
По итогам 2024 года и начала 2025 логистическая отрасль росла медленнее, чем российская экономика в целом. Обороты компаний в сфере грузовых автоперевозок увеличились почти на 30%, но прибыль выросла только на 3,4%. Участники рынка считают, что причиной стало снижение маржинальности бизнеса.
Редакция Бизнес-секретов изучила, как развивался рынок логистики в 2024 и начале 2025 года. В основе исследования — данные Росстата, Федеральной налоговой службы и аналитического проекта T-Data. Эксперты СДЭК, Яндекс Доставки и фулфилмента «Кактус» объяснили, что тормозит рынок, и спрогнозировали рост по итогам года.
За год грузоперевозки выросли, хотя логистика в целом замедлила темп роста
Чтобы оценить темпы роста в отрасли, мы изучили динамику ВВП в категории «Транспортировка и хранение». ВВП в этой категории показывает, как изменился объем услуг логистических компаний год к году. Показатель учитывает транспортировку всеми видами транспорта — автомобильным, железнодорожным, авиационным, морским и трубопроводным, а также складскую деятельность.
По данным Росстата за 2024 год, российская логистика выросла на 1,8%. Это почти вдвое меньше, чем годом ранее: в 2023 году ВВП в логистике вырос на 3,2%. По итогам 2024 года отрасль развивалась медленнее и по сравнению с общей российской экономикой. В 2024 году ВВП страны увеличился на 4,1%.
По мнению экспертов, низкий рост ВВП в логистике связан со слабой динамикой внешнеторгового оборота. В 2024 году он, по данным Федеральной таможенной службы, вырос на 0,9%, до 716,9 млрд долларов. Экспорт увеличился на 2%, импорт сократился на 0,8%.
Проблемы во внешнеторговом обороте связаны с риском вторичных санкций для третьих стран. Из-за этого наблюдались проблемы с оплатой товара из Китая, Казахстана, Киргизии и других стран.
Бустом для логистики мог бы стать рост продаж на маркетплейсах. Но, как считают эксперты, это не может нивелировать общий негативный эффект в отрасли.
«Маркетплейсы не могут быть маячком для всей сферы логистики. Если торговля на этих площадках увеличилась и повлияла на рост грузоперевозок, это не значит, что растет вся отрасль. Маркетплейсы не занимают такую долю в рынке логистики, чтобы изменения на десятки процентов коррелировались с изменениями в отрасли».

Георгий Властопуло
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика»
Транспортировка грузов в 2024 году показала лучшую динамику, чем в 2023. За год грузооборот вырос на 0,4%, перевозки грузов — на 5,5%. В 2023 году грузооборот снизился на 0,6%, перевозки грузов выросли на 3,1%.
«Рост грузооборота, скорее всего, связан с тем, что с весны 2024 года начались проблемы с оплатой товаров из-за рубежа. Многие импортеры стали закупать товары заранее и в бо́льших объемах, чем обычно. Это было нужно, чтобы заполнить склады, обеспечить производство и не нарушить цепочки поставок».

Марина Богатырева
Руководитель отдела международных перевозок в компании «Логистические системы», автор телеграм-канала «Искусство логистики»
Драйвером роста в перевозках грузов стал автомобильный транспорт. Грузовики перевезли 7 млрд тонн, на 8,3% больше, чем в 2023 году. Остальные виды транспорта доставили в 2024 году 2,4 млрд тонн грузов.


Росту логистики способствует онлайн-торговля
Хотя темпы роста логистики замедлились, спрос на услуги продолжает увеличиваться. Большинство экспертов отмечали влияние на отрасль e-commerce. Сам рынок онлайн-торговли увеличивается за счет маркетплейсов. По данным исследования Data Insight, оборот e-commerce в 2024 году увеличился на 40%, а количество заказов на маркетплейсах — на 47%.
Увеличение числа заказов на маркетплейсах во многом объясняется покупательским оптимизмом, считает руководитель экспресс- и грузового направлений в Яндекс Доставке Иван Ишуткин. Аналитическая компания «Нильсен» рассчитывает индекс покупательского оптимизма по тому, как потребители оценивают свое материальное положение, свои перспективы трудоустройства и своевременность покупок. По итогам 2024 года покупательский оптимизм был на рекордно высоком уровне.
По мнению руководителя департамента логистических проектов СДЭК Николая Пахомова, на рынок логистики позитивно повлиял не только e-commerce. Эксперт отметил увеличение активности малого и среднего бизнеса, развитие региональной торговли и локального производства.
Оборот логистических компаний вырос на 17%
В России по итогам 2024 года стало больше компаний, которые занимаются транспортировкой и хранением. По данным Росстата, число организаций выросло на 2,8%, до 209,5 тысячи, число индивидуальных предпринимателей — на 5,2%, до 515,7 тысячи. За год появились 18,5 тысячи компаний, закрылись — 13,6 тысячи.
Логистические компании в 2024 году заработали на 17,1% больше, чем в 2023 году. Их оборот увеличился до 24,3 трлн рублей. Больше, чем в 2023 году, зарабатывали все категории транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и другие. Факторами роста стали перевозки на грузовиках и самолетах. Их обороты выросли примерно на 30%. Обороты складской деятельности увеличились почти на 15%.
В январе—феврале 2025 года темпы роста доходов компаний снизились до 10,8% к аналогичному периоду 2024. Обороты складов увеличились на 17,3%, грузового автомобильного транспорта — на 17,7%, грузового железнодорожного транспорта — на 5,4%. Заработки почтовых и курьерских компаний снизились на 3,1%.
Увеличение оборотов не привело к росту прибыли. Сальдо прибылей и убытков всех компаний в отрасли снизилось на 9,8% в 2024 году к предыдущему году и составило 1,9 трлн рублей. Доля прибыльных компаний составила 69,3%, убыточных — 30,7%.
На прибыльность всей логистики сильно повлияла железнодорожная грузовая отрасль. Оборот компаний в этой сфере вырос в 2024 году почти на 20%. Но прибыль упала почти на треть — до 266,5 млрд руб. Обороты от деятельности водного транспорта выросли на 20,9%, а прибыль сократились на 42,7%, до 74,9 млрд руб.
В грузовом автотранспорте прибыль выросла на 3,4%, до 88,9 млрд руб. При этом оборот увеличился на 29,6%. Больше всего прибыль выросла от деятельности воздушного и космического транспорта — в 2,3 раза, до 65,1 млрд руб. При этом обороты увеличились меньше чем на треть.
Одной из причин роста выручки при небольшом росте ВВП стало увеличение цен на услуги логистики. Снижение прибыли свидетельствует, что даже этого увеличения недостаточно, чтобы повысить маржинальность бизнеса.
Прибыль падает из-за роста расходов на транспорт, аренду и зарплаты
Стоимость инвестиционных издержек в логистике в январе 2025 года выросла на 11,3% к январю 2024 года, следует из данных Росстата. Это больше потребительской инфляции, которая в 2024 году составила 9,9%. Тарифы на услуги логистики, по официальной статистике, растут быстрее общей инфляции. Например, стоимость грузоперевозок для клиентов в 2024 году выросла на 13,7%.
Эксперты Бизнес-секретов утверждают, что тарифы логистических компаний увеличиваются медленнее, чем растут издержки бизнеса. Например, в Кактусе фиксируют рост цен на обслуживание транспорта и на аренду выше инфляции по стране.
«Падение прибыли при росте выручки связано, прежде всего, с ростом затрат. Затратную часть логистических компаний формируют четыре показателя: ключевая ставка, инфляция, ставки аренды, миграционная политика и отток кадров. При этом конкуренция за грузы усилилась. При действующих контрактах на перевозку, которые были рассчитаны в более стабильные периоды, невозможно поднимать цены пропорционально росту затрат».

