Заполним декларацию автоматическиПодайте годовую декларацию в несколько кликовБесплатная онлайн-бухгалтерия от Т-БизнесаПодключите бесплатную онлайн-бухгалтерию от Т-БизнесаПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

B2C-маркетплейсы становятся все популярнее в России. По данным Data Insight, в 2023 году объем продаж таких площадок в стране составил 7,9 трлн рублей — это на 38% больше, чем в 2022 году. Яндекс Маркет привел другой показатель: в 2021 году число заказов на российских маркетплейсах суммарно выросло в два раза по сравнению с 2020 годом.

На волне такой популярности становятся востребованнее и B2B-маркетплейсы. По данным Маркета за этот год, почти половина компаний (45%) регулярно покупают в интернете товары для бизнеса — и около трети из них (30%) делают это на маркетплейсах.

Но торговля с юрлицами и физлицами на маркетплейсах — это не одно и то же. Существуют барьеры, из-за которых компании не переходят с прямых закупок у поставщиков на заказы через маркетплейсы. Что это за барьеры и стоит ли магазинам запускать B2B-продажи на таких площадках, рассказывает Кирилл Тренин, руководитель сервиса «Маркет для бизнеса».

Консервативный подход к выбору поставщиков

Покупатели-физлица обычно ищут на маркетплейсах самые выгодные предложения и для экономии готовы делать заказы у новых для себя продавцов. С бизнесом по-другому. Маркет для бизнеса опросил предпринимателей и выяснил, что для большинства из них при онлайн-покупках важнее всего наличие бесплатной доставки (68% респондентов) и электронного документооборота (65%). Многие опрошенные отметили и другие значимые факторы: например, возможность вычета НДС (53%), большой ассортимент (52%), скидки и акции (тоже 52%).

Как правило, компании неохотно перестраивают устоявшиеся бизнес-процессы. В частности, продолжают напрямую работать с постоянными поставщиками, даже если на маркетплейсе предложения выгоднее и есть бесплатная доставка.

Важность доставки для пользователя
Важность доставки для пользователя

Большинство пользователей говорят, что для них важна бесплатная доставка заказов и электронный документооборот. Источник: Яндекс Маркет для бизнеса

Большинство пользователей говорят, что для них важна бесплатная доставка заказов и электронный документооборот. Источник: Яндекс Маркет для бизнеса

Устоявшиеся процессы закупок

Чтобы функционировать, бизнес регулярно приобретает товары для своих нужд. Наше исследование показало, что компании делают это в среднем раз в месяц, а самые популярные категории товаров у них — расходники для оргтехники и канцтовары.

Обычно процессы периодических закупок у малого и среднего бизнеса налажены так, как удобнее. Допустим, с одним постоянным поставщиком расчет в конце месяца, с другим — в начале, с третьим партнером сделки проводятся по ЭДО, с четвертым — по бумажным документам. Возникает вопрос: зачем пробовать в закупках новое, если есть налаженное старое. В этом еще один барьер между компаниями-покупателями и маркетплейсами.

Особые условия для лучших клиентов

Если компания делает закупки у постоянного партнера, цены товаров могут сильно зависеть от размера приобретаемой партии, частоты заказов, налаженности отношений между клиентом и поставщиком. Для лучших покупателей партнер даже может расширить производство, выпускать товары в индивидуальной комплектации и делать особенно большие скидки.

К тому же у клиента есть возможность индивидуально договориться с поставщиком о лучших для себя условиях. На маркетплейсах пока такой возможности нет — и это тоже барьер, который отделяет такие площадки от компаний-покупателей.

B2B-маркетплейсы: безнадежны или нет

Может показаться, что продажи на B2B-маркетплейсе — бесперспективное дело. Но это не так. Площадки активно работают над тем, чтобы закупки с их помощью были удобными, выгодными и привлекательными для бизнеса.

Такой сервис способен предложить широкий ассортимент, чтобы компании могли купить все нужное: канцтовары, компьютеры, мониторы, принтеры, расходники для офисной техники, бытовую химию, мебель, стройматериалы, посуду, продукты. Например, на Маркете для бизнеса доступно больше 30 млн товаров разных категорий. Закупаться на одной площадке — это удобно, экономит время и силы тем, у кого вообще нет прямых поставщиков или кто перестал с ними работать. Не нужно искать новых продавцов и отдельно договариваться с каждым из них — можно заказывать все в одном месте по мере надобности.

Другой плюс маркетплейсов с точки зрения привлекательности для покупателя — это удобство работы с документами. Компания просто делает заказ, а всем остальным занимается площадка, в том числе закрывающими документами. Если сотрудничать с поставщиком напрямую, можно столкнуться с недобросовестным партнером, который будет затягивать с подготовкой документов или вообще не станет их делать. На маркетплейсах такое исключено: они сами составляют закрывающие документы и присылают участникам сделки. Это упрощает работу и с документами, и с поставщиками.

Еще один важный аспект — цены товаров. Да, на маркетплейсе у покупателя не получится обсудить с продавцом сотрудничество и особые условия для себя. Но площадки сами договариваются с поставщиками о максимально низкой стоимости товаров. И магазинам есть смысл понижать цены, потому что на маркетплейсах обычно большие потоки заказов, что равносильно оптовым продажам.

Но чтобы покупатель оценил эти и другие преимущества маркетплейса, сначала его нужно привлечь на площадку. Сервисы делают это разными способами, например вводят скидки: на первый заказ, на товары конкретной категории и т. д., — и запускают рекламные кампании, в которых рассказывают про это бизнесу. В свою очередь, продавцы могут поспособствовать в привлечении клиентов — к примеру, расширить свой ассортимент на площадке, снизить цены на товары или сделать большие скидки во время масштабной распродажи на сервисе.

Стоит ли запускать B2B-продажи на маркетплейсах

У B2B-торговли на маркетплейсах есть свои особенности по сравнению с B2C-продажами. Консервативный подход к выбору поставщиков, устоявшиеся процессы закупок, сотрудничество с постоянными продавцами — все это барьеры между такими площадками и бизнесом. Но маркетплейсы постепенно их преодолевают — в том числе предлагают все более широкий ассортимент товаров от проверенных поставщиков, удобный документооборот, скидки и выгодные цены. Причем продавцы сами могут повлиять на привлечение клиентов — в частности, расширением своего ассортимента и снижением цен.

Бизнесу однозначно есть смысл налаживать B2B-продажи на маркетплейсах, причем чем раньше, тем лучше. Из-за событий прошлого года многие российские компании лишились постоянных зарубежных поставщиков и продолжают искать новых партнеров. Поэтому сейчас самое время предложить им свои товары: кто сделает это первым, тот может стать новым постоянным поставщиком, только не напрямую, а на маркетплейсах.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Кирилл Тренин
Кирилл Тренин

Какие барьеры мешают вам продавать на маркетплейсах?


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных