Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как отвечать на негативные отзывы на маркетплейсах


Отзывы могут казаться назойливой мухой, от которой никак не избавишься. Не факт, что можно получать удовольствие от ответов на них, но однозначный факт в том, что отвечать необходимо. Отзывы — ключевой канал коммуникации с покупателем, и это не просто слова. 96% потребителей читают отзывы перед покупкой, а 82% намеренно ищут негативные, чтобы понять, есть ли подводные камни. Рассказываю, что узнал за время работы в “Спикс” об обязательных правилах работы с негативом и причинах, почему в некоторых случаях от ручной обработки не стоит отказываться.

Кому необходима автоматизация отзывов

Если вы отвечаете на отзывы — у вас конкурентное преимущество, а еще вы отлично выглядите в глазах покупателей. 88% из них считают, что для селлера реагировать на отзывы так же важно, как заботиться о качестве товаров. 45% потребителей готовы вернуться в магазин если столкнулись с проблемой в покупке при условии, что получили участливый ответ, в котором было предложение, как проблему решить.

Если важность столь велика, почему с отзывами работают далеко не все? А сколько еще селлеров, которые ограничиваются 10-20 шаблонами, используемых для всех отзывов вообще! Кажется, секрета нет ни для кого, причина — нехватка времени, ресурсов и сил. Потому как даже сотня отзывов в день, часть из которых однотипная, может сильно истощить интеллектуально. А ведь в основном покупатели ждут ответа в течение суток, значит, надо не только поднапрячься, но и сделать это быстро.

Поэтому автоматизация ответов — это хороший выход, а для больших компаний — по-настоящему необходимое решение. При этом не стоит ожидать, что все проблемы будут решены раз и навсегда — ответы не на все отзывы стоит автоматизировать. Например, если покупатель критикует магазин в целом, пишет: “все плохо” или “не оправдало ожиданий”, то ответ шаблоном или с помощью ИИ сработает отлично. А вот если дело касается уникальной проблемы или серьезного брака, автоматизация должна быть очень аккуратной.

Круговая диаграмма с темами негатива, распределенными по различным категориям
Круговая диаграмма с темами негатива, распределенными по различным категориям

Скриншот из личного кабинета клиента Спикс. Видно, что общий негатив без сложной конструктивной критики составляет 23,59% от всех отзывов, полученных за 3 месяца

Скриншот из личного кабинета клиента Спикс. Видно, что общий негатив без сложной конструктивной критики составляет 23,59% от всех отзывов, полученных за 3 месяца

Каждый ответ на отзыв — это как бы публичное официальное заявление вашего магазина. Вы не просто отвечаете одному покупателю, вы вступаете в диалог с каждым, кто смотрит ваш товар. Поэтому важно не допускать ошибок, чтобы не навредить репутации и продажам. Нужно показать личное участие там, где его ждут.

Автоматизацию ответов можно назвать одним из инструментов в коммуникации с покупателями, а не панацеей, которая избавит от необходимости интересоваться мнением потребителей.

Для какого типа негативных отзывов подходит автоматизация ответов

Если речь об эмоциональных беспредметных отзывах или оценках без текста — можно смело автоматизировать ответы без оглядки. Игнорировать даже такие отзывы нельзя — это может повлиять на ранжирование карточки в поисковой выдаче и на восприятие вашего магазина покупателями. Мол, селлер внимателен к покупателям, но только время от времени. Может, он и к товару внимателен лишь иногда?

Автоматизировать ответы на такие отзывы могут сервисы, которые используют шаблоны или ИИ. Это решит две задачи: 1. покажет потребителям, что ваш магазин не игнорирует обратную связь, 2. создаст впечатление, что для вас важны все — даже те, кто критикует вас неконструктивно. Каждая мелочь может повлиять на решение о покупке. Вероятно, вы не найдете что ответить конструктивного на беспредметный негатив, но сам факт ответа сыграет в вашу пользу.

Даже если сервис ответит что-то простое, вроде: “Мы сожалеем, что не смогли удовлетворить ваши ожидания. Пожалуйста, свяжитесь с нами в чате, чтобы мы могли найти выход из ситуации” — это улучшит вашу репутацию и сэкономит немало времени. А время это можно потратить на отзывы со специфическими претензиями.

А еще! Сервисы автоматизации не спят и не отдыхают. Это значит, что покупатель может удивиться тому, как быстро он получит ответ.

Ответы на некоторые типы негатива можно автоматизировать наполовину

Степень необходимой вовлеченности магазина в ответы может отличаться от типа негативных отзывов. Вернее, не от типа, а от темы отзыва.

Например, покупатель столкнулся с проблемой при доставке. Зачем ему разбираться, кто прав, кто виноват? Купил товар он у вас, значит, за доставку тоже претензии пойдут к вам, хотя вероятнее всего ответственность лежит на маркетплейса. Сюда пойдут проблемы не только с запоздалой доставкой, но и поврежденной упаковкой.

Вполне логично было бы ответить: “Мы тут ни при чем, разбирайтесь с маркетплейсом”. Но звучит грубовато, не так ли? Хотя смысл ответа будет таким, нужно подобрать правильную формулировку. Например: “Нам очень жаль, что доставка оказалась медленнее, чем ожидалось. Мы пользуемся услугами внешней службы доставки и, к сожалению, не всегда можем повлиять на их работу. Напишите нам, и мы постараемся помочь урегулировать ситуацию”.

Список шаблонов ответов для обращения к клиентам по категории "Брак и Б/У"
Список шаблонов ответов для обращения к клиентам по категории "Брак и Б/У"

Чем больше шаблонов у вас заготовлено, тем лучше. Покупатель не увидит однообразия, что позволит создать ощущение индивидуального подхода к каждому отзыву. Скриншот: личный кабинет Спикс

Чем больше шаблонов у вас заготовлено, тем лучше. Покупатель не увидит однообразия, что позволит создать ощущение индивидуального подхода к каждому отзыву. Скриншот: личный кабинет Спикс

И этот ответ так или иначе будет повторяться в случае всех жалоб на доставку. Можно смело автоматизировать, но перед отправкой ответа лучше проверить, что именно хочет отправить сервис автоматизации. Может, сервис верно определил тему, но не учел какую-то деталь?

Если покупатель оставил конкретные детали (например, “Посылка опоздала на неделю!”), в шаблонный ответ сервиса можно добавить немного от себя. Например, что вы понимаете, что неделя — это недопустимо. И что вы обязательно свяжитесь со службой доставки, чтобы предотвратить подобное в будущем.

Вот еще пример. Покупатель оставил комментарий: “Куртка симпатичная, но слишком дорогая”. Здесь можно использовать шаблон, который объясняет стоимость товара: “Спасибо, что нашли время оставить отзыв! Цена такая не случайно: эта куртка из высококачественного материала. Обратите внимание, что у нас есть и более доступные модели — например, артикул ***”.

Отличный шаблон, но опять же, не стоит полностью доверять системе автоматизации. Лучше потратить 30 секунд, чтобы проверить, точно ли сервис определил проблему. Вы все равно потратите в разы меньше времени, чем на ответ вручную. По отзывам компаний, работающих со Спикс, удается экономить до 80% времени.

Предметный негатив: когда автоматизация бессильна

Предметный негатив — это совсем другая история. Это уникальные претензии, которые требуют вдумчивого подхода и ручного ответа. Здесь автоматизация зачастую бессильна, потому что каждый случай требует внимания, понимания и реального решения. Впрочем, основу для ответа сервисы автоматизации предложить могут, так что не нужно будет писать ответ с нуля.

Представьте: покупатель жалуется, что получил бракованный товар с дефектами. Например: “Из кофты торчат нитки, а швы кривые. За такие деньги ожидала гораздо лучшего качества”. Если отправить автоматический ответ вроде: “Нам жаль, что товар не оправдал ваших ожиданий. Оформите возврат” — это не решит проблему и, скорее всего, разозлит покупателя еще больше. Вместе с этим и другие покупатели увидят, что вы не очень ответственный магазин, и помогать в случае проблем не станете. В конце концов, это банальное уважение: выглядит так, что покупатель потратил на отзыв больше времени, чем вы на ответ.

Подход должен быть иным. Во-первых, покажите, что вы действительно прочитали отзыв и поняли суть проблемы. Простое “нам жаль” тут не поможет. Например: “Сожалеем, что вы столкнулись с такой ситуацией. Мы передадим информацию на производство, чтобы подобное не повторилось. Напишите нам в чат, и мы предложим замену или альтернативу”.

Таким образом вы признаете проблему и возьмете ответственность на себя, а не попытаетесь неловко ее избежать. А еще предложите конкретное решение, если покупатель согласиться с ним, то, возможно, он даже изменит свой отзыв. Треть покупателей редактируют негативный отзыв, если проблема решена.

Часто предметный негатив касается неправильного размера товара. Например, покупатель жалуется: “Куртка на два размера меньше заявленного. Оформляю возврат”. Ответ здесь должен не только помочь конкретному клиенту, но и предотвратить такие ситуации в будущем. Возможно, проблема в том, что у вас нет таблицы размеров или информация в ней не очень точная. Если это так, признайте ошибку и сделайте таблицу. Затем можно будет парировать такие отзывы указанием на то, что перед заказом лучше свериться с таблицей.

Или вот. Покупатель обвиняет вас в продаже подделки. Это серьезный вызов, который может подорвать вашу репутацию. Здесь автоматический ответ невозможен: вам нужно немедленно отреагировать и привести доказательства, почему написанное — клевета. Упомяните, что у вас есть все необходимые документы, подтверждающие оригинальность товара, предложите показать их в чате.

Если вас действительно оклеветали — запросите удаление отзыва у службы поддержки маркетплейса. Приложите все доказательства — сертификаты, гарантийные письма и любые документы, подтверждающие подлинность товара.

По данным аналитиков Спикс, до 80% времени освобождается с использованием сервисов автоматизации ответов. Можно вспомнить закон Парето, по которому 80% усилий дают только 20% результата. Возможно, освободив время, вы получите возможность сконцентрироваться на 20% усилий, которые дадут желаемый долгожданный результат.

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

  • Бесплатно зарегистрируем бизнес и откроем счет
  • Обучим работе с разными площадками
  • Доведем с нуля до первых продаж
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Валентин Марченко
Валентин Марченко

Считаете ли вы, что ответы на все отзывы можно автоматизировать?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации