Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Екатерина Скнарина, владелица школ детского развития: «Не имеет смысла самим выращивать управленцев»


Предпринимателем я впервые решила стать в 2018 году. Сейчас у меня работает около 40 сотрудников. Все возможные варианты прорабатывала методом проб и ошибок. И в итоге выбрала ту стратегию, которая приносит максимально больше прибыли и пользы людям. На первом этапе я буквально жила на работе, потому — что у меня вообще не было знаний по ведению бизнеса.

Выгорела и вышла из операционки

Я сама сидела на ресепшн, организовывала полностью весь процесс. А еще подбирала персонал, делала ремонт, занималась рекламой и маркетингом. Если не хватало преподавателей, то преподавала вместо них, если они болели. То есть я была для своего бизнеса абсолютно всем и даже промоутером была, листовки раздавала.

Поворотным этапом, когда поняла, что силы на исходе, стала моя беременность. И когда я родила третьего ребенка, просто физически не могла долго находиться в школе. Еще до декрета я сформировала автономно работающую систему. И уже после выхода из декретного отпуска открыла следующую школу.

Уроки английского языка
Уроки английского языка

Так я проводила уроки

Так я проводила уроки

Как я искала сотрудников

Первого сотрудника на должность менеджера нашла на HeadHunter. Молодую девушку, которая обаяла своей активностью и позитивом. И сразу пригласила ее на работу. Она со мной уже 6 лет, выросла от администратора до управляющей. И поэтому все бизнес — процессы и операционку знает с самого открытия школы. Я ее всему обучала, все рассказывала по маркетингу. Делилась своим предпринимательским видением, в том числе, по каким критериям нанимать сотрудников. И она сейчас прекрасно все это сама делает.

Я самостоятельно подбираю управленцев. В том числе в мою школу по изучению иностранных языков Лондон Экспресс. И в них «вшила» функцию поиска сотрудников самостоятельно. Я пробовала нанимать HR для подбора сотрудников, но к сожалению, у меня не очень позитивный опыт в этом.

Управляющий должен обладать теми же навыками, что и собственник. Во главе всего — понимание продаж и маркетинга. Основной навык — общение с клиентами. И уже потом способность проводить интервью. А еще — ответственность, желание компанию развивать. По опыту могу сказать, что если управленец в первый месяц выполняет план, то его уже можно оставлять.

Не имеет смысла самим выращивать управленца. Он может в любой момент уйти. Поэтому в свою школу английского языка я брала опытную управляющую, которая показала результаты в продажах. У нее уже было понимание того, что конкретно нужно делать и мне не пришлось вкладывать силы и время в обучение.

Лайфхак: как сэкономить бюджет на подборе

Я нашла активистку, которая общается с огромным количеством людей. В том числе с директорами школ и представителями разных сообществ и комитетов, то есть все ее знают. И она очень легко находила мне сотрудников по связям и объявлениям в чатах. Я поняла, что такой способ лучше, чем HR и HeadHunter. Эта женщина до сих пор помогает мне с кадрами. Такой способ особенно эффективен в начале пути, когда бюджет ограничен. Хотя естественно я ей платила. По 5000 рублей по факту одного выхода.

В целом рекомендую малому бизнесу, который всегда контролирует бюджет, не бояться брать дорогих сотрудников в штат. Это экономит время и быстрее приводит к результату. Тем не менее все равно необходим тестовый период 1-2 месяца.

Я сразу не увольняю. А пытаюсь вначале “вылечить” и найти причину происходящего. Если начинаются процентные перекосы, то глубже погружаюсь в процесс, чтобы понять из-за чего это происходит. Раз в месяц управляющий передает мне данные о том, сколько клиентов пришло к конкретному учителю. Если дела у преподавателя идут плохо, то предупреждает об этом заранее.

Как собственнику выстроить систему

Франчайзер сам обучает и менеджеров и преподавателей. Это что касается моей школы скорочтения. И в этом огромный плюс бизнеса по франшизе. Хотя за обучение сотрудников я все равно дополнительно оплачиваю. У меня есть академический директор, который вводит «англичан» в дело, то есть внедряет в процесс. Я нашла преподавателя, который обучает онлайн других преподавателей ментальной арифметике. Важно находить тех, кто хорошо разбирается в теме.

Все бизнес процессы описаны в должностных инструкциях. Их нам спускает головная компания, у которой я покупала франшизу. А после передаю эти документы сотрудникам для изучения. Затем исполнительный директор и управляющая непосредственно контролируют исполнение.

Какие инструменты мы используем:

  • CRM, EXCEL, GOOGLE DOCS, 1С. Здесь храним все данные о клиентах;
  • налоговую отчетность ведет бухгалтер;
  • преподаватели заполняют бланки по ученикам. После урока оставляют на ресепшн для менеджеров и те дополнительно перепроверяют;
  • предоставляем родителям отчетность по качеству обучения.
Тесты
Тесты

Каждые полгода ученики проходят тестирование. Это помогает понять насколько эффективны занятия

Каждые полгода ученики проходят тестирование. Это помогает понять насколько эффективны занятия

Как убедиться, что бизнес-система работает

Нужен комплексный подход. Система это инструмент, а не волшебная палочка. KPI, отчеты и обратная связь — это не скучная рутина, а личный радар по привлечению прибыли. Поэтому, не расслабляйтесь, анализируйте, вникайте в детали, общайтесь с командой и клиентами. Только так вы поймете, на самом ли деле система работает на вас или вы — на нее.

Обратите внимание на показатели:

  • есть рост минимум 20% по сравнению с прошлым годом;
  • выполняется план продаж.

Собственник бизнеса контролирует три точки:

  • оборот;
  • количество клиентов в месяц;
  • сколько клиентов ушло.

Как справляться с трудностями при выходе из операционки. Если вы не находитесь внутри своего бизнеса, то можете потерять нить. К примеру, в ваше отсутствие разыграется бунт, когда половина штата увольняется. У меня такое было, когда одновременно по внутреннему сговору ушли два администратора. Одна сказала, что все, я не хочу больше работать и другая туда же. И преподаватели могут уволиться, если не чувствовать, что внутри коллектива происходит. При выходе из операционки могут упасть финансовые показатели. Вы ставите план, а его не выполняют. И тогда в любом случае придется вернуться в операционку, поменять сотрудников и вообще разобраться, почему система перестала работать. Периодически приходиться внутри все заново настраивать под новые запросы.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Екатерина Скнарина
Екатерина Скнарина

Как вы считаете, выход из операционки позволяет освободить время для семьи и стать более счастливым?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации