Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Почти каждый второй руководитель в общении с подчиненными прибегает к мату. Более чем в 40% компаний ненормативную лексику используют на совещаниях, 11% сотрудников постоянно слышат ее от руководителя, а 36% — периодически. Часто руководители считают, что подчиненные просто не понимают другого языка.

Бизнес-секреты предложили трем предпринимателям высказаться о том, что они позволяют себе в общении с командой.

Елена Привалова: свободно использует мат в общении с сотрудниками

Елена Привалова
Елена Привалова

Елена Привалова, основатель Global Tech Hub, фильтрует людей по тому, как они воспринимают мат

Елена Привалова, основатель Global Tech Hub, фильтрует людей по тому, как они воспринимают мат

Ненормативная лексика — это скорее способ коммуникации, нежели попытка кого-то обидеть. Ее часто используют в моменты, когда мозг немного перегружен. Надо что-то попросить, и ты говоришь: «Дай мне вот эту *** (штуку. — Прим. ред.)» — то есть используешь мат как описание свойства объектов, а не как ругательство.

В состоянии злости и раздражения я, наоборот, очень вежливая и говорю тихо, холодно и на «вы». Если я ругаюсь, ору и говорю матом, значит, у нас с вами общение идет нормально.

Я не могу никого назвать *** (плохим человеком. — Прим. ред.), потому что это некорректно. А вот сказать, что результат твоей работы какой-то *** (плохой. — Прим. ред.), я могу. Обычно в ситуации, когда по-другому и не скажешь.

Для меня странно, что мат ассоциируется с оскорблениями. Профессионально оскорбить можно очень литературно, и чем более литературно ты это делаешь, тем лучше, потому что человеку нечего тебе предъявить. Ты был очень вежлив. Оскорбление — это особый талант, и он не включает в себя мат.

«Не нравится, как я разговариваю, — не общайся со мной»

Мне неясно, как обсценная лексика связана с отсутствием формальных границ в общении. Для меня границы — не залезать к человеку в сумку, не задавать ему личные вопросы, если он сам не хочет об этом поговорить, не давать непрошеных советов, не отвешивать комментарии по поводу чьей-то внешности. То, как я разговариваю, это моя граница. Когда люди говорят мне: «Зачем ты разговариваешь матом?», это нарушает мои границы. Не нравится, как я разговариваю, — не общайся со мной.

Если клиенты требуют соответствовать их нормам и стандартам в общении, мы с ними не работаем. Делаем так не потому, что планировали говорить клиенту что-то обидное, а просто потому, что я могу использовать мат в общении.

Например, я периодически говорю крупному клиенту в голосовых сообщениях: «И вот потом мы эту *** будем регистрировать». Я подразумеваю все материалы, включая приложения, картинки, фотографии, файлы и так далее. Да, можно сказать слово «данные», но это вопрос привычки.

Через мат я фильтрую людей. Если человек смотрит на содержание моего предложения, понимает, что я хотела сказать, и продолжает коммуникацию, все окей. А если он говорит: «Боже, ты выругалась?» — до свидания. Он создает надуманную проблему: это то же самое, что не уважать людей, которые не носят Louis Vuitton: «О боже, у нее даже нет брендовой сумки».

Иногда на собеседованиях я специально использую какие-то слова, чтобы посмотреть на реакцию человека. Если у него задергался глаз, наверное, я не буду с ним продолжать общаться: зачем мне излишне нервные люди или те, кто фразу «*** (плохой. — Прим. ред.) документ» воспримет как оскорбление своей чести, достоинства и репутации?

Сотрудники могут мне ответить матом — я нормально к этому отношусь. Слова несут разную смысловую нагрузку, и я умею разграничивать оценочные суждения, оскорбления, характеристики и так далее. Если мне скажут: «Елена, вы написали какую-то *** (ерунду. — Прим. ред.) в презентации», я скажу: «Конечно, написала *** (ерунду. — Прим. ред.), потому что *** не ясно, о чем писать» или «Ну, если *** (ерунда. — Прим. ред.), давай придумаем, как переделать». Отличный диалог рабочий, никто не обижен.

На советах директоров или собраниях я не выражаюсь, потому что это действительно неприлично. Выступать с презентацией я тоже буду с соблюдением литературных и культурных норм. Но если ты в коллективе единомышленников, людей, с которыми работаешь, мат — это совершенно нормально.

Это не выражение негатива или грубость. Я так выражаю эмоции или пытаюсь что-то сократить или объяснить.

Майя Розина: считает, что ненормативная лексика разрушает командный дух

Майя Розина
Майя Розина

Для Майи Розиной, директора по развитию ИТ-группы «ОТКРЫТИЕ», любой переход границ в коммуникации — под запретом

Для Майи Розиной, директора по развитию ИТ-группы «ОТКРЫТИЕ», любой переход границ в коммуникации — под запретом

Общение между руководителем и командой должно основываться на взаимном уважении и профессионализме, доверии и поддержке. С самого начала карьеры считаю это ключевыми элементами успешной команды. Приемлемым считаю открытый диалог, конструктивную критику и поддержку творческих инициатив. Любые формы грубости, повышения голоса или фамильярного обращения категорически недопустимы.

Не могу представить ситуацию, в которой крик или использование нецензурной лексики могут привести к положительным результатам. Это вопрос не просто этики, а создания здоровой рабочей атмосферы, где каждый сотрудник чувствует себя комфортно и уверенно, может работать на максимуме своих возможностей без страха перед негативными реакциями.

«Грубость в компании недопустима — это часть корпоративной культуры»

Использование ненормативной лексики и фамильярности разрушает не только доверие, но и командный дух. Считаю, что любое подобное поведение может привести к серьезным негативным последствиям — от недовольства команды до юридических последствий, включая жалобы на нарушение прав.

Таких ситуаций у нас не возникало как раз потому, что команда изначально выстроена из похожих по духу и настроению людей. Все в компании понимают, что такие методы взаимодействия неэффективны и не способствуют продуктивной работе. Я предпочитаю поддерживать высокий стандарт общения и избегать ситуаций, которые могут вызвать недовольство или страх у сотрудников.

Мы активно слушаем друг друга, доверяем и взаимодействуем как единая команда. Это ключевые вещи, которые позволяют нам успешно закрывать крупные проекты в срок.

Грубость в компании недопустима. Это негласное правило стало частью корпоративной культуры, которая распространяется на всех в команде и предварительно оговаривается на собеседовании.

Евгений Чернов: не против мата, но только к месту

Евгений Чернов
Евгений Чернов

Евгений Чернов, основатель экспертного лейбла «Тишина», сопредседатель кластера Digital РАЭК, совладелец крупнейшего регионального ИТ-фестиваля ULCAMP, против принудительной кастрации языка

Евгений Чернов, основатель экспертного лейбла «Тишина», сопредседатель кластера Digital РАЭК, совладелец крупнейшего регионального ИТ-фестиваля ULCAMP, против принудительной кастрации языка

Я более 20 лет работаю в сфере ИТ — имел дело с креативными агентствами, вирусным PR, огромными контент-артелями, создающими экспертные и гонзо-материалы, интервью, концепции, разного рода рекламу. В подобных нишах каждый второй сотрудник — выпускник крепкого гуманитарного вуза: лингвист, филолог, историк. Это люди, которые лишены шор, снобизма, искусственных ограничителей. Если они используют мат, то делают это дозированно, красиво, профессионально, очень смешно и всегда — своевременно.

Мат в таких коллективах — это не триггер перехода диалога из безопасного поля взаимного уважения в поле немотивированной агрессии, оскорблений, токсичности. Такое мнение — слишком узкий взгляд на обсценную лексику, а профессионально работающие с русским языком люди знают еще два десятка коннотаций. Они способны матом и похвалить, и разрядить обстановку — чересчур напряженную, и задать тон рабочей неделе, и емко, но максимально точно объяснить любую сущность.

«Мат — часть языка Пушкина. Другое дело, что надо „считывать комнату“»

Моя задача как руководителя — не мешать самопровозглашенным законам, особой «семейной атмосфере» в рабочих чатах. Тем более что мои сотрудники понимают контекст и никогда не используют мат на переговорах, в общениях с клиентами или партнерами. Но он — часть языка, причем языка Пушкина, Бунина, Куприна и еще сотни «икон русского стиля», которые показали весь спектр славянской идиоматики носителям и профессионалам.

Другое дело, что основной навык любого специалиста, который работает с людьми и текстами, — «считывать комнату», как говорят актеры. То есть сразу понимать, куда они транслируют лексику, какой она должна быть, где уместна, а где — вызовет раздражение, даже снобистское.

Мы принимаем правила игры, исполняем законы РФ, служим регламентам и дресс-кодам. Но я ни разу не сталкивался внутри своих коллективов с какой-то проблемой вокруг обсценной лексики. И уверен — никогда не столкнусь.

Напротив, я встречал в творческих коллективах совершенно искаженную языковую модель: как только кто-то из команды недоволен, чуть раздражен или чувствует себя неуслышанным, он переходит на формальный язык, лишенный красок и экспрессивности. Помните, как в детстве? Если мама была на вас сердита, она называла вас полным именем. Например, в моем случае — не Женя, а целый Евгений.

Я противник принудительной кастрации языка, насаждения формальных требований и назидания через лексику. Я сторонник разумного баланса, индивидуального подхода и логики. Если вы работаете в банке финансовым консультантом — вряд ли вам нужно использовать мат на работе. Если вы официант в ресторане или работаете в любой сфере обслуживания — вероятно, вам стоит назвать какое-то блюдо неудачным, а не подбирать к нему синонимы ярче и внушительнее.

Но если вы творческая единица, дизайнер, писатель, рекламщик, телевизионщик, стендап-комик, художник, киношник, я не представляю закрытое общение в таких коллективах начисто стерильным и причесанным «сверху».

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 61 859 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Кристина Рудич
Кристина Рудич

А чью позицию вы разделяете? Допускаете мат в разговорах с сотрудниками или держитесь в формальных границах? Поделитесь мнением в комментариях.

inessa

Класс! )) Редактор или тот, кто составлял статью у вас — великолепен. Сначала запустили хабалку — чтобы разжечь страсть, подогреть всех ярых матершинников для скандирования и выкрикивания: «мы за!», потом нежно-ванильную леди и закончили — Ну ок, во всем хороша мера!
Аплодисменты. Прям уже вижу ток-шоу по этой теме и по этой стратегии. )))

serj.petrov

Мне мат не нравится. Тем более от руководителя. Это признак эмоциональности и уровня культуры. Возможно в каких-то обстоятельствах это уместно, но не хотел бы работать там где это является повседневной нормой.

oleskalashnik

«Фильтрует людей», видите ли. Я бы с такой хабалкой не стал выстраивать отношений — ни партнёрских деловых, ни в качестве подчинённого. Это её надо «отфильтровать». Пусть с такими же убогими общается.
Русский язык был таким красивым, разнообразным, богатым, а его матюгами расплющили, словно отбивную.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации