Отрасль перевозок такси переживает не лучшие времена: цены на автомобили, запчасти и ремонт растут, водители уходят в другие сферы, законы становятся строже. Однако рано или поздно ситуация стабилизируется — главное для таксопарка сегодня, пережить текущие трудности. Как это сделать и какие финансовые инструменты выбрать, рассказываем в статье.
Текущее состояние отрасли: ключевые цифры и тренды
По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, средний тариф на поездку в такси в 2024 году вырос на 13,8%, по информации Общественного совета по развитию такси — на 30%. В 2025 году ожидается рост цен еще на 20–25%.
Увеличивать стоимость поездки необходимо, чтобы сохранять рентабельность — так участники рынка справляются с текущими вызовами.
Рост цен на автомобили. В 2024 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля составила 3,2 млн рублей — на 6% больше, чем годом ранее. За последние 5 лет показатель вырос вдвое. Сперва по ценам ударили пандемия, которая разорвала привычные цепочки поставок, и «полупроводниковый кризис» — нехватка автомобильных компьютеров. Затем — экономические санкции.
Рост затрат на обслуживание и ремонт. Пример — сложности с ремонтом китайских автомобилей. Их доля в таксопарках выросла до 70–80%, однако надежность ниже, чем у автомобилей европейских или японских марок, а ремонт — дороже. Списывать китайцы приходится после 150 тыс километров пробега — вместо стандартных 250–300 тысяч км. А средняя цена на китайские автозапчасти только за 2024 год выросла в 1,5 раза.
Дорогой лизинг. Ставка лизинга, как и другие кредитные ставки, увеличивается вместе с ключевой ставкой ЦБ и уже превышает 30%.
Дефицит водителей. Ужесточение миграционной политики и правил работы в такси приводит к оттоку кадров. По информации «Яндекс Такси», к концу 2024 года в России не хватало 130 тыс водителей. Годом ранее сервис оценивал дефицит в 80 тыс.
Есть ли у таксопарков будущее?
С одной стороны, статистика неумолима: о закрытии бизнеса из-за убыточности еще в 2022 году задумывался каждый 10 владелец таксопарка. Особенно трудно турбулентность дается небольшим компаниям, которые предоставляют в аренду до 50 автомобилей.
С другой, хотя отрасль переживает трудные времена, в ней остается потенциал для развития. На сегодняшний день перевозками занимаются более 15 тыс таксомоторных компаний и 2 млн водителей. А объем рынка по итогам 2024 года превышает 1 трл рублей.
В сложившейся ситуации главное для таксопарка — «дожить» до стабилизации цен на автомобили и запчасти. Для этого нужно научиться выбирать подходящие финансовые инструменты — сбалансировать экономию, использование накоплений и поиск внешнего финансирования.
Какие финансовые инструменты доступны таксопаркам
Сегодня таксопарки могут рассмотреть несколько источников финансирования.
Кредит наличными. Владелец таксопарка может обратиться в банк — однако банки не всегда одобряют кредиты для бизнеса из высокорискованных сегментов. Алгоритмы банка могут оценить бизнес перевозчика, как ненадежный.
Лизинг. Аренда автомобиля с возможностью выкупа. Преимущество лизинга — возможность масштабировать бизнес, то есть покупать новые автомобили, не извлекая из оборота разово крупные суммы. Недостаток — высокие текущие ставки.
Привлечение инвесторов. Самостоятельно или через краудфандинговые платформы — главное, найти аргументы, которые убедят других предпринимателей финансировать ваш бизнес.
Не забывайте про инструменты автоматизации — они помогут сократить издержки. Вы можете оцифровать отдельные процессы, например, подключить удаленный медицинский сервис для проверки водителей перед выходом на линию. А можете настроить полноценную ERP-систему. Она подойдет крупным компаниям с устоявшимися и хорошо описанными бизнес-процессами.
Финансовая модель таксопарков
Таксопарк зарабатывает на арендной ставке и комиссии, которую удерживает из доходов водителя:
— пассажир оплачивает поездку, средства поступают на счет агрегатора;
— агрегатор удерживает комиссию и направляет остаток таксопарку;
— таксопарк отправляет деньги водителю, вычитая собственную комиссию и комиссию банка.
Ставку аренды и размер комиссии таксопарк устанавливает самостоятельно — с учетом ценовой политики конкурентов и будущих расходов.
Конкуренты и цены
В условиях дефицита кадров конкуренция за водителей между таксопарками становится напряженной. У вас не получится поднять аренду или комиссию заметно выше рынка, даже если этого требует структура расходов — водители не захотят с вами работать. Демпинговать тоже будет сложно — потребуется большой запас финансовой прочности.
Если говорить о расходах — владелец таксопарка тратит деньги по ремонт и обслуживание машин, оплачивает полисы ОСАГО, обеспечивает медицинские осмотры водителей перед выходом на линию, выплачивает зарплаты и аренду. А еще инвестирует в масштабирование: покупает или берет в кредит новые автомобили.
Для наглядности — попробуем рассчитать, во сколько обходится содержание одного автомобиля и сколько за 6 лет до его продажи можно заработать на аренде и комиссиях.
Это основные данные, которые вы можете применить для расчета потенциальных расходов, выручки и прибыли.
Это — самое простое математическое представление таксопарка. В реальной жизни бизнес устроен немного сложнее — далее попробуем разобраться в главных подводных камнях.
Топ ошибок в управлении таксопарком
Самая «популярная» ошибка в управлении таксопарком — отсутствие гибкости. Цены на автомобили, запчасти и ремонт меняются, появляются новые законы, связанные с работой перевозчика. Даже водители, которые берут автомобили в аренду, могут вести себя неожиданно.
Чтобы успешно вести этот бизнес, нужно уметь адаптировать его к новым условиям. Подробнее об ошибках рассказываем ниже.
Не адаптировать бизнес под текущие реалии рынка. Например, не менять ставку аренды несмотря на рост стоимости автомобилей, ремонта и обслуживания. Или не учитывают особенности новых моделей: меньший срок эксплуатации, потребность в редких запчастях и другие.
Не учитывать человеческий фактор. Например, самозанятой водитель на заплатил налоги — тогда налоговая может прийти к вам. При этом вы не обязаны уплачивать налоги самозанятого — пока в вашем сотрудничестве не найдут признаки трудовых отношений.
Не разбираться в операционке. Таксопарк требует глубокого понимания бизнес-процессов. К примеру, в конце смены каждый водитель ждет расчет, но средства от агрегатора не всегда поступают так быстро. Пока сумма в пути, расплачиваться с водителем придется деньгами, извлеченными из оборота. Если вы не знали об этом заранее, это может стать неприятным сюрпризом.
Работать без юриста. У пассажиров во время поездки возникли проблемы — кто будет за них отвечать, водитель, агрегатор — или вы? А если ваш водитель, ИП или самозанятой не платил налоги, как в примере выше, и теперь налоговая требует их с вас — нужно платить? Владельцу таксопарка необходима юридическая грамотность — можно развивать ее в себе или нанять компетентного специалиста.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.