Разыгрываем 50 призов по 100 000 ₽50 призов по 100 000 ₽Для участия откройте ИП в Т-БанкеЗарегистрируйте ИП в Т-Банке и участвуйте в розыгрышеПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Миллиард выручки — показатель, к которому стремятся амбициозные предприниматели, психологический барьер и подтверждение успеха. Создать успешный бизнес можно только с грамотной системой управления. И выстроить эту систему — ключевая задача владельца бизнеса. В статье разберемся, с помощью каких инструментов добиться этого показателя.

Миллиард — это не цель

Миллиард в России воспринимается как показатель масштаба бизнеса. Когда компания делает миллиард выручки, считается, что ее создатели, менеджеры что-то поняли о бизнесе, у них получилось.

Сергей Краснов, презентация книги «Недушный директор»
Сергей Краснов, презентация книги «Недушный директор»

Миллиард для многих начинающих предпринимателей — цифра, которую нужно достичь. Триггер. Но фактически это не главная задача

Миллиард для многих начинающих предпринимателей — цифра, которую нужно достичь. Триггер. Но фактически это не главная задача

Как руководитель, чей бизнес преодолел планку в миллиард в 2024 году, могу сказать, что миллиард — это лишь цифра и не самоцель для грамотного управленца. Цель — это эффективный и устойчивый бизнес, который регулярно будет расти в доходе, денежном потоке и прибыли.

До миллиарда доходят не все, и это нормально. Кому-то проще оставаться в цифрах, которые есть сейчас.

Универсального рецепта, как попасть в «список миллиардеров», нет. Специфику накладывает ситуация на рынке, опыт управления, возможности производства и многое другое. Сделать миллиард на консалтинге для малого бизнеса и на товарах массового потребления — две разные по сложности задачи. И они требуют совершенно разного подхода.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Аватар дайджеста

Предприниматели не выбирают управление

Обычно менеджерами становятся вынужденно. Запуская бизнес, ты идешь в красивую жизнь, свободу, самореализацию, путешествия, время для себя и семьи, в богатство. И в какой-то момент понимаешь, что сильно обманулся. На деле свой бизнес — это кровь, пот слезы и борьба.

С выбором роли предпринимателя в жизнь незаметно, но настойчиво входит функция «руководитель». Многие предпочитают ее не видеть, не берут на себя ответственность. Как пишет один из основоположников дисциплины менеджмента Питер Друкер, не каждый менеджер должен быть предпринимателем. Но каждый предприниматель обязан быть хорошим менеджером.

У меня осознание необходимости идти в профессию руководителя пришло на запуске Нескучных финансов. Стало понятно, что работа компании будет связана с большим количеством людей. Много сотрудников, много клиентов. Сложная машина, для управления которой необходимы навыки и знания. Мои компетенции на тот момент были недостаточны.

Решение о том, чтобы учиться, пришло не сразу: сначала осознание, что руководитель — это профессия, затем решимость эту профессию осваивать.

Хорошая новость: управление можно изучить. Принципы те же, что и в освоении других профессий. Например, чтобы стать плотником, нужно изучить технологии обработки древесины, черчение, уметь работать с материалами и инструментами. Кроме того, нужна насмотренность, наработанность, технология и, наконец, образ будущего результата. И в управлении бизнесом есть ценный продукт, результат, есть главные инструменты, подходы и так далее.

Сергей Краснов, сооснователь «Нескучных финансов»
Сергей Краснов, сооснователь «Нескучных финансов»

Потратить 5 лет на то, чтобы получить навык управления на всю жизнь — это хорошая инвестиция

Потратить 5 лет на то, чтобы получить навык управления на всю жизнь — это хорошая инвестиция

Чтобы пройти «ревущие сороковые», нужно подготовиться

У предпринимателей бывают два основных типа кризисов.

Кризис невежества, назовем его «Ой-ой-ой». Постоянно сталкиваешься с неожиданностями внутри: ой, кассовый разрыв, ой, поставщики кинули, ой, здесь что-то украли. Ты живешь от проблемы к проблеме. Минимизировать такие кризисы можно, изучив основы управления.

Кризисы роста. Когда ты сильно быстро растешь, твоя компания из младенца превращается в подростка, из подростка во взрослого человека. У человека все это сопровождается гормональными изменениями, психологическими проблемами, поиском себя. То же самое в бизнесе. Ты трансформируешься.

Этап масштабирования — это как пройти пролив Дрейка, самый широкий пролив в мире с сильнейшими штормами — «ревущими сороковыми». Но многие мореплаватели шли и идут, потому что это самый короткий путь из Южной Америки в Антарктиду. Кто-то проходит его, кто-то остается и тонет или разворачивается.

Я предпочитаю второй тип: кризисы роста достаточно предсказуемы, на эту тему написано много книг. Работа управленца как раз заключается в том, чтобы решать такие проблемы.

Есть исключение из правил: гениальные люди или предприниматели, у которых удачно сложились обстоятельства. Их часто любят приводить в пример: «Посмотрите, он же сам справился!». Фортуна — дело ненадежное. И на деле везет тем, кто сам везет. Я проинвестировал 5 лет в обучение и считаю, что хорошо разобрался с темой управления. Результат — действующая команда. Кроме того, собирать сотрудников для новых проектов с каждым разом удается все быстрее и точнее.

Освоенный менеджмент — выбор вдолгую. Какой отрезок своей жизни вы планируете отдать этой цели? Кто-то решает: лет 5, кто-то 10, а кто-то делает бизнес делом своей жизни. Неплохо инвестировать от 2 до 5 лет своей жизни, чтобы освоить менеджерскую функцию. Вложение выгодное: навык будет активен всю твою жизнь, какой бы ты проект ни делал. Я имею ввиду не только оперативное управление. Если ты разбираешься в том, как все работает, у тебя будет достаточно насмотренности и понимания в дальнейшем, чтобы нанять профессиональную команду топ-менеджеров, и не за 5-10 лет, а за год-два. Знания помогают зарабатывать деньги и экономить нервы.

