
Треть офисных сотрудников проводит в рабочих чатах от четырех часов в день. Команды Бизнес-секретов и мессенджера для бизнеса Time решили узнать, как именно проходит общение в чатах и какие привычки отражены в рабочих переписках.
Что мы считали
В основе исследования — обезличенные данные 60 тысяч пользователей Time, мессенджера для бизнеса от Т-Банка. Мы смотрели данные пользователей из одного часового пояса, с графиком работы 5/2 с 9:00 до 19:00. Так мы смогли исключить погрешности из-за разницы часовых поясов при удаленной работе и активности в ночные смены.
Хоть мы и взяли только один мессенджер, выводы будут универсальны: они отражают не особенность конкретного сервиса, а привычки людей в рабочей коммуникации. Если человек привык допоздна решать рабочие вопросы, неважно, где именно он общается с коллегами. Важен сам факт.
Равномерное общение в будни и круглосуточное в течение дня
Аналитики Time и Бизнес-секретов подсчитали среднее количество сообщений в течение недели. В будние дни нет пиковой активности в какой-то конкретный день. Чуть больше сообщений сотрудники отправляют по четвергам — 104% от среднесуточного показателя — и меньше по пятницам — 95% от среднесуточной активности. Но в целом такая разница не драматична и активность чатов в течение рабочей недели держится на примерно одинаковом уровне.


В течение дня основная активность рабочей переписки приходится на период с 10:00 до 17:00. Самый активный час — 11:00. В это время количество сообщений вырастает на 8% относительно среднечасовой активности. К 18:00 переписка в чатах сокращается до 72%.
В обеденное время — в 13:00 и 14:00 — активность чатов хоть и падает, но незначительно. Всего на 4% ниже среднечасового показателя. Отложить на время обеда рабочую переписку — задача со звездочкой.
«Рабочие чаты созданы для оперативного сбора информации в одном месте. Они пришли на место разрозненной путаницы в почте, когда коллегам приходилось ставить в копии всех причастных, разбираясь позже в огромном полигоне ответов. Получается, чат — всего лишь инструмент для хранения информации. Это значит, что руководитель имеет право написать задание в чат в то время, когда задача его настигла. Но сотрудник так же имеет право этот чат прочитать в рабочее время.
К сожалению, эта схема в большинстве случаев не работает. Руководители требуют выполнения поставленной задачи срочно, а сотрудники становятся „рабами лампы“. Они бы и рады перенести выполнение на утро, но страх получить выговор, штраф, увольнение не дает им убрать телефон до пресловутых 9 утра. На этом фоне развивается тревожность, раздражение, нежелание ходить на работу и выгорание.
Единственное, что должен сделать грамотный и уверенный руководитель относительно рабочих чатов, — это запретить в них находиться в нерабочие часы».

Наталья Подгорных
Сертифицированный коуч, основатель сервиса AnyMinute
Ниже — график активности в течение суток. Показательно, что за сутки нет ни одного часа, когда рабочие чаты были бы полностью отключены.


Накануне долгих праздников активность в рабочем общении падает
Редакции Бизнес-секретов стало любопытно, как меняется активность чатов перед долгими праздниками — Новым годом и майскими. С одной стороны, нам знакомо стремление закрыть задачи по максимуму и уйти отдыхать с чистой совестью. Но с другой — всегда найдется коллега с позицией «давайте уже после праздников».
Аналитики мессенджера для бизнеса Time сравнили активность в рабочих чатах во время предпраздничной недели и недели до нее. Данные по количеству сообщений показали: активность в рабочие дни перед праздниками падает в среднем на 8,5%. Все-таки сторонников перенести дела на потом оказалось чуть больше.




Двое из трех человек заходят в рабочие чаты во время отпусков и больничных
Бизнес-секреты обратили внимание, как часто люди сидят в рабочих чатах, когда работать не надо: в отпусках и во время больничных.
Оказалось, 57% пользователей Time, оформивших отпуск, возвращаются к рабочим перепискам хотя бы раз. Во время больничных цифра еще выше: 60% всех болеющих так или иначе заходят в рабочие чаты. Получается, лишь каждый третий может спокойно забыть про задачи и полностью отключиться от общения с коллегами.
«Я вижу множество примеров того, что люди не умеют отдыхать. Оказавшись в отпуске, человек испытывает когнитивный диссонанс от необходимости бездельничать. Часто при этом он испытывает чувство вины, хотя может даже не осознавать этого.
Частые заглядывания в рабочие чаты — это попытка сбежать в привычную атмосферу. Туда, где все понятно и даже если непредсказуемо и сопровождается стрессом, то все равно это привычное состояние. А для мозга человека нет ничего лучше предсказуемости. И вроде стресс, но такой родной.
Разумеется, далеко не всегда дела обстоят именно так. Бывают ситуации, когда необходимо держать руку на пульсе 24/7. Но это скорее исключения в рамках всей жизни. Чаще это привычки, которые человек формирует годами».

Наталья Подгорных
Сертифицированный коуч, основатель сервиса AnyMinute
Интересно, как на время отпусков и больничных меняется активность пользователей с разных устройств. Так, если в рабочее время люди предпочитают вести переписки с компьютера и смартфона, то в отпусках и на больничных доля тех, кто пользуется только смартфоном, вырастает более чем в 4 раза — с 5 до 21 и 24% соответственно. Работать, лежа с простудой под пледом и со смартфоном в руке, — не мем, а жизнь.


Руководители в два раза чаще ставят эмодзи
По данным мессенджера для бизнеса Time, абсолютно все пользователи хотя бы раз использовали в переписке эмодзи или ставили ее в качестве реакции на сообщение. Мы отследили, какие реакции являются самыми популярными и люди каких профессий и должностей ставят реакции чаще.
Самые популярные реакции в рабочих чатах связаны с вовлеченностью, мнением и оценкой. Например, частые эмодзи в виде плюсика, глаз и значка ОК типичны для сообщений, где нужно проверить задачу или принять какой-то факт к сведению. Сердечко, галочка и огонек используются для позитивной оценки сообщения или отметки о готовности в решении какого-то вопроса. Эмодзи с пожатием рук, благодарностью и лайком тоже укладываются в контекст рабочих договоренностей.


Женщины и мужчины практически в равной степени используют эмодзи для реакций к сообщениям. В среднем женщины ставят 4,4 реакции в день, мужчины — 4,2 реакции.
Разница между руководителями и линейными сотрудниками более показательна. Если линейный персонал ставит в среднем 3,7 реакции в день, руководители реагируют эмодзи почти в два раза чаще — 7,2 реакции. Один эмодзи вместо тысячи слов.
Напоследок мы составили рейтинг частотности использования эмодзи-реакций в рабочих чатах представителями некоторых профессий. Из представленных профессий в лидерах — маркетинг и HR. Реже реакции в чатах ставят представители отделов продаж. Скорее всего, это связано с тем, что основная часть их работы проходит не в мессенджерах, а в общении по телефону или электронной почте.


Больничный это все лишь работа на удаленке, а в отпуске да, чтобы быть в курсе событий ну так, интересненько