Карта для всех дел от Т-БанкаКарта для всех дел от Т-БанкаОплачивайте личные и рабочие покупки напрямую с расчетного счета ИПОплачивайте любые личные и рабочие покупки с расчетного счета ИП без лишней отчетностиПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Отрасль перевозок такси переживает не лучшие времена: цены на автомобили, запчасти и ремонт растут, водители уходят в другие сферы, законы становятся строже. Однако рано или поздно ситуация стабилизируется — главное для таксопарка сегодня, пережить текущие трудности. Как это сделать и какие финансовые инструменты выбрать, рассказываем в статье.

Текущее состояние отрасли: ключевые цифры и тренды

По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, средний тариф на поездку в такси в 2024 году вырос на 13,8%, по информации Общественного совета по развитию такси — на 30%. В 2025 году ожидается рост цен еще на 20–25%.

Увеличивать стоимость поездки необходимо, чтобы сохранять рентабельность — так участники рынка справляются с текущими вызовами.

Рост цен на автомобили. В 2024 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля составила 3,2 млн рублей — на 6% больше, чем годом ранее. За последние 5 лет показатель вырос вдвое. Сперва по ценам ударили пандемия, которая разорвала привычные цепочки поставок, и «полупроводниковый кризис» — нехватка автомобильных компьютеров. Затем — экономические санкции.

Рост затрат на обслуживание и ремонт. Пример — сложности с ремонтом китайских автомобилей. Их доля в таксопарках выросла до 70–80%, однако надежность ниже, чем у автомобилей европейских или японских марок, а ремонт — дороже. Списывать китайцы приходится после 150 тыс километров пробега — вместо стандартных 250–300 тысяч км. А средняя цена на китайские автозапчасти только за 2024 год выросла в 1,5 раза.

Дорогой лизинг. Ставка лизинга, как и другие кредитные ставки, увеличивается вместе с ключевой ставкой ЦБ и уже превышает 30%.

Дефицит водителей. Ужесточение миграционной политики и правил работы в такси приводит к оттоку кадров. По информации «Яндекс Такси», к концу 2024 года в России не хватало 130 тыс водителей. Годом ранее сервис оценивал дефицит в 80 тыс.

Есть ли у таксопарков будущее?

С одной стороны, статистика неумолима: о закрытии бизнеса из-за убыточности еще в 2022 году задумывался каждый 10 владелец таксопарка. Особенно трудно турбулентность дается небольшим компаниям, которые предоставляют в аренду до 50 автомобилей.

С другой, хотя отрасль переживает трудные времена, в ней остается потенциал для развития. На сегодняшний день перевозками занимаются более 15 тыс таксомоторных компаний и 2 млн водителей. А объем рынка по итогам 2024 года превышает 1 трл рублей.

В сложившейся ситуации главное для таксопарка — «дожить» до стабилизации цен на автомобили и запчасти. Для этого нужно научиться выбирать подходящие финансовые инструменты — сбалансировать экономию, использование накоплений и поиск внешнего финансирования.

Какие финансовые инструменты доступны таксопаркам

Сегодня таксопарки могут рассмотреть несколько источников финансирования.

Кредит наличными. Владелец таксопарка может обратиться в банк — однако банки не всегда одобряют кредиты для бизнеса из высокорискованных сегментов. Алгоритмы банка могут оценить бизнес перевозчика, как ненадежный.

Лизинг. Аренда автомобиля с возможностью выкупа. Преимущество лизинга — возможность масштабировать бизнес, то есть покупать новые автомобили, не извлекая из оборота разово крупные суммы. Недостаток — высокие текущие ставки.

Привлечение инвесторов. Самостоятельно или через краудфандинговые платформы — главное, найти аргументы, которые убедят других предпринимателей финансировать ваш бизнес.

Не забывайте про инструменты автоматизации — они помогут сократить издержки. Вы можете оцифровать отдельные процессы, например, подключить удаленный медицинский сервис для проверки водителей перед выходом на линию. А можете настроить полноценную ERP-систему. Она подойдет крупным компаниям с устоявшимися и хорошо описанными бизнес-процессами.

Финансовая модель таксопарков

Таксопарк зарабатывает на арендной ставке и комиссии, которую удерживает из доходов водителя:

— пассажир оплачивает поездку, средства поступают на счет агрегатора;

— агрегатор удерживает комиссию и направляет остаток таксопарку;

— таксопарк отправляет деньги водителю, вычитая собственную комиссию и комиссию банка.

Ставку аренды и размер комиссии таксопарк устанавливает самостоятельно — с учетом ценовой политики конкурентов и будущих расходов.

Конкуренты и цены

В условиях дефицита кадров конкуренция за водителей между таксопарками становится напряженной. У вас не получится поднять аренду или комиссию заметно выше рынка, даже если этого требует структура расходов — водители не захотят с вами работать. Демпинговать тоже будет сложно — потребуется большой запас финансовой прочности.

Если говорить о расходах — владелец таксопарка тратит деньги по ремонт и обслуживание машин, оплачивает полисы ОСАГО, обеспечивает медицинские осмотры водителей перед выходом на линию, выплачивает зарплаты и аренду. А еще инвестирует в масштабирование: покупает или берет в кредит новые автомобили.

Для наглядности — попробуем рассчитать, во сколько обходится содержание одного автомобиля и сколько за 6 лет до его продажи можно заработать на аренде и комиссиях.

Параметры для финансовой модели
ПоказательЗначение
Цена ДВС
1 870 000
Выручка водителя в час (без НДС)
1 150
Количество рабочих часов в сутки (ДВС)
8
Количество рабочих дней водителей (в месяц)
24
Комиссия «Яндекс Такси» ДВС (без НДС)
18%
Ставка аренды авто (ДВС)
4 000
Стоимость кВТ*ч
15
Срок лизинга (мес)
48
Ставка лизинга (ДВС)
35%
Срок эксплуатации (лет)
6
Пробег на ДВС в сутки (км)
290
Загрузка машин таксопарка
80%
Остаточная стоимость ДВС
0,6

Это основные данные, которые вы можете применить для расчета потенциальных расходов, выручки и прибыли.

Финансовая модель
Рабочий день
Месяц
Год
4 года
6 лет
Выручка (аренда + комиссия)
4 276
102 624
1 231 488
4 925 952
7 388 928
ИТОГО расходы
3 600
101 047
1 212 561
4 849 495
5 574 779
ОСАГО
239
5 833
70 000
280 000
420 000
Оклейка
17
417
5 000
20 000
30 000
Автошины
77
1 889
22 667
90 688
136 002
Диагностическая карта ТС
8
183
2 200
8 800
13 200
Сезонный шиномонтаж
14
333
4 000
16 000
24 000
Другие (установка ИТ, маркетинг)
2
47
563
1 500
2 250
Лизинговые платежи
2 360
70 811
849 732
3 398 927
3 398 927
ТО
451
11 000
132 000
528 000
792 000
Аллокация расходов таксопарка (ФОТ, аренда)
350
8 533
102 400
409 600
614 400
Путевые листы и осмотры
82
2 000
24 000
96 000
144 000
Прибыль таксопарка
676
1 577
18 927
75 707
1 814 149
Налог на прибыль ООО 20%
135
315
3 785
15 141
362 830
Прибыль таксопарка после налога
541
1 262
15 141
60 566
1 451 319
Доход от продажи ТС
1 122 000
ИТОГО за 6 лет работы
2 573 319

Это — самое простое математическое представление таксопарка. В реальной жизни бизнес устроен немного сложнее — далее попробуем разобраться в главных подводных камнях.

Топ ошибок в управлении таксопарком

Самая «популярная» ошибка в управлении таксопарком — отсутствие гибкости. Цены на автомобили, запчасти и ремонт меняются, появляются новые законы, связанные с работой перевозчика. Даже водители, которые берут автомобили в аренду, могут вести себя неожиданно.

Чтобы успешно вести этот бизнес, нужно уметь адаптировать его к новым условиям. Подробнее об ошибках рассказываем ниже.

Не адаптировать бизнес под текущие реалии рынка. Например, не менять ставку аренды несмотря на рост стоимости автомобилей, ремонта и обслуживания. Или не учитывают особенности новых моделей: меньший срок эксплуатации, потребность в редких запчастях и другие.

Не учитывать человеческий фактор. Например, самозанятой водитель на заплатил налоги — тогда налоговая может прийти к вам. При этом вы не обязаны уплачивать налоги самозанятого — пока в вашем сотрудничестве не найдут признаки трудовых отношений.

Не разбираться в операционке. Таксопарк требует глубокого понимания бизнес-процессов. К примеру, в конце смены каждый водитель ждет расчет, но средства от агрегатора не всегда поступают так быстро. Пока сумма в пути, расплачиваться с водителем придется деньгами, извлеченными из оборота. Если вы не знали об этом заранее, это может стать неприятным сюрпризом.

Работать без юриста. У пассажиров во время поездки возникли проблемы — кто будет за них отвечать, водитель, агрегатор — или вы? А если ваш водитель, ИП или самозанятой не платил налоги, как в примере выше, и теперь налоговая требует их с вас — нужно платить? Владельцу таксопарка необходима юридическая грамотность — можно развивать ее в себе или нанять компетентного специалиста.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Артем Москалев
Артем Москалев

О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных