Сегодня ключевая ставка в России составляет беспрецедентный 21%, а это значит, что кредитование возможно только под высокий процент. На и без того турбулентном рынке, где контрагенты уже просрочивают оплату и даже банкротятся, невозможность срочно привлечь средства извне может стать фатальной для бизнеса.
Разбираем в статье, что происходит и как снизить риски для бизнеса в условиях высокой ключевой ставки и банкротств.
Что значит для бизнеса высокая ключевая ставка
Ключевая ставка напрямую влияет на стоимость денег в стране. Чем она выше, тем дороже и сложнее привлечь новые деньги в оборот.
В сложившейся ситуации необходимо более тщательно управлять ликвидностью и расходами, а также иметь в арсенале альтернативные источники пополнения оборотных средств.
Главный риск для компании при высокой ключевой ставке — попасть в кассовый разрыв и не выбраться из него. То есть обанкротиться.
Кассовый разрыв — это нехватка денег на текущие нужды компании: зарплату сотрудникам, материалы, аренду, выплаты контрагентам, обслуживание долгов. Как правило, происходит он неожиданно и совсем не вовремя.

Причин резкой нехватки денег может быть много, но в основном они связаны со следующими ошибками:
- Отсутствие планирования и контроля финансов: если вы не знаете, сколько и когда вы заработаете и заплатите, велик риск попасть в кассовый разрыв независимо от прибыльности бизнеса.
- Неожиданные расходы: контрагент попросил предоплату, резко выросли цены у поставщиков, пришел штраф и еще миллион самых разных ситуаций в бизнесе. Если в этот момент у вас нет финансовой подушки или ее не хватает, то дела ваши плохи.
- Падение выручки: причины тоже могут быть самыми разными, но результат один — платить по обязательствам надо, а нечем.
- Отсутствие управления дебиторской задолженностью: если клиент не оплатил товары или услуги, то ваши деньги оказались «заморожены». Возможно, он скоро все выплатит, но от этого не легче. Вам-то деньги нужны здесь и сейчас.
Вот тут-то и пригодились бы кредитные средства, но позволить это себе могут далеко не все бизнесы.
Выбраться из такой ситуации можно с помощью других источников финансирования: обратиться в микрофинансовые организации или на краудлендинговые площадки. Стоимость денег в этих инструментах выше, чем у банков, но по крайней мере можно быстро получить решение и понимать, какую сумму в какой срок можно привлечь из такого источника. Или же получить отказ и искать другие варианты.
Один из инструментов — продажа дебиторской задолженности
Продажа дебиторской задолженности — это уступка права требования по договору цессии. В результате вы получаете деньги быстро, но с дисконтом.
Иметь несколько вариантов на случай кризисной ситуации — необходимо, но намного важнее и выгоднее принять меры, чтобы в ней вообще не оказаться.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Пошаговый план снижения рисков для бизнеса в условиях высокой ключевой ставки
В ситуации, когда привлечь новые деньги в бизнес сложно, а с кассовыми разрывами сталкиваться более чем опасно, стоит руководствоваться следующими принципами:
- Следить за финансами, планировать расходы и держать руку на пульсе. Это база, без которой бизнесу никуда в любой экономической ситуации, особенно в период роста ключевой ставки.
- Стимулировать покупателей к предоплате. Возможно, придется предоставить им небольшую скидку или бесплатную доставку. Но в текущей ситуации небольшое снижение маржи точно лучше кассового разрыва из-за просрочки оплаты.
- Проверять контрагентов. Прежде чем заключить договор с новым или даже знакомым контрагентом, проверьте его финансового состояние через специальные сервисы скоринга. Например, через такие сервисы, как Rescore.
Так вы обезопасите себя от ненадежных контрагентов и снизите вероятность отсутствия оплаты и кассового разрыва.

Разработайте систему принятия решения о сроках и лимитах отсрочки платежей. Если торговать по предоплате не получается, а дебиторской задолженности не избежать, то необходимо создать набор правил по осознанному кредитованию своих клиентов.
Наиболее эффективным будет разработка мер по каждому контрагенту с учетом данных о его финансовом положении и опыте работы с ним.
Прописывайте в договоре условия штрафных санкций в случае просрочек. Стоит рассчитывать их таким образом, чтобы в случае отсутствия оплаты, ваши убытки полностью покрывались условиями договора.
Обращайтесь к поручительству. При работе с клиентами, у которых высокий риск невозврата денег, применяйте личное поручительство бенефициара дебитора. Это усилит ваши позиции в случае взыскания и даст дополнительные возможности в обращении взыскания на имущество поручителей.
Назначьте ответственного за дебиторку сотрудника и установите ему KPI. Финансовый директор и юрист обычно у всех есть, только с дебиторской задолженностью никто из них работать не хочет. Отличным решением будет установить лимиты по дебиторской задолженности для финансистов и специалистов отдела продаж, а также создать систему мотивации с учетом метрик по снижению процента просроченной дебиторской задолженности и судебной дебиторской задолженности в структуре общей дебиторки.
Проверяйте контрагента в случае просрочки платежей. Оценивайте состояние партнера важно не только до начала, но и во время работы. Если задолженность возникла, перед переговорами и началом юридического взыскания стоит сделать прогноз финансового состояния дебитора, чтобы оценить вероятность и сроки погашения долга. Иначе есть риск, что вы потратите время и деньги на взыскание, а должник окажется банкротом и не сможет отдать большую часть долга.
Регулярно пересматривайте лимиты по дебитору. Раз в месяц или квартал оценивайте, какой процент дебиторской задолженности выдержит ваш бизнес и пересматривайте условия оплаты для контрагентов.
И помните, что долги контрагентов — это не только проблема, но и рабочий финансовый инструмент, который можно и нужно использовать, особенно в период сложностей с привлечением финансирования.