Заполним декларацию автоматическиПодайте годовую декларацию в несколько кликовБесплатная онлайн-бухгалтерия от Т-БизнесаПодключите бесплатную онлайн-бухгалтерию от Т-БизнесаПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Профессиональное развитие сотрудников невозможно без их постоянного обучения, чтения деловой литературы. По данным исследования ВЦИОМ, проведенного в 2024 году, чтение — популярный среди россиян способ получения новых знаний. Четверть россиян читает книги по работе или учебе, а научная и профессиональная литература несколько лет подряд остается одним из популярных жанров. Это подтверждает и статистика ЭБС для программ подготовки в высшем и среднем образовании. Выдача книг растет в геометрической прогрессии, как в расчете на одну организацию, так и в расчете на одного пользователя.

Корпоративная библиотека — эффективный инструмент дополнительного образования персонала. Она позволяет обеспечить непрерывное обучение и повышение квалификации, встраиваясь в систему обучения персонала. Кроме того, библиотеки помогают сплачивать коллектив и формировать корпоративную культуру: люди читают и обсуждают литературу, которая помогает им развиваться и находить новые точки соприкосновения с коллегами.

Рассказываем, как создать корпоративную библиотеку и использовать ее для обучения персонала.

Форматы корпоративных библиотек

Библиотеку можно организовать физически — в виде полки с книгами — или в электронном виде. Электронная библиотека — это любая цифровая платформа, предоставляющая широкий доступ к электронным версиям книг и других информационных ресурсов для самых разных читательских целей. Этот вариант становится все популярнее в компаниях, особенно с развитием корпоративных облаков и ИИ-сервисов.

Электронные библиотеки бывают разных форматов:

  1. Внутрикорпоративный ресурс — это собственный фонд компании, который может быть собран как в простейшем виде, например, на облачном хранилище, так и с использованием специальных IT-решений. Например, такие библиотеки есть у Яндекса и Газпрома. Чтобы создать внутрикорпоративный ресурс, нужно заключить лицензии с правообладателями, разграничить права доступа и внедрить IT-решения для сбора статистики.
  2. Сервисы-агрегаторы — это платформы, которые объединяют в своих фондах книги разных издательств и предоставляют к ним доступ по подписке. Кроме книг в базе агрегатора могут быть также подкасты, курсы и видеолекции. Наиболее популярные в России агрегаторы: Alpina Digital, «Манн, Иванов и Фербер», MyBook.
  3. Электронные библиотечные системы (ЭБС) — автоматизированные информационные системы, фонды которых включают в себя электронные издания книг, периодической литературы и т.д. Их используют для образовательных целей в вузах и колледжах, поэтому они содержат, в основном, учебный и научный контент. Как правило, в ЭБС реализованы дополнительные возможности, облегчающие пользователю чтение научной и учебной литературы: поиск, формирование книжных полок, копирование и т.д. Примеры крупнейших ЭБС: «Юрайт», «Лань».

Последний формат — один из самых перспективных, на наш взгляд. И вот почему.

Преимущества корпоративных ЭБС

Экономия средств. Покупка книг или подключение к ЭБС обходятся дешевле, чем создание и проведение курсов и тренингов. В отличие от классических библиотек с бумажными книгами, для ЭБС не требуется выделять отдельное помещение, организовывать места хранения и т.д. Это тоже сокращает затраты на организацию библиотеки.

Удобный доступ. Электронная библиотека позволяет создать единую базу знаний, которая включает в себя внутренние документы, узкопрофильную литературу, научные статьи, периодические издания. Доступ к контенту облегчается за счет ИИ-сервисов. Например, нейросети используются для создания профилей книг на основе метаданных, подготовки содержания по главам и параграфам. Также нейросети облегчают поиск нужной литературы. Они понимают контекст запроса и выдают релевантные ответы, вплоть до конкретной главы или параграфа.

Персонализация обучения. И в высшем образовании, и в корпоративном обучении сейчас популярны индивидуальные образовательные траектории, которые невозможно построить без курсов и литературы к ним. Электронные библиотеки сопровождают обучающегося по персонализированной образовательной траектории. Литература подбирается точно, с учетом конкретных потребностей пользователя. При этом пользователи получают знания из разных областей, в соответствии со своими целями в профессии.

Простота использования. Типичная сложность при работе с фондом любой библиотеки — поиск источников по конкретной теме или вопросу. В электронной библиотеке этот процесс облегчают поисковые системы. Дополнительные возможности есть и при работе с электронными книгами. Читатель может добавлять их в избранное, сортировать по тематическим полкам, делать закладки, копировать цитаты и т.д. Мобильные приложения делают использование ЭБС удобнее.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Аватар дайджеста

Тренды корпоративных библиотек

Среди современных трендов корпоративных библиотек можно отметить:

  1. Разнообразие форматов. В библиотеку включаются интерактивные материалы: видеолекции, онлайн-курсы, аудиокниги, тесты. Удобство подачи учебного контента сильно влияет на вовлеченность в процесс обучения. Однако, нужно учитывать, что много учебной литературы содержится в неадаптированном PDF-формате, а не в epub, что снижает удобство работы с книгой.
  2. Саммари. Выжимки основных тезисов учебной литературы иногда бывают очень полезны. С их помощью можно быстро освежить в памяти материал, всегда быть в курсе изменений, оценить, какие темы нужно изучить более глубоко.
  3. Развитие мобильных приложений. Наличие мобильного приложения делает чтение книг удобным, позволяет синхронизировать его на разных устройствах.
  4. Инструменты для аналитики: сбор статистики, возможность составлять рейтинги наиболее популярных книг, учитывать время чтения, тестировать пользователей после прочтения. Детальная статистика по каждому сотруднику необходима для оценки результатов обучения.

Интеграция с LMS

В 95% крупных компаний (с 5000+ сотрудников) используют системы управления обучением (Learning Management System, LMS). Они позволяют организовать весь процесс обучения, использовать образовательный контент в интерактивных, видео- и VR-форматах, проверять знания. Также LMS дают широкие возможности для анализа учебной деятельности, создания индивидуального профиля на каждого обучающегося. Платформы закрывают все больше задач, связанных с обучением сотрудников, например, построение образовательных и карьерных треков, оценку компетенций и т.д.

Интеграция LMS-платформы с электронной библиотекой делает корпоративное обучение более качественным. Совместное использование платформ повышает объем работы с первоисточниками. В результате у обучающихся расширяется кругозор, формируется база для построения гипотез, которые в перспективе могут стать источниками новаций в бизнесе.

При подготовке обучающего курса автор получает возможность подобрать литературу и интегрировать ее в программу. При этом обучающийся получает доступ не к учебнику, а к конкретному параграфу, где освещается вопрос. За счет автоматизации рутины сокращается время, необходимое для подготовки программы. Например, конструктор курсов Лани позволяет в три раза сократить трудозатраты преподавателя.

Как создать электронную библиотеку

Определяем цели и KPI. Корпоративная библиотека может использоваться в системе онбординга, для организации непрерывного обучения персонала и даже как хранилище внутренних документов. В зависимости от целей будут меняться и показатели эффективности.

Назначаем ответственного. У библиотеки должен быть руководитель. Он отвечает за процесс ее внедрения, а затем — за функционирование.

«Продаем» идею руководству. Топ-менеджеры заинтересованы в обучении сотрудников. Как правило, именно от них идут рекомендации по дополнительному обучению персонала. Во многом от руководителей зависит и то, насколько активно сотрудники используют библиотеку.

Выбираем техническую платформу. Простейшую корпоративную библиотеку можно создать в виде полки с книгами или папки на облачном хранилище. Если перед библиотекой стоят глобальные цели, потребуется специализированная платформа. Она обеспечит доступ к книгам, поможет вести статистику, анализировать результаты.

Популяризируем идею среди сотрудников. Корпоративную библиотеку нужно продвигать в коллективе, мотивировать сотрудников читать учебную литературу. Чтение должно постепенно встраиваться в культуру компании.

Оцениваем эффективность. Результаты проекта оцениваются по тем показателям, которые были определены на старте. Успешный проект можно масштабировать.

Как мотивировать сотрудников пользоваться библиотекой

Основная сложность при создании корпоративной библиотеки — недостаточная мотивация персонала к чтению. Для того чтобы библиотека не превратилась в книгохранилище, сотрудников нужно вовлекать в чтение. Например, корпоративная «Библиотека Сбера» включает в себя подборку лучших книг о бизнесе, развитии внутреннего потенциала, а чтение — часть корпоративной культуры, которая транслируется публично.

Мотивировать сотрудников к чтению можно и с помощью других инструментов. Например, эффективны книжные клубы, где люди могут обсудить прочитанные книги. Книжные клубы также играют роль инструмента тимбилдинга, помогают сплотить команду.

Стимулируют на чтение оценочные механики, например, рейтинги самых читающих сотрудников, популярных книг. На повышение вовлеченности работает геймификация: проведение квизов, викторин, марафонов. Как правило, участники таких активностей вовлекаются и продолжают пользоваться библиотекой.

Тематика книг в фондах корпоративной библиотеки — еще один важный аспект. Не стоит делать ставку на количество книг, гораздо важнее их качество и актуальность. Например, для производственных компаний актуальна техническая и узкоспециализированная литература, инструкции, документация, для белых воротничков — деловые книги. Нужно учитывать и интересы сотрудников. В последние годы растет внимание людей к вопросам психологии, саморазвития. Если персонал проявляет живой интерес к подобным темам, стоит включить эти книги в библиотечные фонды. Повышает вовлеченность в чтение и литература, которая позволяет решать личные вопросы, например, о воспитании детей, художественные книги.

Возрождение корпоративных библиотек — долгосрочный тренд

Корпоративные библиотеки — универсальный и недорогой инструмент обучения сотрудников, повышения их познавательной активности. Они упрощают доступ к учебному контенту, позволяют персонализировать обучение.

Корпоративную электронную библиотеку можно организовать в разных форматах: собственный ресурс, подключение к сервису-агрегатору или ЭБС. Электронные библиотечные системы дают больше возможностей, так как обладают продвинутыми инструментами поиска, работы с литературой, дают разнообразную статистику, могут быть интегрированы с LMS. При этом по затратам подключение к ЭБС несопоставимо с созданными или адаптированными курсами, тренингами.

При этом роль библиотеки не сводится к книгохранилищу. Они превращаются в центр, вокруг которого формируются самообучающиеся организации. Такие сообщества облегчают обмен опытом между сотрудниками, командами, развивают непрерывное обучение, стимулируют профессиональный рост и построение карьеры.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных