Почти каждый второй руководитель в общении с подчиненными прибегает к мату. Более чем в 40% компаний ненормативную лексику используют на совещаниях, 11% сотрудников постоянно слышат ее от руководителя, а 36% — периодически. Часто руководители считают, что подчиненные просто не понимают другого языка.
Бизнес-секреты предложили трем предпринимателям высказаться о том, что они позволяют себе в общении с командой.
Елена Привалова: свободно использует мат в общении с сотрудниками

Ненормативная лексика — это скорее способ коммуникации, нежели попытка кого-то обидеть. Ее часто используют в моменты, когда мозг немного перегружен. Надо что-то попросить, и ты говоришь: «Дай мне вот эту *** (штуку. — Прим. ред.)» — то есть используешь мат как описание свойства объектов, а не как ругательство.
В состоянии злости и раздражения я, наоборот, очень вежливая и говорю тихо, холодно и на «вы». Если я ругаюсь, ору и говорю матом, значит, у нас с вами общение идет нормально.
Я не могу никого назвать *** (плохим человеком. — Прим. ред.), потому что это некорректно. А вот сказать, что результат твоей работы какой-то *** (плохой. — Прим. ред.), я могу. Обычно в ситуации, когда по-другому и не скажешь.
Для меня странно, что мат ассоциируется с оскорблениями. Профессионально оскорбить можно очень литературно, и чем более литературно ты это делаешь, тем лучше, потому что человеку нечего тебе предъявить. Ты был очень вежлив. Оскорбление — это особый талант, и он не включает в себя мат.
«Не нравится, как я разговариваю, — не общайся со мной»
Мне неясно, как обсценная лексика связана с отсутствием формальных границ в общении. Для меня границы — не залезать к человеку в сумку, не задавать ему личные вопросы, если он сам не хочет об этом поговорить, не давать непрошеных советов, не отвешивать комментарии по поводу чьей-то внешности. То, как я разговариваю, это моя граница. Когда люди говорят мне: «Зачем ты разговариваешь матом?», это нарушает мои границы. Не нравится, как я разговариваю, — не общайся со мной.
Если клиенты требуют соответствовать их нормам и стандартам в общении, мы с ними не работаем. Делаем так не потому, что планировали говорить клиенту что-то обидное, а просто потому, что я могу использовать мат в общении.
Например, я периодически говорю крупному клиенту в голосовых сообщениях: «И вот потом мы эту *** будем регистрировать». Я подразумеваю все материалы, включая приложения, картинки, фотографии, файлы и так далее. Да, можно сказать слово «данные», но это вопрос привычки.
Через мат я фильтрую людей. Если человек смотрит на содержание моего предложения, понимает, что я хотела сказать, и продолжает коммуникацию, все окей. А если он говорит: «Боже, ты выругалась?» — до свидания. Он создает надуманную проблему: это то же самое, что не уважать людей, которые не носят Louis Vuitton: «О боже, у нее даже нет брендовой сумки».
Иногда на собеседованиях я специально использую какие-то слова, чтобы посмотреть на реакцию человека. Если у него задергался глаз, наверное, я не буду с ним продолжать общаться: зачем мне излишне нервные люди или те, кто фразу «*** (плохой. — Прим. ред.) документ» воспримет как оскорбление своей чести, достоинства и репутации?
Сотрудники могут мне ответить матом — я нормально к этому отношусь. Слова несут разную смысловую нагрузку, и я умею разграничивать оценочные суждения, оскорбления, характеристики и так далее. Если мне скажут: «Елена, вы написали какую-то *** (ерунду. — Прим. ред.) в презентации», я скажу: «Конечно, написала *** (ерунду. — Прим. ред.), потому что *** не ясно, о чем писать» или «Ну, если *** (ерунда. — Прим. ред.), давай придумаем, как переделать». Отличный диалог рабочий, никто не обижен.
На советах директоров или собраниях я не выражаюсь, потому что это действительно неприлично. Выступать с презентацией я тоже буду с соблюдением литературных и культурных норм. Но если ты в коллективе единомышленников, людей, с которыми работаешь, мат — это совершенно нормально.
Это не выражение негатива или грубость. Я так выражаю эмоции или пытаюсь что-то сократить или объяснить.
Майя Розина: считает, что ненормативная лексика разрушает командный дух

Общение между руководителем и командой должно основываться на взаимном уважении и профессионализме, доверии и поддержке. С самого начала карьеры считаю это ключевыми элементами успешной команды. Приемлемым считаю открытый диалог, конструктивную критику и поддержку творческих инициатив. Любые формы грубости, повышения голоса или фамильярного обращения категорически недопустимы.
Не могу представить ситуацию, в которой крик или использование нецензурной лексики могут привести к положительным результатам. Это вопрос не просто этики, а создания здоровой рабочей атмосферы, где каждый сотрудник чувствует себя комфортно и уверенно, может работать на максимуме своих возможностей без страха перед негативными реакциями.
«Грубость в компании недопустима — это часть корпоративной культуры»
Использование ненормативной лексики и фамильярности разрушает не только доверие, но и командный дух. Считаю, что любое подобное поведение может привести к серьезным негативным последствиям — от недовольства команды до юридических последствий, включая жалобы на нарушение прав.
Таких ситуаций у нас не возникало как раз потому, что команда изначально выстроена из похожих по духу и настроению людей. Все в компании понимают, что такие методы взаимодействия неэффективны и не способствуют продуктивной работе. Я предпочитаю поддерживать высокий стандарт общения и избегать ситуаций, которые могут вызвать недовольство или страх у сотрудников.
Мы активно слушаем друг друга, доверяем и взаимодействуем как единая команда. Это ключевые вещи, которые позволяют нам успешно закрывать крупные проекты в срок.
Грубость в компании недопустима. Это негласное правило стало частью корпоративной культуры, которая распространяется на всех в команде и предварительно оговаривается на собеседовании.
Евгений Чернов: не против мата, но только к месту

Я более 20 лет работаю в сфере ИТ — имел дело с креативными агентствами, вирусным PR, огромными контент-артелями, создающими экспертные и гонзо-материалы, интервью, концепции, разного рода рекламу. В подобных нишах каждый второй сотрудник — выпускник крепкого гуманитарного вуза: лингвист, филолог, историк. Это люди, которые лишены шор, снобизма, искусственных ограничителей. Если они используют мат, то делают это дозированно, красиво, профессионально, очень смешно и всегда — своевременно.
Мат в таких коллективах — это не триггер перехода диалога из безопасного поля взаимного уважения в поле немотивированной агрессии, оскорблений, токсичности. Такое мнение — слишком узкий взгляд на обсценную лексику, а профессионально работающие с русским языком люди знают еще два десятка коннотаций. Они способны матом и похвалить, и разрядить обстановку — чересчур напряженную, и задать тон рабочей неделе, и емко, но максимально точно объяснить любую сущность.
«Мат — часть языка Пушкина. Другое дело, что надо „считывать комнату“»
Моя задача как руководителя — не мешать самопровозглашенным законам, особой «семейной атмосфере» в рабочих чатах. Тем более что мои сотрудники понимают контекст и никогда не используют мат на переговорах, в общениях с клиентами или партнерами. Но он — часть языка, причем языка Пушкина, Бунина, Куприна и еще сотни «икон русского стиля», которые показали весь спектр славянской идиоматики носителям и профессионалам.
Другое дело, что основной навык любого специалиста, который работает с людьми и текстами, — «считывать комнату», как говорят актеры. То есть сразу понимать, куда они транслируют лексику, какой она должна быть, где уместна, а где — вызовет раздражение, даже снобистское.
Мы принимаем правила игры, исполняем законы РФ, служим регламентам и дресс-кодам. Но я ни разу не сталкивался внутри своих коллективов с какой-то проблемой вокруг обсценной лексики. И уверен — никогда не столкнусь.
Напротив, я встречал в творческих коллективах совершенно искаженную языковую модель: как только кто-то из команды недоволен, чуть раздражен или чувствует себя неуслышанным, он переходит на формальный язык, лишенный красок и экспрессивности. Помните, как в детстве? Если мама была на вас сердита, она называла вас полным именем. Например, в моем случае — не Женя, а целый Евгений.
Я противник принудительной кастрации языка, насаждения формальных требований и назидания через лексику. Я сторонник разумного баланса, индивидуального подхода и логики. Если вы работаете в банке финансовым консультантом — вряд ли вам нужно использовать мат на работе. Если вы официант в ресторане или работаете в любой сфере обслуживания — вероятно, вам стоит назвать какое-то блюдо неудачным, а не подбирать к нему синонимы ярче и внушительнее.
Но если вы творческая единица, дизайнер, писатель, рекламщик, телевизионщик, стендап-комик, художник, киношник, я не представляю закрытое общение в таких коллективах начисто стерильным и причесанным «сверху».
А чью позицию вы разделяете? Допускаете мат в разговорах с сотрудниками или держитесь в формальных границах? Поделитесь мнением в комментариях.
Мне мат не нравится. Тем более от руководителя. Это признак эмоциональности и уровня культуры. Возможно в каких-то обстоятельствах это уместно, но не хотел бы работать там где это является повседневной нормой.
«Фильтрует людей», видите ли. Я бы с такой хабалкой не стал выстраивать отношений — ни партнёрских деловых, ни в качестве подчинённого. Это её надо «отфильтровать». Пусть с такими же убогими общается.
Русский язык был таким красивым, разнообразным, богатым, а его матюгами расплющили, словно отбивную.
Класс! )) Редактор или тот, кто составлял статью у вас — великолепен. Сначала запустили хабалку — чтобы разжечь страсть, подогреть всех ярых матершинников для скандирования и выкрикивания: «мы за!», потом нежно-ванильную леди и закончили — Ну ок, во всем хороша мера!
Аплодисменты. Прям уже вижу ток-шоу по этой теме и по этой стратегии. )))