В 2023 году в России, по официальным данным, было проведено более 3 миллионов закупок, а доля сектора составила $162,44 миллиарда. Динамичный рост сферы госзакупок привлекает в нее все больше и больше предпринимателей. За законностью процедур закупок следит ФАС, выявляя недобросовестных участников процедур.
Что контролирует ФАС в сфере госзакупок
Контроль в сфере госзакупок — одно из приоритетных направлений деятельности ФАС. Деятельность ведомства регламентируется законом “О защите конкуренции” (No 135-ФЗ). Сотрудники ФАС следят за тем, чтобы все процедуры соответствовали требованиям и не ограничивали конкуренцию. Это касается действий самих участников закупок, естественных монополий и органов власти.
Данная сфера регулируется тремя законами:
- No 223-ФЗ;
- No 44-ФЗ;
- No 275-ФЗ.
ФАС проводит свой самостоятельный мониторинг торгов, проверяет участников процедур и занимается рассмотрением жалоб и заявлений. Практика показывает, что наиболее часто жалобы в ФАС подают компании-конкуренты.
Риски предпринимателей-участников госзакупок
Проведя проверку, ФАС может выявить признаки антиконкурентного сговора. Антиконкурентное соглашение — форма монополистического объединения хозяйствующих субъектов. Результатом становится их взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого соперничества.
К таким соглашениям относятся:
Ценовой сговор. Когда компании-участники закупки манипулируют ценой контракта. Например, договорились о соблюдении определенной стоимости или минимальной цене. К таким соглашениям также относится договоренность о скидках, расценках на доставку или обслуживание и уведомление об изменении цены.
Сговор по созданию дефицита. Манипуляции участников закупки, направленные на рост цен на товар или “выдавливание” с рынка конкурентов.
Бойкот. Когда компании договариваются не заключать договоров с конкретными продавцами или покупателями. Это делается для того, чтобы получить минимальную цену от продавца, или, наоборот, максимальную цену от покупателя.
В борьбе с антиконкурентными соглашениями и картелями ФАС исходит из того, что самого договора в классическом понимании (с печатью и подписями) между участниками госзакупки может не быть. Достаточно устной договоренности между предпринимателями, участвующими в торгах.
Что вызовет вопросы у ФАС
О наличии сговора между участниками закупки антимонопольное ведомство судит по наличию обязательных и факультативных признаков.
Обязательные признаки — это те обстоятельства, которые имеют существенное значение для дела.
К обязательным признакам относятся:
- снижение цены контракта на минимальное значение или его отсутствие;
- отсутствие конкуренции;
- подача заявок на участие в закупке с одного IP-адреса;
- совместная подготовка заявок (одинаковые свойства файлов).
Факультативные признаки — это вспомогательные обстоятельства. Они утверждают позицию по наличию обязательных признаков.
К факультативным признакам относятся:
- движение средств между банковскими счетами участников закупки (например, купля-продажа);
- договор поручительства (когда один из участников закупки выступает поручителем второго перед банком);
- договор займа между участниками торгов;
- соглашение о намерениях о создании юрлица;
- договор доверительного управления долей одного из участников торгов;
- договор аренды;
- переписка между участниками торгов по корпоративным вопросам (изменение юридического адреса, смены генерального директора и т.д.);
- доверенности;
- частая смена одних и тех же сотрудников (из штата одной из компаний в другую).
Кейс из практики
Предприниматели, подавшие заявки на участие в торгах, попали под подозрение ФАС. Антимонопольное ведомство заподозрило участников закупки в сговоре. При изучении первичной документации, выяснилось, что у “конкурирующих” компаний одинаковые коммерческие предложения: единая форма, идентичные шрифты, одинаковые грамматические и синтаксические ошибки. Похожесть электронных файлов — один из важнейших элементов, на что обращает внимание ФАС. Изучив документы, антимонопольное ведомство сразу же заподозрило участников закупки в антиконкурентном сговоре.
Что грозит нарушителям
Если нарушение участника госзакупки доказано, его может ждать административная и/или уголовная ответственность (ст.178 УК РФ “Ограничение конкуренции” и/или ст.14.32 КоАП РФ “Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения”).
Уголовная ответственность предусматривает следующие виды наказания:
- штраф от 300 000 до 500 000 рублей или в размере зарплаты (другого дохода) за период от одного года до двух лет;
- принудительные работы сроком до трех лет с лишением права заниматься определенными видами деятельности;
- лишение свободы до трех лет.
Административное наказание предусматривает штраф. Размер зависит от характера самого нарушения и исчисляется долей от суммы выручки от реализации товара (услуг), но не может быть меньше 100 000 рублей.
Чек-лист для участников госзакупок
Честно ответьте себе на вопросы из таблицы ниже. Если на большинство вопросов вы ответили “да”, то скорее всего ваша компания в зоне риска и у антимонопольного ведомства есть все основания провести проверку закупки.
Для самостоятельной проверки деятельности в сфере госзакупок в 2021 году ФАС также предложила компаниям, работающим в этой сфере, разработать системы антимонопольного комплаенса. Эта инициатива отражена в законе.
В случае, если предприниматель пока не готов внедрять собственную систему, не стоит забывать, что значительно снизить риски поможет, в первую очередь, наличие должной осмотрительности и соблюдение формальных требований, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
Рассматриваете ли Вы участие в госзакупках для своей компании?