужчинам.
Стоп-линии в бизнес-подарках мужчинам
В подарках к 23 февраля есть одна деликатная особенность: в 69% случаев лидерские посты российских компаний занимают именно мужчины, а значит существенная доля подарков достаётся руководителям. Для многих организаций это автоматически означает повышенный пиетет в поздравительных текстах, сдержанный дизайн упаковки и более высокий бюджет на единицу подарка. Следовать таким традициям или нет — каждый бизнес решает самостоятельно. Всё зависит от уровня открытости корпоративной культуры и смелости в коммуникациях. Но даже для смелого и уверенного в себе бизнеса есть границы, за которые лучше не заступать. Вот некоторые из них:
Милитаризм. Ещё 10 лет назад дарить мужчинам походные фляжки и мультитулы было нормальной практикой. Сегодня любые оттенки солдатской жизни в подарках мужчинам не уместны. Слоганы в духе «Спасибо, что стоите на защите рубежей нашей экономики» — тоже не стоит использовать.
Как лучше: флёр туризма и новых открытий. Можно поблагодарить мужчин за готовность прокладывать новые дороги, а в качестве подарка разработать интерактивную карту города с локациями для «поиска сокровищ».
Дороговизна. Выше мы уже писали, что в руководстве крупного отраслевого бизнеса, обычно, стоят мужчины. Часто это заставляет специалистов, ответственных за корпоративные подарки, всерьёз вкладываться в статусность презента. На самом деле, уважение в подарке выражается не ценой, а индивидуальным подходом.
Как лучше: подарок с отсылкой к партнёрству. В тиражных подарках сложно сделать адресное обращение конкретному лицу, но можно подчеркнуть влияние партнёрской компании или сотрудника на ваш бизнес. Для этого хорошо работают, например, настольные игры, сюжет которых построен на узнаваемых ситуациях и известных ролевых моделях.
Клише. Не все мужчины любят футбол, автомобили и крепкий алкоголь. Не все айтишники вкладываются в биткоин и носят только толстовки. Стереотипное мышление — враг хорошего концепта.
Как лучше: подарки с эффектом ностальгии. Этот приём встречают с большим любопытством, поскольку у одних он вызывает тёплые воспоминания по беззаботным временам, а у других желание прикоснуться к тому, чего в их жизни никогда не было.
Подарок — это бизнес-инструмент. Такой же, как пресс-релизы или таргетированная реклама. Но в отличие от рекламы, подарки работают на личный контакт с человеком и его эмоциями. Именно поэтому каждый бизнес-подарок должен быть в первую очередь про человека, а лишь потом — про бизнес.
Как сделать подарок эффективным, если нельзя сделать личным?
Мы — адепты концептуального подхода, поэтому верим в успех подарков, в которые заложена интересная идея. Из-за больших тиражей корпоративные подарки сложно сделать персональными: получателей слишком много, чтобы подбирать дизайн и наполнение для каждого. Но концепт помогает уйти от шаблонов, дать повод для создания новых офисных ритуалов и выразить признательность бизнес-партнёрам неочевидным образом.
Какие ещё тренды в бизнес-этике вы замечаете на собственном опыте? Что поменялось в отношении бизнес-подарков в последние годы?