Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Еще совсем недавно HR, сфера человеческих ресурсов, не относилась к высококонкурентным бизнес-рынкам — средам, в которых основное внимание уделяется ценностям, потребностям и степени удовлетворенности клиентов. Все изменилось с развитием рынка кандидата: теперь компаниям приходится активно конкурировать за сотрудников, причем любого профиля и направления. Сегодня хочу рассказать о том, почему бизнесу стоит внедрить клиентские практики в кадровую политику и как можно модернизировать HR-политику.

Необходимость в изменении подхода потребовала от HR пересмотра привычных концепций и стандартов. Если раньше мы создавали и реализовывали решения в сфере кадровых процессов и цифровизации, опираясь исключительно на свои знания и опыт, то сегодня для успешного функционирования HR требуется клиентский подход к сотрудникам и глубокий анализ их истинных потребностей. А это значит, что в первую очередь необходимо уметь по-настоящему вникать и слышать, удерживая себя от стремления додумывать и предлагать оптимальные, как нам самим кажется, решения.

Итеративный подход

Умение слушать — важный навык, но это лишь первый этап глобального процесса. В условиях быстрого и изменчивого рынка даже тщательная аналитика может привести к созданию продукта или услуги, которые через год окажутся устаревшими и невостребованными. По этой причине мы решили применять так называемый итеративный подход. Он подразумевает принцип последовательности — предоставление ценности клиенту (в случае HR — сотруднику) по мере создания самого продукта. Как только определенная часть продукта готова, компания ее внедряет, а затем, опираясь на полученные отзывы от сотрудников, корректирует и разрабатывает следующую.

Внутренний портал
Внутренний портал

Личная страница сотрудника на HR-портале

Личная страница сотрудника на HR-портале

Подобный последовательный подход с постоянным отслеживанием степени удовлетворенности позволяет гораздо быстрее адаптироваться к изменяющимся потребностям и ценностям — как сотрудников, так и самого бизнеса. С его помощью мы получаем отклик и своевременно вносим изменения в проекты на каждой итерации.

Эффективность итеративного подхода можно продемонстрировать на примере нашего сервиса «Кабинет руководителя». Проведя серию глубинных интервью, мы получили экспертные мнения, подтвердили и опровергли часть гипотез. В результате был разработан и реализован востребованный продукт: поначалу в нем был простой базовый функционал, который постоянно дополняется новыми опциями и инструментами в соответствии с обратной связью пользователей.

Кастомная разработка: когда она нужна?

При внедрении автоматизированного подхода в кадровые процессы у бизнеса может возникнуть вопрос: стоит ли использовать готовые рыночные решения «из коробки» или заниматься индивидуальной разработкой кастомных сервисов под свои потребности? Наша компания остановилась на компромиссном варианте.

Корпоративный портал
Корпоративный портал

Корпоративный портал группы НЛМК

Корпоративный портал группы НЛМК

В тех случаях, когда процессы понятны и хорошо изучены, где важна общая экспертиза рынка, мы обращались к готовым продуктам, адаптируя их под себя. Например, инструменты по подбору персонала. Когда же речь идет об уникальных, нетипичных задачах и процессах, имеющих особые нюансы, мы предпочитаем собственную разработку. К ним относятся система постановки целей на год, система управления и так далее.

В некоторых случаях мы останавливаемся на бюджетном сервисе с открытым исходным кодом и адаптируем его под свои нужды. Так была реализована, к примеру, система оценки компетенций для руководителей и специалистов всех уровней. Это решение позволило нам лучше понимать не только те задачи, которые выполняет человек, но и способы, которыми он добивается результата.

После ухода с рынка одного из наших постоянных поставщиков цифровых решений, мы столкнулись с необходимостью поиска альтернативы для внедрения системы оценки годовых целей и компетенций. Поскольку сроки были сжатыми, создать эти системы нужно было достаточно оперативно. Мы выбрали готовое и гибкое решение «из коробки» и на его основе смогли разработать собственный кастомный инструмент.

Показатели эффективности

Для того чтобы такой подход в HR был востребованным и эффективным, важно не только отслеживать потребности и запросы сотрудников, но и корректно проводить оценку результатов. В случае со сферой человеческих ресурсов сделать это бывает непросто — ведь мы имеем дело со второстепенными, непрямыми признаками. Например, снижение текучки кадров, упрощение процесса найма, экономия трудозатрат менеджеров и так далее. Предположим, компания стала использовать цифровые инструменты для найма персонала и процесс ускорился, но как определить, связано ли это с эффективностью инструментов или с переменами на рынке труда в целом?

Чтобы решить эту проблему, следует изначально определить точку отсчета и установить показатели эффективности, которые останутся актуальными в любых рыночных условиях. И в этом помогут дополнительные метрики, заранее предусмотренные в продукте с учетом специфики и прогностики рынка.

При этом стоит с осторожностью применять современные трендовые показатели и KPI, поскольку они не всегда могут соответствовать степени зрелости вашего продукта или решения. Например, на одном из профильных мероприятий нас заинтересовала метрика TER (Temkin Experience Ratings) — стандарт измерения качества обслуживания клиентов на основе оценки трех элементов клиентского опыта: успеха, усилий и эмоций. Мы попробовали применить его в нашей практике, но столкнулись с тем, что для наших продуктов, находящихся на начальной стадии, он слишком обширный и сложный.

Стратегическое видение как основа долгосрочного успеха

В современном, быстро меняющемся мире клиентский опыт и продуктовый подход в сфере HR являются уже не просто модной тенденцией, а ключевой стратегией, необходимой для того, чтобы бизнес был успешным и конкурентным. Уделяя внимание потребностям сотрудников, гибко реагируя на динамику рынка и смотря в завтрашний день, работодатель получает сильное преимущество в привлечении и удержании талантливых и ценных кадров. Все вместе это становится основой для успеха в долгосрочной перспективе. Такая работа на перспективу позволяет компаниям развивать гибкую, современную и человекоориентированную HR-среду.

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение от Т-Банка

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Т-Банке
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Екатерина Грибова
Екатерина Грибова

А вы начали автоматизировать HR-процессы?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации