Заводские столовые промышленных гигантов смело экспериментируют с форматами корпоративного питания. Работодатель может установить вендинговые автоматы, заключить договор с соседним кафе, обустроить огромную фуд-зону или выбрать доставку кейтеринга.
Рассказываю, как HoReCa (сфера гостинично-ресторанного бизнеса) завоевывает нишу корпоративного питания и зачем для этого искать ИТ-продукт. Разбор на примере реального кейса клиента Saby Presto. Аналитика доказывает, что продуманная система компенсации питания не уступает другим популярным пунктам в соцпакетах компаний — релокации или оплате обучения.
Бесплатный обед или ноут: что привлекает и удерживает кадры
В 2024 году уровень безработицы в России упал до 2,6%. Вакансий много, а свободных рук нет. По расчетам Центробанка, число рабочих мест в среднем по стране увеличивается на 100 000–200 000 каждый месяц. Все борются за кадровый ресурс по-разному, потому что высокая зарплата уже не удивляет кандидатов. Они обращают внимание, что работодатель предлагает в социальном пакете. Больше плюшек — выше шанс обойти конкурента и завоевать сотрудника.
Как показывает исследование hh.ru, каждая третья компания из 200 предлагает компенсацию обедов. Такой пункт занимает топ-3 списка ценных опций по мнению работодателей. А предоставление техники, релокация или оплата обучения занимают более низкие позиции.
При этом 66% подчеркивают, что компенсация питания является обязательным бонусом в политике компании.

Вот с какими форматами чаще работают компании:
- Надбавка к зарплате и обеды на территории офиса или предприятия.
- Питание в определенных точках по проксимити-картам.
- Скидочная система в некоторых заведениях.
Форматы выбрали, но кто кормит? Обычно работодатели сами договариваются с заведениями или заведения выходят на партнеров. Все выигрывают от сотрудничества. Предприятие зарабатывает лояльность и качает HR-бренд, соседний ресторан увеличивает выручку, заполнив пустующий зал в обед.
Как ресторанному бизнесу заметчиться с компаниями
Если вы владелец ресторанного бизнеса и смотрите в сторону корпоративных обедов, для вас есть короткий гайд по выбору партнеров.
Эти 4 шага пригодятся для выбора контрагента:
- Открываем Яндекс.Карты и ищем ближайшие офисы.
- Собираем данные в таблицу: контакты, адрес, сфера бизнеса и пр.
- Связываемся с компаниями и высылаем коммерческое предложение.
- Встречаемся с партнером и проводим презентацию.
Для сотрудничества обеим сторонам нужны автоматизированные инструменты. Устаревшие технологии на точках продаж замедляют обслуживание посетителей, а ручная работа в части документации и бумажные носители мешают следовать стандартам корпоративного питания.
Какие данные не успевают попасть в бумажные документы?
Например, наличие единого прейскуранта, льготной системы, стандартной рецептуры, определенных правил учета и отчетности. Без цифровых инструментов поддерживать инфраструктуру проблематично.
Мы съездили на суровый Север России, чтобы с нуля перевести 15 заводских столовых и кафе на ИТ-решение.

Кейс нефтяной компании: как обслуживать 7 000 человек без очередей
Дочка нефтехолдинга управляет десятками лицензионных участков по добыче природных ископаемых. На этой территории расположены корпоративные столовые и кафе, которые посещают 7 000 человек ежедневно. Ниже рассказываю, в каких условиях работали столовые и кафе без инструментов автоматизации.
Медленное обслуживание. В точках питания использовались устаревшие электронные контрольно-кассовые машины (ЭКР). Это сложный интерфейс для кассиров. Чтобы пробить каждое блюдо, приходилось выполнять множество лишних действий. Очереди на кассах стали постоянной проблемой, особенно в часы пик, когда тысячи сотрудников приходили на обед.

Работа с методом суммового учета. Этот метод фиксирует только общую выручку от продаж в конце дня, но не предоставляет данных о том, какие ингредиенты используются и куда уходят.Без точных расчетов ответственные сотрудники не могли вовремя обнаружить просроченные товары.
Бумажный складской учет. На складах учет велся вручную с использованием бумажных журналов. Это не только замедляло рабочий процесс, но и увеличивало риск ошибок. Например, путаница в накладных или человеческий фактор могут приводить к проблемам пересортицы, а иногда — к пропаже продуктов.
Сложная смена прейскурантов. Каждый месяц цены на блюда обновлялись. Для этого все аппараты ЭКР приходилось снимать с точек продаж, перевозить в сервисный центр для обновления данных и затем возвращать обратно по их месту регистрации.
4 решения для организации питания своего персонала и сотрудников сторонних компаний
Внедрение программы не обошлось без кастомизации. Это случай, когда функционал нужно подогнать под требования клиента. Например, мы адаптировали печатные формы документов для отчетности, которых нет в сфере торговли, и привязали проксимити-карты сотрудников к нашей программе. Ниже рассказываю, как работает система корпоративного питания после апгрейда.
Решение № 1: поставили простые технологии для кассовых зон. Старые ЭКР заменили на цифровые кассы с интуитивно понятным интерфейсом. Это позволило быстро оформлять продажи, ведь на главном экране выведены горячие кнопки с часто покупаемыми позициями. Например, кофе или суп дня.
Кассиры выполняют меньше операций, а посетители получают заказ быстрее в часы пик. Также смена позиции меню или цен занимает несколько минут. Персонал не тратит время на транспортировку касс и их настройку.

Решение № 2: ввели точную аналитику. Теперь при пробитии блюда программа фиксирует не только выручку, но и точное количество ингредиентов, использованных для приготовления блюд.
Это позволяет работать с количественно-суммовым учетом. Сотрудник склада или точки питания видят, сколько продуктов использовано за день, какие остатки есть на каждом складе и какую прибыль приносит каждое блюдо.
Решение № 3: автоматизировали складской учет. Вся цепочка складских операций была переведена на электронный документооборот.
Продукты поступают на центральный склад нефтехолдинга, а затем распределяются между столовыми и кафе. Этот процесс фиксируется с помощью документа «Внутреннее перемещение», который сотрудники складов оформляют через приложение Saby Docs.
В мобильном приложении доступны другие операции для системы учета:
- Списание продуктов — для учета испорченного или использованного сырья.
- Инвентаризация — для проверки остатков на складах.
- Оприходование товаров — для учета новых поставок.
- Работа с маркированными товарами — для удобной инвентаризации, фиксирования остатков и списания.

Решение № 4: внедрили скидочную программу и учет посетителей. Столовые и кафе на промышленной территории могут посетить 4 группы людей.
Для всех предусмотрена разная наценка на блюда. При этом нефтехолдинг продвигает HR-бренд и предлагает своим сотрудникам питание по скидочной программе.
Для активации скидки мы расчитали фиксированный процент: 66,66%. Рабочий прикладывает пропуск к считывателю, а система определяет, к какой компании относится сотрудник. Если установлен нефтехолдинг, применяется скидка.
В других случаях идентификация нужна для определения конечной цены на блюда. Например, розничная цена предусмотрена для гостей, а сотрудники подрядчиков могут питаться по договору питания или льготе.
Решения, которые работают: скорость обслуживания сотрудников в столовых и кафе выросла на 35%
По нашим подсчетам замена устаревших ЭКР на Saby Presto ускорила обслуживание посетителей 15 столовых и кафе в общем на 35%. Кассиры быстрее пробивают блюда без перегруза, а у рабочих есть больше времени передохнуть на обеденном перерыве.
В складском учете автоматизировано 20 бизнес-процессов. Например, оприходование по неучтенным товарам на складах, возврат поставщику, оформление пересортицы и др.

Да, переход на новые технологии может пугать объемом задач, но результат стоит усилий. По сути, такие решения окупаются сразу, потому что вы экономите на времени, ресурсах и ошибках. А если посмотреть в долгосрочной перспективе, то автоматизация превращается в конкурентное преимущество, которое дает компании не только финансовую выгоду, но и репутацию продвинутого работодателя.
Готовы ли вы отказаться от бумажного учета на складах?