Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как участникам госзакупок не попасть под подозрение ФАС


В 2023 году в России, по официальным данным, было проведено более 3 миллионов закупок, а доля сектора составила $162,44 миллиарда. Динамичный рост сферы госзакупок привлекает в нее все больше и больше предпринимателей. За законностью процедур закупок следит ФАС, выявляя недобросовестных участников процедур.

Что контролирует ФАС в сфере госзакупок

Контроль в сфере госзакупок — одно из приоритетных направлений деятельности ФАС. Деятельность ведомства регламентируется законом “О защите конкуренции” (No 135-ФЗ). Сотрудники ФАС следят за тем, чтобы все процедуры соответствовали требованиям и не ограничивали конкуренцию. Это касается действий самих участников закупок, естественных монополий и органов власти.

Данная сфера регулируется тремя законами:

  • No 223-ФЗ;
  • No 44-ФЗ;
  • No 275-ФЗ.

ФАС проводит свой самостоятельный мониторинг торгов, проверяет участников процедур и занимается рассмотрением жалоб и заявлений. Практика показывает, что наиболее часто жалобы в ФАС подают компании-конкуренты.

Статистика нарушений в сфере госзакупок
Статистика нарушений в сфере госзакупок

Официальная статистика ФАС России по итогам 2023 года

Официальная статистика ФАС России по итогам 2023 года

Риски предпринимателей-участников госзакупок

Проведя проверку, ФАС может выявить признаки антиконкурентного сговора. Антиконкурентное соглашение — форма монополистического объединения хозяйствующих субъектов. Результатом становится их взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого соперничества.

К таким соглашениям относятся:

Ценовой сговор. Когда компании-участники закупки манипулируют ценой контракта. Например, договорились о соблюдении определенной стоимости или минимальной цене. К таким соглашениям также относится договоренность о скидках, расценках на доставку или обслуживание и уведомление об изменении цены.

Сговор по созданию дефицита. Манипуляции участников закупки, направленные на рост цен на товар или “выдавливание” с рынка конкурентов.

Бойкот. Когда компании договариваются не заключать договоров с конкретными продавцами или покупателями. Это делается для того, чтобы получить минимальную цену от продавца, или, наоборот, максимальную цену от покупателя.

В борьбе с антиконкурентными соглашениями и картелями ФАС исходит из того, что самого договора в классическом понимании (с печатью и подписями) между участниками госзакупки может не быть. Достаточно устной договоренности между предпринимателями, участвующими в торгах.

Что вызовет вопросы у ФАС

О наличии сговора между участниками закупки антимонопольное ведомство судит по наличию обязательных и факультативных признаков.

Обязательные признаки — это те обстоятельства, которые имеют существенное значение для дела.

К обязательным признакам относятся:

  • снижение цены контракта на минимальное значение или его отсутствие;
  • отсутствие конкуренции;
  • подача заявок на участие в закупке с одного IP-адреса;
  • совместная подготовка заявок (одинаковые свойства файлов).

Факультативные признаки — это вспомогательные обстоятельства. Они утверждают позицию по наличию обязательных признаков.

К факультативным признакам относятся:

  • движение средств между банковскими счетами участников закупки (например, купля-продажа);
  • договор поручительства (когда один из участников закупки выступает поручителем второго перед банком);
  • договор займа между участниками торгов;
  • соглашение о намерениях о создании юрлица;
  • договор доверительного управления долей одного из участников торгов;
  • договор аренды;
  • переписка между участниками торгов по корпоративным вопросам (изменение юридического адреса, смены генерального директора и т.д.);
  • доверенности;
  • частая смена одних и тех же сотрудников (из штата одной из компаний в другую).

Кейс из практики

Предприниматели, подавшие заявки на участие в торгах, попали под подозрение ФАС. Антимонопольное ведомство заподозрило участников закупки в сговоре. При изучении первичной документации, выяснилось, что у “конкурирующих” компаний одинаковые коммерческие предложения: единая форма, идентичные шрифты, одинаковые грамматические и синтаксические ошибки. Похожесть электронных файлов — один из важнейших элементов, на что обращает внимание ФАС. Изучив документы, антимонопольное ведомство сразу же заподозрило участников закупки в антиконкурентном сговоре.

Что грозит нарушителям

Если нарушение участника госзакупки доказано, его может ждать административная и/или уголовная ответственность (ст.178 УК РФ “Ограничение конкуренции” и/или ст.14.32 КоАП РФ “Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения”).

Уголовная ответственность предусматривает следующие виды наказания:

  • штраф от 300 000 до 500 000 рублей или в размере зарплаты (другого дохода) за период от одного года до двух лет;
  • принудительные работы сроком до трех лет с лишением права заниматься определенными видами деятельности;
  • лишение свободы до трех лет.

Административное наказание предусматривает штраф. Размер зависит от характера самого нарушения и исчисляется долей от суммы выручки от реализации товара (услуг), но не может быть меньше 100 000 рублей.

Чек-лист для участников госзакупок

Честно ответьте себе на вопросы из таблицы ниже. Если на большинство вопросов вы ответили “да”, то скорее всего ваша компания в зоне риска и у антимонопольного ведомства есть все основания провести проверку закупки.

ФакторДаНет
Обсуждали ли Вы участие в закупке с вашими конкурентами?
Договаривались ли Вы с конкурентами о минимальном снижении цены контракта?
Подавали ли вы заявки на участие в торгах с одного IP-адреса?
Участвовали ли Вы в подготовке заявки участника-конкурента (или наоборот)?
Продавали ли Вы что-либо (товары, услуги) компании-конкуренту?
Приобретали ли Вы что-либо (товары, услуги) у компании-конкурента?
Выступали ли Вы поручителем перед банком у компании-конкурента?
Выступала ли компания-конкурент поручителем перед банком по вашему кредиту?
Есть ли между Вами и компанией-конкурентом какие-либо договора (займа, аренды, доверительного управления и т.д.)?
Вели ли Вы переписку с кем-либо из компании-конкурента по корпоративным вопросам?
Есть ли в вашем штате сотрудники, которые ранее работали в компании-конкуренте (и наоборот)?

Для самостоятельной проверки деятельности в сфере госзакупок в 2021 году ФАС также предложила компаниям, работающим в этой сфере, разработать системы антимонопольного комплаенса. Эта инициатива отражена в законе.

В случае, если предприниматель пока не готов внедрять собственную систему, не стоит забывать, что значительно снизить риски поможет, в первую очередь, наличие должной осмотрительности и соблюдение формальных требований, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Александр Драгнев
Александр Драгнев

Рассматриваете ли Вы участие в госзакупках для своей компании?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации