Новые поправки были направлены на контроль сделок, заключаемых с иностранными партнерами. Например, ужесточилась ответственность за неуплату или неполную уплату полученного в результате сделки налога, также увеличен список облагаемых налогом на прибыль доходов зарубежных организаций. Как в современных реалиях проверить бизнес-партнеров, чтобы минимизировать риски мошенничества, финансовых потерь и юридических последствий рассказала Наринэ Беглярова, эксперт в области налогового права.
Требования по проверке со стороны ФНС
Федеральная налоговая служба уделяет пристальное внимание взаимодействию компаний с сомнительными контрагентами и, в связи с этим требует от предпринимателей и организаций осмотрительности в выборе партнеров, это касается как российских, так и иностранных контрагентов. Сотрудничество с недобросовестными иностранными организациями может привести не только к пристальному вниманию со стороны налоговых органов, но и к вниманию со стороны экспортного и валютного контроля, а также федеральной таможенной службы.
Соответственно, в интересах юридического лица самостоятельно проверять партнеров, особенно иностранных, так как проверка и оценка надежности иностранного контрагента позволит снизить репутационные и финансовые риски, которые могут негативно отразиться на имидже компании.
Привлечь иностранное юридическое лицо к ответственности за неисполнение обязательств существенно сложнее, чем в случае с российскими компаниями. При возникновении спора необходимо определить юрисдикцию, что само по себе может стать предметом дополнительных разбирательств. Помимо этого, процесс взыскания задолженности или возмещения ущерба может затянуться из-за особенностей иностранного законодательства.
Нормы права разных стран могут иметь радикальные отличия в регулировании экономических отношений, которые нужно учитывать при составлении договоров. То, что является стандартной практикой в одной стране, может быть неприемлемым или даже незаконным в другой.
На что обращать внимание при проверке контрагента
Есть 9 аспектов, которые нужно проверить перед заключением сделки.
Регистрация компании. Проверка легитимности компании через доступ к государственным и независимым базам данных поможет выявить фиктивные организации, которые зарегистрированы лишь на бумаге, но не имеют фактического адреса или не занесены в реестр предприятий страны-регистратора.
Юридический адрес и фактическое расположение офисов, производства. Это индикатор того, что фирма ведёт реальные операции, а не только имеет «виртуальное» присутствие.
Расчетные счета. Открытые счета являются признаком финансовой активности компании, а их отсутствие указывает на её неплатежеспособность или нежелание исполнять обязательства по контрактам.
Право работать на территории России. Без соответствующих разрешений любая коммерческая деятельность в РФ нелегальна.
Штрафы, задолженности. Ознакомление с финансовой отчетностью позволит выявить потенциальные проблемы с платежеспособностью контрагента.
Участие в судебных разбирательствах. Публичные данные из реестров судебных дел помогут выявить возможные споры, связанные с невыполнением обязательств или иными юридическими проблемами.
Уполномоченные лица на право подписи. Это защитит от заключения контрактов, которые могут быть признаны недействительными из-за отсутствия полномочий у подписавшего лица.
Количество персонала и размеры производства. Данные о численности персонала и масштабах производственных мощностей могут указывать на стабильность и серьезность компании, ее возможности выполнить условия контракта.
Ведение деятельности от третьего лица. Подпись документов по доверенности может стать поводом для более глубокой проверки.


Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

10 способов проверки иностранных контрагентов
Чтобы собрать достоверную и полную информацию о юридическом лице, желательно использовать несколько источников.
Запрос информации у контрагента. Целесообразно запросить у потенциального бизнес-партнера аудиторские заключения, бухгалтерские балансы, налоговую отчетность и другие важные документы. Эти материалы помогут получить полное представление о финансовом состоянии, благонадежности организации.
Проверка по электронным каталогам и площадкам. Существует множество электронных каталогов и торговых площадок, где можно найти отзывы клиентов или информацию о проведенных транзакциях с интересующей компанией. Например, Europages — это международная база, содержащая сведения о коммерческих организациях из разных стран. Сервис Open Ownership предоставляет информацию о бенефициарах компаний с целью предотвращения случаев мошенничества. А российский сервис egrul.ru полезен при комплексной проверке с предоставлением выписок и справок.
Судебные базы данных в государстве, где зарегистрирована компания. В большинстве стран существуют онлайн-сервисы, предоставляющие данные о судебных делах. Благодаря им можно установить, является ли потенциальный контрагент стороной в каких-либо судебных процессах. Дополнительно стоит обратиться к российской картотеке арбитражных дел, если контрагент уже осуществлял деятельность на территории Российской Федерации.
Открытые базы данных. Подобные ресурсы есть практически во всех странах и предназначены для первичной проверки. Через них можно узнать сведения о регистрации, финансовые отчеты и другую юридическую информацию о компании в онлайн-формате.
Запрос в торгпредство и в ТПП РФ. Здесь возможно узнать о репутации юридического лица, заказав справку. Срок ее подготовки составляет 7-20 рабочих дней.
Налоговые администрации. Обращение к налоговой службе страны регистрации контрагента может помочь выявить налоговые задолженности или другие финансовые проблемы.
Привлечение специалистов на месте или выезд к контрагенту. Личная встреча позволит узнать о производственных мощностях или условиях работы контрагента. Если нет возможности приехать самостоятельно, привлекайте специалистов в стране нахождения потенциального партнера, который сможет посетить офис, склады и другие площадки компании.
Государственный реестр аккредитованных филиалов. В нём указан официальный адрес, сведения о руководителе и видах деятельности.
Анализ социальных сетей и СМИ. Сегодня социальные сети являются не только инструментом для коммуникаций, но и содержат информацию об активности компаний: новости, пресс-релизы, ответы на запросы клиентов. Они формируют представление об активности юридического лица. И если его нет в медиапространстве — это повод задуматься. Также обращайте внимание на даты, актуальность публикаций, их соответствие информации, которую вам предоставил контрагент.
Запрос информации у других компаний. О репутации организации можно узнать у других партнеров. Конечно, не все отвечают на подобные запросы, но стоит попытаться — часто предприниматели делятся друг с другом отрицательным или положительным опытом сотрудничества. Дополнительно читайте отзывы в сети на разных площадках.

Вместо выводов
Удобно делегировать проверку иностранного контрагента сторонней компании, имеющей доступ к разнообразным базам данных, архивам и ресурсам, которые позволяют получить более полное представление о деятельности фирмы. Как правило, эксперты-аналитики владеют методиками и технологиями для точной оценки реальных рисков и потенциальных проблем при взаимодействии с иностранным контрагентом.
Коллеги, поделитесь, с какими проблемами сталкивались лично вы при заключении сделок с иностранными контрагентами?