
В 2025 году 41% компаний проведет корпоративы в честь 23 Февраля, еще 43% — в честь 8 Марта, показал опрос SuperJob среди 1 000 представителей кадровых служб. Больше работодателей подготовят подарки к гендерным праздникам — около 60%.
Важны ли команде поздравления с 23 Февраля и 8 Марта? Почему в одних коллективах традиция сохраняется, а в других — нет? Попросили высказаться на эту тему двух героев с противоположными взглядами.
Анна Симакова из клиники «Три сестры»: перестала устраивать праздники для коллектива

8 Марта из-за его «гендерности» — ужасный, унизительный праздник, говорила мне бабушка. Она была для меня примером, поэтому я без переосмысления усвоила такую установку и долгое время транслировала мысль, что праздник глупый.
Карьеру я начала в консервативной среде — угольной промышленности, где много мужчин. Они традиционно поздравляли женщин из коллектива с 8 Марта — дарили цветы, конфеты, шампанское. Женщины тоже что-то готовили на 23 Февраля. Потом я переместилась в медицину, где тоже принято поздравлять друг друга с гендерными праздниками.
Мужчины вымучивали из себя тосты — это не всегда было искренне
Не участвовать в поздравлениях было нельзя. Мне казалось странным, что мужчины вымучивали из себя тосты и пытались сказать что-то про каждую из коллег, — это не всегда было искренне. Единственное, что мне нравилось: в честь праздника можно было уйти домой пораньше.
Когда я создала клинику, решила: раз уж в сфере есть традиция отмечать 23 Февраля и 8 Марта, хотя бы сделаю это красиво. Подарков для сотрудников не было, но мы организовывали фуршет с творческой частью: например, брали в аренду старинные костюмы и читали для мужчин стихи, а они снимали для нас фильм. Подарки партнерам делали обязательно: вино, пледы и другие сувениры с логотипом клиники «Три сестры».
На гендерные праздники уходило 300 000—350 000 ₽ в год — это сопоставимо с ремонтом и оснащением одной палаты. Не очень ощутимые затраты, больше вопросов вызывало время, которое уделялось на подготовку и размышления, как сделать праздники хорошо и не пошло.
Сейчас, когда компания выросла, затраты были бы втрое больше.
Году в 2018 и фуршеты, и подарки партнерам мы делать перестали. Дело не в моем личном мнении, а общем тренде: гендерные праздники становятся уходящей традицией, это неактуально, да еще и дорого. Я сотрудников не поздравляю, но и не останавливаю их порывы: если хотят — дарят что-то друг другу и вместе идут в бар. К тому же сотрудников и врачей всегда поздравляют пациенты.
Единственное, что мы делаем, — на праздники организуем для пациентов и сотрудников специальные десерты на ланч в ресторане клиники. Затраты на это символические: десерты на ланч и так подают всегда, просто украшены по-другому. Иногда приглашаем музыкантов, чтобы они играли, как на ужинах в отеле. Пациенты и их близкие сталкиваются с большими трудностями, горем, поэтому если мы можем создать для них праздничную атмосферу — почему нет. В такие моменты все улыбаются.

Для меня гендерные праздники стали милым поводом для объятий, улыбок и цветов. Большой значимости этим датам я не придаю, но и кабалой это тоже перестало быть.
Анна Королева из SkillStaff и AWG: за корпоративы и мастер-классы 23 Февраля и 8 Марта

Гендерные праздники для нас — еще одна возможность приятно провести время и создать совместные воспоминания. Мы часто проводим активности в офисе как на праздники, так и без повода: это сближает и позволяет получить положительные эмоции в нашем общем пространстве.
23 Февраля и 8 Марта важно не говорить о гендерных различиях, а отмечать положительные стороны каждого человека: например, женщины на работе тоже проявляют силу, а мужчины — креативность.
Девушки пошли на мастер-класс по настойкам, а парни рисовали картины
В прошлом году мы устроили общий праздник для парней и девушек: проводили в офисе мастер-классы по интересам и игры. И, кстати, на мастер-классе по приготовлению настоек было больше девушек, а парни с удовольствием присоединились к рисованию картин.
Дарим подарки сотрудникам. Например, дарили корпоративный мерч от компании. А в прошлом году HR собрали сотрудников, которые хотели обменяться подарками, и взяли на себя организацию всего процесса: от выбора до доставки. Для парней были приятные сувениры, которые надо было вытащить «на ощупь», а для девушек — цветы и сладости.
В среднем на одного сотрудника на гендерные праздники мы закладываем 2 800 ₽, так как это камерные мероприятия в офисе. На выездные мероприятия бюджет, конечно, выше. Например, на Новый год — 15 000 ₽ на человека.
В этом году решили отмечать оба события отдельно, чтобы было больше разнообразия. Что именно готовим — пока секрет для коллектива.
Оставаться на праздник или нет — выбор каждого, но практически все сотрудники любят проводить время вместе. Из тех, кто работает удаленно или живет не в Москве, на праздник в офис приезжают около 30%. В общем чате коллеги поздравляют друг друга с праздниками даже в выходные дни.
Как гендерные праздники проходят в вашей команде?