Максим Толстобров
Коммерческий директор СДЭК
Себестоимость грузоперевозок выросла из-за увеличения лизинговых платежей, утильсбора и затрат на топливо, применения агентских схем при проведении платежей, отметила Марина Богатырева. По ее мнению, в железнодорожной отрасли снижение прибыли может быть связано с сокращением объема перевозок. В РЖД Логистике и ЖелДорЭкспедиции на вопросы Бизнес-секретов не ответили.
«Увеличились и транзакционные издержки. Сложности со взаиморасчетами и изменившиеся цепочки поставок требуют изобретать все новые и новые велосипеды, что ведет к удорожанию импорта. Ни клиент, ни потребитель не могут постоянно платить за неоправданно дорожающие импортные товары. Многие китайские товары на территории самого Китая стоят в 2—3 раза дешевле, чем в России. И это не потому, что жадные клиенты накручивают большую маржу. Это потому, что транзакционные издержки очень велики».

Георгий Властопуло
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика»
Еще одна причина роста издержек логистических компаний — повышение зарплат в отрасли, считают все опрошенные Бизнес-секретами эксперты. По данным Росстата, зарплаты в отрасли увеличились на 23,7% в декабре 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023. В среднем по стране сотрудники в логистике в конце прошлого года получали 113,3 тысячи рублей. Это соответствует оценке участников рынка. Например, Оптимальная логистика зафиксировала увеличение зарплат на 20—30%.
Отрасль столкнулась с дефицитом кадров, рассказали участники рынка. По данным Росстата, в 2024 году в логистике за исключением малого бизнеса работали 2,65 млн человек — столько же, сколько в 2023.


Фулфилмент увеличивает средний чек логистической компании
Один из факторов, повлиявших на рост грузооборота, — развитие e-com, в особенности маркетплейсов. Команда Бизнес-секретов решила изучить данные фулфилмент-компаний, которые имеют прямое отношение к работе торговых площадок.
Росстат и Федеральная налоговая служба не ведут отдельной статистики по фулфилмент-компаниям. Зачастую такие организации определяют, что занимаются «вспомогательной деятельностью» в перевозках и транспорте. Некоторые фулфилменты указывают, что занимаются складированием и хранением, а также курьерской, почтовой деятельностью и обработкой грузов.
Такими видами деятельности занимаются 48 000 организаций. Это следует из данных ФНС на февраль 2025 года, которые проанализировал аналитический проект T-Data. За год число фулфилментов почти не увеличилось.
Руководитель отдела маркетинга фулфилмента СДЭК Дарья Волосникова сообщила о высоком спросе на четыре услуги фулфилмента:
- доставка крупной партии до склада селлера или фулфилмента;
- доставка крупной партии до маркетплейса в точный временной слот;
- доставка небольшого заказа до маркетплейса в короткие сроки;
- доставка заказов со склада селлера или фулфилмента до клиента.
Для СДЭК фулфилмент — это один из видов деятельности. В компании считают, что фулфилмент расширяет клиентскую базу, увеличивает количество услуг на одного клиента и помогает построить долгосрочные отношения. Комплекс услуг удобен для клиента, а для СДЭК это рост среднего чека.
«Каждая из четырех схем вынуждает логистических операторов быть гибкими. Например, создавать различные интеграции с маркетплейсами, чтобы на каждом этапе передавать статус этапа обработки заказа.
Качественная работа фулфилмента и логистики здесь скорее усиливают друг друга и позволяют интернет-магазинам получать на выходе бесшовный комплекс услуг».

Дарья Волосникова
Руководитель отдела маркетинга фулфилмента СДЭК
Для Кактуса фулфилмент — это основной вид деятельности. Директор департамента бизнес-развития фулфилмента Виктория Марочкина рассказала, что у компании было несколько катализаторов роста. Среди них — расширение клиентской базы, отлаженные операционные процессы и расширение каналов отгрузки. Также на компании позитивно отразилась работа с максимальным количеством маркетплейсов, в том числе с нишевыми площадками.
По данным T-Data, cамая большая доля фулфилментов приходится на Москву и Санкт-Петербург — 24 и 11% соответственно. Еще 6% компаний зарегистрировано в Ненецком автономном округе, 5% — в Адыгее.
Компании по числу сотрудников делятся на микро-, малые, средние и крупные организации. В микроорганизациях работают до 15 человек, в малых — до 100, в средних — до 250, в крупных — от 251. Большинство фулфилментов — это микроорганизации. Их доля за два года увеличилась с 90 до 90,6%.
Доля малых организаций снизилась за два года с 8,6 до 8,1%, средних — с 1 до 0,9%. Доля крупных компаний остается неизменной — 0,4%.


Большинство селлеров обращаются к центральным фулфилментам
Команда T-Data по обезличенным данным клиентов Т-Банка проанализировала движение денег между продавцами и фулфилментами из разных регионов. Почти половина транзакций приходится на оплату селлерами из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей услуг фулфилмента из этих же городов и регионов. Этот показатель вырос с 42% в 2022 до 47% в 2024 году.
На региональных селлеров приходится 44% всех транзакций с фулфилментами. 30% из них — это оплата услуг фулфилмента из Москвы и Санкт-Петербурга. 14% платежей относятся к оплате региональными селлерами услуг региональных фулфилментов.


Несмотря на высокий спрос на центральные фулфилменты, в 2024 году именно регионы обеспечили наибольший прирост популярности маркетплейсов. К такому выводу пришла команда исследователей T-Data. Так, число транзакций на маркетплейсах в Омске выросло на 30%, в Челябинске и Перми — на 29%. В Москве прирост составил 13%.
«Селлеры все больше стараются не только пополнять стоки на центральных складах, в частности в Москве, но и отправлять поставки товаров в регионы, в связи с чем и растет трафик на грузоперевозки».

Виктория Марочкина
Директор департамента бизнес-развития фулфилмента «Кактус»
Эксперты Бизнес-секретов называют несколько причин развития e-commerce в регионах. Среди них — увеличение доходов населения, развитие логистической инфраструктуры и географии сетей ПВЗ маркетплейсов.
Онлайн-торговля продолжит расти, но внешнеторговый оборот может снизиться
В 2025 году рынок e-commerce будет увеличиваться, но, скорее всего, не такими высокими темпами, как в 2023 и 2024 годах, считают эксперты Бизнес-секретов. В 2025 году увеличится число средних и крупных компаний и брендов в онлайн-торговле: ежемесячно на маркетплейсы выходят до 20 000 новых продавцов, но только 5% задерживаются дольше трех месяцев, отмечают в Кактусе. В СДЭК не берутся прогнозировать ситуацию по стране, но ожидают увеличения своей выручки на 29% против 27% в 2024 году.
В 2025 году увеличится спрос на экспресс-доставку и на доставку до пунктов выдачи заказов. Эксперты прогнозируют увеличение скорости отправки товаров.
«На фоне ускорения доставки появляется тренд на развитие гиперлокальной курьерской доставки, которая еще быстрее обычной экспресс-доставки за счет ограниченного радиуса. Например, когда заказ отправляют из ближайшего к покупателю магазина, даркстора или ПВЗ».

Иван Ишуткин
Руководитель экспресс- и грузового направлений в Яндекс Доставке
Ожидается смещение фокуса в сторону развития собственных каналов продаж селлеров и D2C — direct-to-consumer — или продажа товара производителем без посредников. Это тоже будет способствовать росту рынка логистики: собственные службы доставок будут закрывать потребности направления заказов на последней миле.
Однако не все участники рынка настроены оптимистично. В Оптимальной логистике считают, что в 2025 году прибыль логистических компаний упадет еще сильнее. Это связано с увеличением налога на прибыль и риском снижения внешнеторгового оборота. По данным китайской таможни, за первые два месяца 2025 года оборот РФ и КНР снизился на 7,1%.
Какие тренды в отрасли грузоперевозок отмечаете вы?