Разыгрываем 50 призов по 100 000 ₽50 призов по 100 000 ₽Для участия откройте ИП в Т-БанкеЗарегистрируйте ИП в Т-Банке и участвуйте в розыгрышеПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

В 2023 году в России несколько раз поднимались цены на куриное мясо — один из главных ингредиентов для шаурмы. Кроме того, выросли цены на лаваш, овощи и соусы. Все это привело к подорожанию шаурмы, и в 2024 году цены на нее могут продолжить расти.

Так, по мнению экспертов, в Москве стоимость шаурмы в 2024 году может увеличиться на 15—20%, а несетевые точки не выдержат конкуренции и закроются.

Расспросили владельцев шаурмичных, как живет рынок и что будет с ценами в 2024 году.

Анастасия Филиппова, основательница франшизы «Шоу’рма», 14 городов России

Анастасия Филиппова, основательница франшизы «Шоу’рма»
Анастасия Филиппова, основательница франшизы «Шоу’рма»

В кризис на рынке остается сильнейший, вкуснейший и чистейший, считает Анастасия, владелица сети «Шоу’рма»

В кризис на рынке остается сильнейший, вкуснейший и чистейший, считает Анастасия, владелица сети «Шоу’рма»

Мы подняли цены на шаурму: обороты выросли, но упала маржинальность. В 2023 году мы дважды повышали цены: весной и осенью. В конечном счете шаурма подорожала на 30% — со 150 до 200 ₽.

Пойти на повышение пришлось из-за роста закупочных цен. Куриное мясо — это половина стоимости шаурмы. В мае 2023 года оно подорожало со 170 до 250 ₽ за килограмм. В августе — еще сильнее, до 320 ₽, а в некоторых регионах — до 400 ₽.

Рост цен на шаурму привел к тому, что по итогам 2023 года у всех 30 точек нашей сети немного выросли обороты — в среднем на 35%. Но бизнес стал менее маржинальным. До 2022 года маржинальность была около 25%, сейчас — 15—20%. Я связываю это с тем, что за полтора года себестоимость одной шаурмы выросла на 100% — с 40—45 до 75—85 ₽, а цены мы подняли только на 30%.

Клиенты видели цены — и уходили. Подорожание продукта ударило по бизнесу. В России шаурма всегда ассоциируется с недорогим продуктом. Гости просто не готовы были платить даже на 10 ₽ больше.

Когда нам пришлось поднять цены, люди просто разворачивались и уходили. Потом они возвращались — мы не в вакууме, и другие шаурмичные тоже поднимали цены. Но отторжение и неприятие мы увидели и ощутили в полной мере.

Это интересно: на создание шаурмы и пиццы тратятся примерно одинаковые деньги. Однако за пиццу человек готов заплатить 300—400 ₽, а за шаурму — нет.

Шаурма не стала стоить дорого — она стала стоить адекватно. По-хорошему, честная цена шаурмы, которая покрывает все издержки и позволяет предпринимателю зарабатывать, — 280—300 ₽. Во многих регионах цена за классику уже давно 250 ₽. В Центральном федеральном округе — 200 ₽. В мае 2024 года, я думаю, цена должна подняться до 220—230 ₽.

Киосков с шаурмой уже стало меньше. Раньше большую долю рынка занимали игроки, которые работали в антисанитарных условиях, с отсутствием документов и продуктами сомнительного качества. Они первыми ушли с рынка, потому что не выдерживают нагрузки. Нам эта тенденция на руку: мы делаем серьезный и качественный бизнес и сервис высокого уровня. Наш продукт в среднем на 10—15 ₽ дороже, чем у стихийных и антисанитарных шаурмичных.

Я думаю, всему рынку фастфуда это тоже пойдет на пользу: мы приходим к цивилизованным форматам и качественному продукту.

На рынке останется сильнейший, вкуснейший и чистейший. Как любое потрясение, это приведет к позитивным изменениям. Меньше будет киосков с шаурмой, особенно тех, в которых нет проточной воды. По всем нормам это в принципе запрещено. Основные тенденции рынка сейчас — это переход бизнеса в цивилизованное русло, увеличение количества чистых и безопасных точек.

У нас самые позитивные прогнозы на 2024 год. Наша сеть традиционно прирастает в два раза каждый год, этого же ждем и от 2024 года. Бизнес на шаурме остается прибыльным, интересным и очень стабильным.

Ильяс Шукюров, основатель и владелец сети «Сеньор Денер, Петрозаводск»

Ильяс Шукюров, основатель и владелец сети «Сеньор Денер, Петрозаводск»
Ильяс Шукюров, основатель и владелец сети «Сеньор Денер, Петрозаводск»

Илья Шукюров говорит, что рост цен не влияет на спрос: люди покупают продукты, видят цены и понимают, что шаурма уже не может стоить 190 ₽

Илья Шукюров говорит, что рост цен не влияет на спрос: люди покупают продукты, видят цены и понимают, что шаурма уже не может стоить 190 ₽

Наш оборот в 2023 году вырос на 15% — до 40 млн рублей с трех точек. Оборот вырос, потому что мы поднимали цены каждые 3—4 месяца на 10 ₽. В итоге шаурма подорожала со 190 до 240 ₽.

Спрос не снижается: люди привыкли к росту цен. Например, выросли цены на продукты. Если раньше продукты дорожали зимой и дешевели летом, в последние полтора года цены растут постоянно. Люди покупают продукты домой и понимают, что и шаурма уже не может стоить 190 ₽, как раньше.

Рентабельность упала. В доковидные времена мы продавали шаурму по 190 ₽, а себестоимость занимала 35% от стоимости. Сейчас мы продаем шаурму по 240 ₽, а себестоимость у нас — не меньше 42%. То есть прибыли мы получаем меньше, бизнес стал менее рентабельным.

Адекватная цена на шаурму — 300 ₽. К маю шаурма в среднем по стране должна стоить 230—250 ₽, а где-то она уже так и стоит. Но этого все равно недостаточно: адекватная цена для бизнеса — 300 ₽, чтобы покрывать все издержки и делать бизнес маржинальным.

Я думаю, спрос на шаурму не снизится: остальной фастфуд вроде пиццы, роллов, бургеров тоже дорожает.

Станет ли меньше шаурмичных — зависит от региона. В Москве, например, меньше точек не станет: там часто владелец шаурмичной сам работает поваром в смене, у него минимальные издержки, и он считает это бизнесом.

Если люди запустили полноценную шаурмичную, наняли сотрудников, издержек уже больше. Рентабельность низкая, конкуренция высокая — выживать сложнее.

Больше палаток закроется не из-за роста цен, а из-за высокой конкуренции. Например, есть агрегаторы, которые привозят еду за 15 минут, — это давит на общепит.

Выиграют те, кто будет стараться для клиента. Наши прогнозы на 2024 год — только рост. Мы стали эффективнее работать: обучаем команду, становимся более клиентоориентированными, делаем всегда одинаковый продукт — поддерживаем стандарт качества.

И в целом не вижу проблем у шаурмичных, которые открылись в проходимом месте и нормально ведут бизнес.

Сегодня уже не получится зарабатывать на шаурме как в 2017—2020 годах: средний сервис, среднее качество продукта, никакого маркетинга, и при этом все работает. Выживут те, кто будет стараться для клиента: любовь к шаурме никуда не делась. Например, у меня есть любимая шаурмичная в Москве. Когда я приезжаю в столицу, регулярно туда хожу. И таких, как я, которые привыкли ходить за шаурмой, много. Но все равно мы рано или поздно придем к цене 300 ₽ за шаурму — иначе не выживем.

Неман Абдуллаев, основатель сети Doner Master

Неман Абдуллаев, основатель сети Doner Master
Неман Абдуллаев, основатель сети Doner Master

В Doner Master не поднимали цены два года, но в феврале 2024 года все же пришлось — увеличили стоимость на все позиции на 5%

В Doner Master не поднимали цены два года, но в феврале 2024 года все же пришлось — увеличили стоимость на все позиции на 5%

Дела в нашем бизнесе идут стабильно — в 2024 году мы понемногу прирастаем от месяца к месяцу. В 2023 году выросли по выручке на 10% по сравнению с 2022 годом.

2023 год был выигрышным на фоне 2022 года — тогда была большая инфляция, а позже все стабилизировалось.

Закрывали провалы своими деньгами. За прошлый год цены на все продукты подскочили на 10—45%, особенно подорожала курица. Это мешало нашим планам. Добавьте сюда еще подорожание аренды — в сентябре прошлого года начала расти стоимость аренды в Томске. Цены выросли от 6 до 12% на каждый объект.

В итоге у нас появлялись большие провалы, которые мы закрывали личными деньгами.

Из-за повышения цен нам пришлось отказаться от брендированной упаковки, пересмотреть глобальные закупки: все время стараемся экономить на расходниках. А еще постоянно ищем новых поставщиков, чтобы экономить и держать цены на привычном для покупателя уровне.

Два года не поднимали цены, но в феврале 2024 года подняли на 5%. Такое повышение никак не отразилось на спросе — 90% гостей его даже не заметили. Ощутимые трудности начались в середине 2023 года, тогда сильно подорожало сырье. Но мы все равно стараемся оптимизировать расходы, а не повышать цены — чтобы сохранять клиентов.

Сейчас классическая шаурма у нас стоит 215 ₽. Но если цены продолжат расти, она подорожает до 230—250 ₽.

Выживает сильнейший. Некоторые сейчас закрывают бизнес — это нормально. Когда рынок перенасыщен продуктом и конкуренция большая, выживают сильнейшие игроки.

Когда у тебя маленький ларек и небольшой поток постоянных клиентов, удержаться на плаву сложно. А если есть большая сеть, где каждая точка в проходимом месте, — это больше гостей, больше выручки и выше шансы выжить в кризис.

Будущее будет у тех шаурмичных в России, которые будут удерживать клиентов качеством и стабильностью. Если просто открыть точку, потому что шаурма пользуется спросом, долго не продержишься.

На 2024 год планы оптимистичные. У нас нет даже предпосылок продать бизнес. Планируем только увеличить обороты и укрепиться на рынке. Наш прогноз на год — рост на 20%, как и каждый год до этого.

Андрей Колмогоров, основатель сети «#Лаваш», 45 городов России

Андрей Колмогоров, основатель сети «#Лаваш»
Андрей Колмогоров, основатель сети «#Лаваш»

Делать прогнозы сложно, но #Лаваш не собирается уходить с рынка

Делать прогнозы сложно, но #Лаваш не собирается уходить с рынка

Покупательская способность восстановилась. В 2023 оборот у нас вырос на 12% и превысил показатели 2022 года, когда спрос сильно упал. Сейчас покупательская способность восстановилась, спрос в норме.

Получилось сохранить ставки по аренде, а вот на остальное цены выросли. Например, мы стали платить больше за рекламу при размещении в торговых центрах. Еще подорожала упаковка — с лета 2023 года цены выросли больше чем на 30% по некоторым позициям.

Повышение цен не сказалось на бизнесе. В 2023 годы мы дважды повышали цены на 10%. Это компенсировало рост цен на продукты и упаковку, но не сказалось на спросе.

Основной ингредиент для нас — курица, от нее цена зависит сильнее всего. Поэтому, пока не стабилизируется цена на куриное мясо, стоимость шаурмы будет расти.

Пока мы не планируем продолжать повышать цены. Классическая шаурма у нас стоит 190 ₽, для бизнеса адекватная цена на шаурму — в пределах 200 ₽.

Прогнозы на 2024 год только хорошие. Мы не планируем избавляться от бизнеса, наоборот — активно открываем новые точки и привлекаем партнеров в формате франшизы.

Новости, которые влияют на бизнес

Телеграм-канал: 3243 читателя

Новости, которые влияют на бизнес

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Наталья Неженцева
Наталья Неженцева

А как на вашем бизнесе сказалось повышение цен?

Сергей Мороз

тест

Сергей

Сергей, тест?


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных