Какие ассоциации у вас вызывает слово «фотосалон»? Маленькая каморка 2х2 с фотографом, который и фотографирует, и печатает фото, и на копировании документов сидит, и деньги за работу принимает? Или это большое стильное пространство, в котором можно не только фотографию на документы сделать, но и заказать кастомизированный подарок близкому человеку в виде кружки с фотопечатью или футболки с его смешной фотографией?
Фотобизнес — недооцененная ниша
Большинство фотостудий «возле дома» застряли в 90х, ничего не меняют ни в интерьере, ни в маркетинге, ни в перечне услуг. При этом к ним ходят десятки и сотни людей в день, потому что кому-то нужны фото на документы, кто-то ищет ксерокопирование или печать текстовых файлов…
Очень часто я встречаю людей, желающих открыть свое дело, которые недооценивают прибыльность фотобизнеса. Давайте посмотрим, насколько маржинальна эта ниша сегодня.
И это лишь часть продуктовой линейки, которую вы можете предложить потребителю. Чем больше фотографий люди хранят в телефонах, тем больше желания у них появляется к ним прикоснуться да и вообще не потерять в облачных хранилищах. Отсюда растущая популярность распечатки фотографий в стиле polaroid, фотокниги и фотоальбомы, фотопечать на футболках, кружках, подушках… Повышение спроса на распечатанные фотографии я наблюдаю в работе своих фотосалонов и салонов своих партнеров-франчайзи: в 1 салон Cheese Photo каждый месяц приходит ~1500 клиентов с разными запросами.
Растущая потребность людей в фотографиях и фотосувенирах — двигатель ниши. Так было в 2013, когда появилась первая студия Cheese Photo, так будет и в 2025 году, и дальше.

Кому подойдет такой вариант и сколько денег для этого нужно?
Фотобизнес — это не самая очевидная идея, признаю. Особенно для тех, кто еще только выбирает нишу и взвешивает все «за» и «против» работы на самого себя. Тем не менее, открытие собственного салона подойдет новичкам в бизнесе, которые ищут идеи до 1 миллиона рублей.
Этот же вариант подойдет фотографам, которые ищут дополнительный источник дохода или даже учеников. Действующие владельцы фотобизнеса — еще одна категория людей, которой подойдет франшиза Cheese Photo.
Я говорю про Cheese Photo, потому что здесь собралось почти 100 человек из трех стран, которые готовы делиться опытом, встречаться, делиться клиентами и работать даже в одном городе без внутренней конкуренции.
Например, в Перми есть 2 филиала франшизы у разных владельцев. В одном филиале помочь не смогли и отправили во второй, потому что знали, что такая помощь будет взаимна в рамках рабочих отношений и будет полезна клиенту, которого не оставили без товара или услуги с посылом «Решай свои проблемы сам».
Сколько стоит открытие салона Cheese Photo? На этот вопрос есть 2 ответа. Но для начала расскажу, что входит в стоимость:
- аренда офиса (1 месяц+депозит);
- мебель, ремонт и оформление помещения;
- наружная реклама;
- оборудование и расходные материалы;
- реклама при запуске;
- паушальный взнос.
На стоимость открытия влияют 4 из 6 перечисленных пунктов. В случае, если вы выбираете помещение площадью 4-10м², стоимость открытия салона под ключ выйдет 625 000₽. При выборе помещения 15-25м² — 1 000 000₽.
Выручка от работы 1 фотосалона
Как я уже сказал, спектр услуг и товаров в салоне может быть очень широким. Настроенный фотоаппарат, грамотно выставленный свет, качественные расходники и методы нанесения печати на товар — это гарантия того, что к вам будут возвращаться и приводить людей через «сарафанку». От этого, соответственно, и выручка будет стабильно расти.
Итоговая сумма выглядит так: 572 650₽ (выручка 1 филиала) — 367 561₽ (расходы на 1 филиал) = 205 089₽ (чистая прибыль).
Что входит в расходы салона Cheese Photo через 12 месяцев после открытия (к этому времени часть салонов франшизы уже вышла на самоокупаемость)?
Как открыть фотосалон за 6 недель?
При открытии бизнеса горы ошибок — это неизбежность. У каждого начинающего предпринимателя (или даже опытного владельца бизнеса из другой ниши) есть риск потратить денег больше, чем запланировано, работать с необученными сотрудниками, упустить из виду маркетинг, даже выбрать неправильное место для расположения салона.
Cheese Photo — это франшиза, первый салон которой я открыл еще в 2013 году. За это время появился список проверенных поставщиков оборудования, 85 филиалов в России, Казахстане и Беларуси, прочное комьюнити из людей, которые готовы обмениваться опытом и вместе обновлять рынок фотоуслуг.
Первые салоны партнеров я помогал открывать лично. Теперь же у меня есть целый отдел, который занимается развитием новых филиалов и следит за тем, чтобы при открытии ни один партнер не пострадал:) А время открытия одного филиала занимает 6 недель.

Шаг 1. Поиск помещения. Какой бы классной и рабочей не была финансовая модель и концепция фотобизнеса, все может разрушить локация с плохой проходимостью. Фотосалон хорошо размещать, например, возле МФЦ или визового центра, возле университета… В общем, там, где услуги фотоцентра нужнее всего.
Шаг 2. Он более насыщенный. Сюда входят: договор аренды, открытие ИП, закупка оборудования, дизайн-проект помещения и заказ мебели.
В Cheese Photo на каждом из этих этапов есть специалист, который помогает партнерам. Юрист помогает с договором на аренду помещения, банковский специалист — с выбором налогообложения, проектировщик — дизайном мебели и поиском подрядчика для реализации заказа. В случае с закупкой оборудования вместо специалиста мы предоставляем список позиций оборудования с его подробным описанием и поставщиками в городе партнера, у которых можно закупить все необходимое по дилерским ценам.
Шаг 3. Тут тоже работы немало, но все процессы идут параллельно: косметический ремонт при необходимости, запуск сайта и мобильного приложения, внутреннее и внешнее оформление салона, создание аккаунта в соцсетях.
При открытии филиала франшизы Cheese Photo в каждый из этих процессов включен специалист.

Шаг 4. Бизнес почти готов к открытию. Осталось установить мебель и брендировать офис, установить наружную рекламу и начать обучение по услугам фотосалона: настройка печатного оборудования, фото на документы, фотосувениры. Мы предоставляем видеоуроки по настройке оборудования и выставлению света, общению с клиентами, учим самостоятельно создавать креативы для сувениров и работать с готовыми принтами, повышать чек за счет продажи дополнительных услуг. К этим урокам каждый партнер может вернуться в любое время.
Шаг 5. Обучение продолжается. На арену выходят уроки по ремонту и обслуживанию оборудования, общению с клиентами и ценообразованию услуг, изучению CRM-системы для автоматизации процессов. В это же время начинается поиск сотрудников, оформление в картах Яндекс и 2ГИС, генеральный клининг и отчетная фотосессия, техническое открытие, запуск промоакций перед открытием, поиск подрядчиков на открытие.
Шаг 6. Финиш! Вы дошли до официального открытия своего фотосалона и стали владельцем бизнеса в нише, на которую есть постоянный спрос.
При должном внимании со стороны собственника новый салон выходит на самоокупаемость уже через 8-14 месяцев. И это — не цифры из головы, а примеры каждого предпринимателя, который стал партнером Cheese Photo.
Как думаете, какие услуги больше других востребованы в фотосалоне?