Сергей Краснов, выступление
Сергей Краснов, выступление

Если ты разбираешься в том, как все работает, ты сможешь нанять профессиональную команду топ-менеджеров

Если ты разбираешься в том, как все работает, ты сможешь нанять профессиональную команду топ-менеджеров

Кнут или пряник? Эффективные методы управления

Все гораздо сложнее, чем кнут и пряник. Именно поэтому тему мотивации изучали многие отцы современного менеджмента.

В качестве примитивного, но действенного совета поделюсь лайфхаком: когда мы говорим про хорошие результаты сотрудника, нужно говорить про самого человека. А вот при разборе неудач, когда нужен терапевтический «кнут», — рассматривать не личность, а результаты. Ставить его на позицию рядом с собой, вместе смотреть на итог: «Как тебе? Кажется, что мы оба видим, что никуда не годится. Это не значит, что ты плохой. Это значит, что результаты твоей деятельности вот такие. Почему так произошло? И чем поддержать, чтобы ситуация изменилась?».

Важно создание доверительного контекста внутри, фокуса на сильных сторонах человека. Понимание, но вместе с этим требовательность, и нетерпимость к отсутствию результата.

Где искать эффективных сотрудников

Сотрудники в компании должны быть продуктивными — способными воспроизводить результат. А эффективность — результат минус количество вложенных ресурсов.

Категория эффективности — задача менеджмента. Часто сотрудники апеллируют к аргументам: не хватает средств, времени еще чего-то, поэтому у нас результатов нет.

Но наука менеджмента и состоит в том, чтобы в условиях ограниченных ресурсов сделать достойный результат. Есть понятные механики, инструменты, навыки, которые нужно развивать, чтобы добиться целей.

Где искать продуктивных сотрудников? Я считаю, что большинство людей продуктивны. Ищите ребят, которые сходятся с вами по ценностям и у которых есть желание работать. Если что-то идет не так, попробуйте выявить причины.

Есть метод пяти пальцев, который позволяет работать с основными причинами непродуктивности:

  1. Сотрудник не умеет решать эту задачу. Значит, его нужно обучить.
  2. Специалист не на своем месте. Что делаем? Перемещаем на свое, если для него есть задачи в компании.
  3. Перегруженность. Человек шестьдесят часов в неделю работает и в какой-то момент начинает сбиваться, ошибаться. Хотя человек ответственный. Значит, нужно разгружать.
  4. Сотрудник не обеспечен ресурсами — деньгами, техникой, знаниями, персоналом и т.д. Эти задачи нужно решить.
  5. Сотрудник не хочет заниматься возложенным на него вопросом. Приуныл. Эта причина самая сложная, потому что речь идет про внутреннее состояние человека. И не всегда на него можно повлиять напрямую. Но есть 4 прикладных инструмента, как на это повлиять. Об этом мы написали в книге «Недушный директор».
Сергей Краснов, общение с залом
Сергей Краснов, общение с залом

Не нужно искать продуктивных сотрудников. Ищите нормальных, с кем вам по пути. Настроить продуктивность — задача менеджмента

Не нужно искать продуктивных сотрудников. Ищите нормальных, с кем вам по пути. Настроить продуктивность — задача менеджмента

Когда с работником нужно расстаться

Есть ситуации, когда нужно завершать сотрудничество. И не всегда по вине работника.

Вот основные случаи, когда отпустить лучше, чем удерживать.

Если сотрудник не на своем месте, но подходящего места в компании для него нет. Это может быть и внутреннее ощущение работника, и несовпадение по функционалу.

Деятельность, на которую брали специалиста, сейчас не нужна компании. Например, завершился проект. Выдумывать какие-то искусственные задачи, чтобы оставить полезного специалиста (может быть, пригодится), нецелесообразно.

Если сотрудник непродуктивен. Вроде бы, человек уже нанят, жаль потраченного на поиски времени. И мы начинаем ему прикручивать KPI, менять систему мотивации. Но возможно, самый эффективный вариант — спокойно попрощаться.

Может ли владелец бизнеса выйти из операционки

Если мы понимаем под операционкой ежедневную рутину: переговоры с клиентами, выставление счетов, уплату налогов, то в малом и среднем бизнесе из таких процессов выйти можно относительно легко. Более того — нужно. Вредно заниматься операционной деятельностью, когда ты — глава компании: ты крадешь у своего бизнеса будущее, растрачивая энергию на задачи, которые должны делать другие. Осваивайте профессию руководителя, затем функцию бизнес-строительства, собирайте команду и выходите из операционки.

Если мы говорим про управление в понимании стратегическом, то здесь собственнику выходить из деятельности вредно. Проект может просуществовать какое-то время сам, но он должен питаться предпринимательской энергией. Команда должна видеть цель, понимать, куда она идет. Тогда все будет складываться, как нужно.

Подводя итог, отмечу, что идти в управление собственнику или нет — это вопрос личной стратегии. Есть те, кто просто хочет оставаться инвестором. Руководство — процесс непростой и не всегда приятный, но увлекательный. Если решили освоить менеджмент, подойдите к вопросу как к освоению профессии. Навык будет востребован.

Сергей Краснов, Нескучные финансы
Сергей Краснов, Нескучные финансы

Для меня миллиард — это самое начало, первое доказательство, что мы движемся в правильном направлении

Для меня миллиард — это самое начало, первое доказательство, что мы движемся в правильном направлении
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных