Заполним декларацию автоматическиПодайте годовую декларацию в несколько кликовБесплатная онлайн-бухгалтерия от Т-БизнесаПодключите бесплатную онлайн-бухгалтерию от Т-БизнесаПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Почему компании переходят на юнитовую систему и какие у нее преимущества? В статье рассказываем, с чего начать, какую модель юнитового подхода выбрать и стоит ли отказываться от стандартной системы KPI.

С чего начать

Создание юнита — процесс многоступенчатый, но начинается он с одного простого шага. Вам нужно задать себе вопрос: зачем он мне нужен?

Возможными причинами могут быть:

  • потребность в фокусе на конкретном продукте, рынке или клиентской группе;
  • стремление повысить эффективность за счет децентрализации;
  • необходимость адаптироваться к новым условиям или изменениям на рынке.

Также стоит учитывать, что в зависимости от стадии развития вашей компании подход к созданию юнита будет разным:

Стартапы. На начальном этапе лучше сразу закладывать принципы юнитового управления. Это обеспечит гибкость и устойчивость в условиях конкуренции и внешних изменений. Важно определить границы первого юнита и четко разделить со следующим юнитом, как только первый достигнет заданных границ.

Растущие компании. Идеальное время для экспериментов. Юнитовая система позволяет усилить контроль над ресурсами, оптимизировать затраты и повысить качество благодаря вовлеченности команд.

Зрелый бизнес. Трансформировать возможно, но сложно. С другой стороны, зрелые компании, как правило, могут позволить себе безопасные эксперименты благодаря стабильному финансовому положению.

Строение классической и юнитовой систем
Строение классической и юнитовой систем

Сравнение классической и юнитовой систем

Сравнение классической и юнитовой систем

После анализа всех вводных задайте себе контрольный вопрос: будет ли юнит работать эффективнее, чем текущая структура? Так вы сможете понять, готова ли ваша компания к внедрению юнитового подхода и насколько целесообразно использовать его для достижения целей.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Аватар дайджеста

Анализ рынка и выбор модели

Далее вам стоит определить направление деятельности юнита. Для этого проведите два небольших исследования:

  1. Портфель компании. Разделяются ли ваши существующие продукты, рынки или клиентские сегменты?
  2. Мои рыночные возможности. Изучите потенциал для выхода в новые ниши.

Результаты исследований помогут вам понять, по какому принципу организовать юниты:

По направлениям, рынкам или продуктам. Например, каждый юнит отвечает за определенную группу клиентов. Логичный подход, который облегчает управление, но снижает гибкость внутренних процессов.

Универсальный подход. В компании могут существовать несколько юнитов, работающих с похожими продуктами, что также создает между ними конкурентную среду. Если один из них перегружен или не готов взять проект, его может обработать другой. Этот подход позволяет распределять задачи и повышает общую эффективность подразделений.

Естественно, выбор модели зависит от потребностей бизнеса и его стратегических целей. Помните, что продуманное распределение направлений деятельности — это вклад в долгосрочную перспективу.

Формирования целей и процессов

Юнит, как мини-бизнес, должен иметь лидера, миссию и команду. Миссия и цели могут быть определены как на старте, так и в процессе работы, но чаще всего создание юнита начинается с появления конкретного проекта, который и задает вектор его развития.

При этом стоит учитывать, что хотя юниты работают в рамках единого бизнес-процесса компании, внутри них могут выстраиваться собственные уникальные процессы. Такое положение дел сравнимо с юридической системой США, где законы разных штатов могут сильно отличаться, но все работают в рамках федеральной системы:

Что может делать юнит: разрабатывать свои бизнес-процессы, распределять ресурсы, формировать бюджеты.

Что он не может делать: нарушать общие правила компании, игнорировать стратегические цели и стандарты.

К примеру, юнит самостоятельно выстраивает процесс продаж, отличающийся от других подразделений, но учитывает корпоративные стандарты качества обслуживания клиентов.

Структура и руководство юнита

Структура юнита зависит от его размеров и сложности проектов. В базовой версии она включает в себя:

  • руководителя юнита: возглавляет команду и отвечает за общую стратегию, коммуникацию с клиентами и управление ресурсами;
  • группхеда: в случае большого объема проектов или численности команды назначаются главные по группам или направлениям;
  • менеджеров проектов: организуют и контролируют выполнение проектов, распределяют задачи между членами команды;
  • команду: основной ресурс юнита, включающий специалистов разных профилей (разработчики, дизайнеры, аналитики и др.);
  • шеринговые ресурсы: административные отделы (HR, бухгалтерия) и специалистов, работающих на несколько юнитов (дизайнеры, тестировщики, QA и др.).
Схема строения юнита
Схема строения юнита

Так выглядит юнитовый отдел изнутри

Так выглядит юнитовый отдел изнутри

Важнейшую роль в структуре занимает руководитель. Он должен сочетать в себе технические и бизнес-компетенции и брать на себя несколько функций одновременно:

  1. Играющий тренер. Не только управляет процессами, но и лично участвует в них, особенно там, где требуется усиление. Он может продать проект, а затем управлять его реализацией.
  2. Коммуникатор. Ведет ежедневные коммуникации с клиентами, как по текущим проектам, так и для развития отношений.
  3. Мотиватор и наставник. Присматривается к перспективным сотрудникам (например, аккаунт-менеджерам или руководителям проектов), чтобы в будущем передать им часть своих обязанностей или предложить роль лидера нового юнита.

По своему опыту скажу, что хорошие руководители получаются из аккаунт-менеджеров и руководителей проектов, так как эти роли естественным образом готовят сотрудников к управлению юнитом, поскольку они уже обладают опытом работы с клиентами и управления проектами.

Подходы к оценке эффективности

В виду особенностей бизнес-модели, традиционные системы KPI, распространенные в крупных структурах, не всегда эффективны в юнитах, особенно небольших, где вовлеченность сотрудников и гибкость важнее формальных показателей.

Поэтому от классической системы KPI лучше отказаться, так как:

  • в юнитах с небольшими командами (около 15 человек), работающими над 5–10 проектами, жесткая система KPI может привести к поиску путей ее обойти, вместо достижения целей;
  • система KPI, построенная на бонусах, может снизить качество выполняемой работы, сместив фокус сотрудников с проекта в сторону отработки часов для выполнения KPI.

Вместо нее можно использовать альтернативный подход, предполагающий, что:

  • оценка успеха юнита проводится на основе результатов проектов (качество, соблюдение сроков, удовлетворенность клиентов);
  • акцент делается на построении команды, где люди замотивированы на успех не только материальными вознаграждениями, но и возможностями роста, профессиональным развитием и признанием.

Ключевой принцип: деньги важны, но не главенствуют. Сильная команда, объединенная общими целями, достигнет лучших результатов, чем система, опирающаяся только на финансовые стимулы.

Итоги

Создание юнита — это многоступенчатый процесс, который требует четкого понимания целей и особенностей бизнеса на разных этапах его развития. При этом юнитовая система, на мой взгляд, более соразмерна человеку. Это своеобразный мини-бизнес внутри компании, где доверие и вовлеченность выходят на первый план, поэтому особенно важно сформировать сильную команду и выбрать компетентного лидера, который будет способен взять на себя полную ответственность за управление подразделением.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Как составить бизнес-план, который работает

Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. Рассказываем по шагам, как составить бизнес-план, с чего начать и откуда брать цифры

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных