Многие хотят стать предпринимателями, но далеко не все становятся. Свобода выбора, гибкий график, творчество и отсутствие начальника — это то, что манит к этой профессии. Ответственность, многозадачность, неопределенность и готовность к провалам — это то, что заставляет отказаться от этой идеи еще на старте. Большинство хочет план действий, который даст гарантированный результат. И это возможно. Только для этого надо проделать большую работу.
В этой статье мы разоблачим часто встречающиеся мифы, которые живут в умах начинающих предпринимателей и не дают им сделать первые шаги. А после этого создадим систему поэтапного входа в новую роль “Предприниматель”, внутри которой по полочкам будут разложены конкретные шаги для применения в жизни.
Мифы о старте бизнеса и их разоблачение
Вы работаете в найме, но все больше чувствуете себя безликим винтиком большой системы. Вы ограничены рамками должности в штатном расписании. Кажется, что все, что могли взять из найма, вы уже взяли, а теперь лишь отбываете тяжкую повинность, доставляя себя на рабочее место 5 дней в неделю. Работа не доставляет вам былого энтузиазма, и вы начинаете искать его «на стороне». Возможно, в этот момент вы впервые задумываетесь о своем деле — собственной системе, где вы не будете ограничены и ощутите максимальную свободу.
Но чем больше вы думаете о себе как о предпринимателе, тем больше сомнений и страхов. Ведь найм хоть и надоел, но он понятен и стабилен, а предпринимательство — это неопределенность и множество рисков. Совсем не хочется потерять все то, что так долго строил, и остаться у разбитого корыта. Кажется, чтобы строить свой бизнес, нужны знания, связи и большие вложения. Самое главное, непонятно, как действовать, с чего вообще начать.
Самая большая ошибка на старте, которую я встречала у большинства своих клиентов — нахождение в собственной мыслемешалке. Вы «варитесь» в своих представлениях о бизнесе, нарастает тревога и напряжение, но вы не идете проверять свои мысли в реальности, а все больше отдаляетесь от действий. Я сама проходила этот путь перед началом своей частной практики.
Я выделила самые часто встречающиеся мифы, которые я встречала у своих клиентов. Привожу их в таблице и сразу даю разоблачение.
Что объединяет эти мифы? Они про отсутствие опыта. Если у вас нет предпринимательского опыта, то у вас нет сформированной роли предпринимателя, а значит вы не знаете, как действовать, какие ресурсы использовать и как делать выбор.
Но у вас есть ваш предыдущий профессиональный опыт и в целом жизненный опыт. Сюда относятся ваши личностные ценности, модели поведения, установки, сильные стороны, компетенции, ресурсы. И на все это можно опереться при создании роли предпринимателя.
Я за системный подход, а это значит, что весь наш опыт мы упорядочим и выстроим в определенную систему под названием «Роль предпринимателя». Я поклонник системного подхода, потому что вижу, что только он может дать долгосрочные результаты. Любые планы действий вне системы будут лишь набором инструментария, не способным решить корневые проблемы.
Все то, о чем я расскажу в этой статье, основано на моем личном опыте перехода из найма (Группа Газпром) в предпринимательскую деятельность (моя текущая деятельность в сфере карьерного развития). Через этот опыт проходят мои клиенты. Весь этот практический опыт я подкрепила теоретической базой. И предъявляю вам целостную систему перехода из роли наемного работника в роль предпринимателя.
Пирамида нейро-логических уровней Роберта Дилтса
Итак, давайте спроектируем роль предпринимателя. В качестве инструмента мы будем использовать пирамиду нейро-логических уровней Роберта Дилтса, но пойдем не стандартным путем с нижнего уровня к верхнему, а наоборот. Сейчас все расскажу.

Пирамида состоит из уровней: духовный, идентичность, убеждения и ценности, способности, поведение, окружение. На данный момент у нас есть только один уровень — идентичность. Здесь находится наша роль предпринимателя. И для нее мы пропишем остальные уровни. На каждом уровне я буду давать конкретные шаги для реализации.
Нам важно знать, что каждый уровень (за исключением самого нижнего) включает в себя уровни ниже, и изменения на одном уровне приводят к изменениям в уровнях под ним.
Духовный уровень
Самый верхний, и он определяет, ради чего мы становимся предпринимателями, помимо собственных желаний. Этого уровня я коснусь немного, т.к. изначально его может не быть, он может сформироваться позже, когда вы уже будете предпринимателями. Это уровень миссии и видения. Если вы хотите стать предпринимателем не только для себя, но и принести пользу социуму (семья окружение, компания, страна), это будет являться сильной мотивацией для вас.
Вопросы, которые помогут вам определить этот уровень:
- Ради чего большего, чем я?
- Как то, что я делаю, может принести пользу другим?
Убеждения, ценности
К сожалению, часто предпринимателями хотят стать из-за мифов, которыми обросла эта профессия. При этом не все задумываются, зачем им становиться предпринимателями и как это повлияет на их жизнь.
На мой взгляд, если у вас нет понятного для вас смысла, зачем вам роль предпринимателя, то лучше и не начинать этот путь. Поскольку скорее всего вас ждет разочарование в конце.
Убеждения и ценности — это самый важный уровень. Это уровень личностных смыслов. Это каркас, на который лягут все дальнейшие шаги. Ценности отвечают на вопросы: Зачем это вам? Что важного для вас в предпринимательстве? Убеждения определяются вопросом: Почему вы действуете именно так?
Если вы понимаете, зачем вам становиться предпринимателем, и этот род деятельности отвечает вашим ценностям, то вы получаете мотивацию «к», целенаправленность ваших действий, внутреннюю готовность идти вперед и справляться со сложностями.
Как определить свои ценности:
- Вспомните несколько важных событий за последнее время и задайте себе вопросы: что важного в них было? Зачем эти события были в вашей жизни? Что они дали вам?
- Выявите самые часто встречающиеся ценности. Для этого пройдите тесты: тест «Ценностные ориентации» по Рокичу, методика «Якоря карьеры и предпочтений» Шейна и ценностный опросник Шварца.
- Посмотрите на свои ценности и задайте себе вопросы: можете ли вы в найме реализовать эти ценности или это возможно только в предпринимательстве? Точно ли только предпринимательская деятельность может сделать вашу жизнь лучше, а вас счастливее?
Если ответ однозначен, движемся дальше.
Следующим шагом поставьте цель. Как выглядит ваша цель в предпринимательстве? Как вы поймете, что вы реализовались как предприниматель? Не забывайте, что цель должна помочь реализовать ваши ценности.
Как проверить цели на соответствие ценностям:
- Какие эмоции вы испытываете, когда думаете о цели?
- Что вы готовы сделать ради этой цели?
- Что произойдет, если вы не достигнете цели?
- Как изменится ваша жизнь, когда цель будет достигнута?
Способности
Это уровень ваших отличительных способностей как предпринимателя. Это то, что отличает вас от других, где рождается ваша уникальность, и в то же время дает вам опору.
На этом уровне формируется ваша стратегия перехода из найма в предпринимательство и развитие в роли предпринимателя. Часть этой стратегии — как будет осуществлен выход из найма и в какой момент.
Вот что мы берем в стратегию.
Навыки. Что вы можете взять из предыдущего опыта, чтобы опереться на старте? А что вам нужно развить?
Личностные особенности. Вы можете их определить, пройдя мой авторский тест:
- В чем вы сильны и как это можно использовать? (кропотливость, эмпатия, упорство, открытость новому опыту, предусмотрительность и т.д.);
- Что важно контролировать, где ваши болевые точки и зоны риска? (гиперконтроль, расфокус, настороженность, нарушение личных границ своих и чужих и др.).
Поведенческие стратегии. То, как вы принимаете решения.
Качество выполнения действий. То, как вы подходите к выполнению действий, с каким качеством выполняете.
Здесь вам может быть полезен текущий найм, но не любой найм, а качественный.
Качественный найм — тот, где вы можете прокачать навыки, необходимые для роли предпринимателя. Если ваше текущее место работы в этом может быть вам полезно, это имеет смысл отразить в стратегии. Если нет, и при этом вы не готовы на данный момент уходить полностью из найма, вашим следующим шагом может быть поиск «качественного» найма.
Найм может стать тренировочной базой следующих навыков:
- Стратегическое видение (видеть дальше своей ячейки — helicopter view на подразделение, компанию, рынок);
- Умение мыслить результатом (на что влияет моя работа — КПЭ должности / подразделения / компании);
- Умение принимать решения и брать на себя ответственность (проактивность в своем функционале, смежные функции, новые задачи, проекты);
- Мультизадачность и расставление приоритетов;
- Гибкость и умение работать в условиях неопределенности (изменения в мире, законодательстве, политике компании);
- Генерация идей (оптимизация работы, улучшение, развитие);
- Управленческие навыки (прямые подчиненные, подрядчики, наставничество, новые сотрудники, управление проектом). Перенимать опыт своего руководителя.
Поведение
Это уровень конкретных действий, способов взаимодействия с окружающим вас контекстом. На старте все действия можно разбить на 4 группы:
- вы исследуете;
- вы тестируете;
- вы анализируете;
- вы приходите к выводам и делаете выбор.
На следующем этапе ваши действия становятся немного другими:
- вы строите;
- вы оцифровываете;
- вы управляете;
- вы фокусируетесь.
Но при этом не перестаете тестировать и анализировать.
Большинство мифов, которые мы обсуждали вначале, помогает преодолеть концепция MVP (минимально жизнеспособного продукта). Она подразумевает, что перед вами не стоит задачи создать сразу идеальный продукт, полностью проработанный и предъявленный потребителю в своей совершенной форме. Вам нужна идея, оформленная в некий прототип продукта, достаточный для тестирования.
Определим план действий:
Выбор ниши. Требования к выбору ниши:
- она интересна вам;
- она отвечает вашим ценностям и целям — вы видите в этом смысл и готовы заниматься этим вдолгую;
- есть большой рынок и конкуренты с похожими продуктами / услугами;
- у вас есть в этом экспертиза или есть ресурсы (контакты, оборудование, помещение, продукт) — важно, что у вас уже это есть, не надо приобретать.
Эти требования позволят вам выбрать нишу, с которой вы сможете начать свое тестирование. Но в любой момент вы можете попробовать себя в другой нише, вы не делаете выбор один на всю жизнь.
Исследование целевой аудитории, конкурентов. Важные правила:
- быстро тестируйте идеи, не вынашивайте, не доводите до идеала;
- не вкладывайте деньги, пока не убедились, что за ваш продукт готовы платить;
- не бойтесь ошибаться, отказываться от невалидных гипотез.
Развитие рабочей гипотезы. Что нужно сделать:
- докручиваете MVP и анализируете результат (тот опыт, который вы не анализируете, вы обесцениваете);
- оцифровываете бизнес-модель;
- тестируете разные источники трафика, анализируете, что работает у вас;
- строите воронку продаж, чтобы увеличивать продажи;
- начинаете нанимать персонал.
Когда вы добрались до этого этапа, особенно важным здесь становится действовать системно, а не линейно. Я называю это принципом «сеять семена». Именно здесь вы закладываете основу системы, на которой будет базироваться ваш бизнес.
Окружение
Уровень контекста, ресурсов, ограничений и возможностей. Окружение — это люди, местонахождение, предметы, активы. Ваше окружение может стать источником ваших возможностей, а может ограничением. Все зависит от того, насколько вы готовы анализировать и влиять на результат.
Ваш основной ресурс на старте — ваш социальный капитал:
- люди-пауки;
- другие начинающие предприниматели;
- состоявшиеся предприниматели — ролевые модели (спрашивайте у них совет);
- полезные контакты;
- профессионалы в важных для вас вопросах, где вы не профессионал (обучение, консультирование, заказ услуг);
- те, для кого вы ролевая модель (они могут стать вашими клиентами, а возможно вы получите от них бесплатную помощь).
Что дают люди в окружении:
- связи;
- релевантный опыт;
- поддержку и понимание, что ты ни один;
- идеи;
- взгляд со стороны;
- информацию, факты;
- распространение информации о вас, рекомендации.
И не забывайте, что ваш выбор роли предпринимателя повлияет на ваш привычный контекст. Из-за того, что вы решили создать свое дело, ваша семья, друзья не выбрали это вместе с вами. Именно поэтому контекст является одной из ям сопротивления.
Подготовьте ваш контекст, чтобы более плавно войти в новую роль:
- Люди: ваша семья, близкие, друзья — обсудите ваши планы с близкими.
- Местонахождение: дом, офис, производственное помещение, разъезды — продумайте, где вы будете работать и как вы будете туда добираться, какое время вы будете этому уделять.
- Условия работы: рабочее место, техника, режим, интеграция в вашу жизнь — продумайте, что нужно вам для работы.
Итак, мы собрали нашу роль предпринимателя. Мы шли с вами от роли предпринимателя (уровень идентичности) вниз, вы можете несколько раз проходить эти уровни, и с каждым разом добавлять больше деталей. Мы можете идти в любом направлении снизу вверх и сверху вниз, главное — не перескакивайте через уровни.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.