Зачем бизнесу нужен спорт, как привлечь сотрудников к регулярным тренировкам и можно ли рассчитать эффективность занятий?
Зачем нужен спорт в компании
Спорт становится важной частью социальной жизни сотрудников во многих компаниях. По результатам исследования, проведенного Ассоциацией развития корпоративного спорта совместно с исследовательским агентством «Макушева и партнеры» при поддержке Министерства спорта России в 2023 году, в организациях у 40% респондентов уже внедрены специальные меры поощрения, направленные на стимулирование сотрудников к повышению физической активности. Еще 19% опрошенных сообщили, что в ближайшее время подобные программы будут запущены.
Тренировки можно рассматривать как эффективный HR-ресурс, который влияет на лояльность сотрудников. В то же время, они работают как инструмент PR — часть корпоративной культуры, демонстрирующей преимущества компании.
Регулярные тренировки важны для руководителей и менеджмента по нескольким причинам. Спорт — это:
- хороший инструмент повышения вовлеченности сотрудников;
- часть системы управления здоровьем;
- важный элемент HR-бренда компании по привлечению и удержанию специалистов;
- инструмент дипломатии, позволяющий наладить коммуникацию с другими компаниями, органами местной администрации.
Чтобы доказать положительное воздействие корпоративных спортивных программ на бизнес-показатели, можно использовать как количественные, так и качественные методы. Прежде всего, необходимо определить ключевые показатели эффективности (KPI), которые будут отслеживаться.
Производительность труда. Сравните производительность труда сотрудников, участвующих в спортивной программе, и тех, кто в ней не участвует, до и после ее внедрения. Можно измерять количество выполненных задач, качество работы и сроки выполнения проектов. Для более надежных результатов рекомендуется использовать контрольную группу.
Уровень текучести кадров. Отслеживайте уровень текучести кадров среди участников спортивной программы и среди остальных сотрудников. В компаниях с хорошо развитой корпоративной культурой, где налажен баланс между работой и личной жизнью работников и есть возможность заниматься спортом в свободное время, уровень текучести кадров ниже.
Уровень заболеваемости сотрудников. Сравните количество дней, проведенных на больничном за определенный период, у участников программы и у тех, кто не занимается спортом. О релевантных результатах можно говорить спустя полгода или год регулярных занятия, не ранее.
Опросы сотрудников. Проводите регулярные опросы сотрудников, чтобы оценить их удовлетворенность спортивной программой, а также ее влияние на работу и самочувствие.
Такой комплексный подход позволит объективно оценить важность и действенность спортивных программ в компании.
С чего начать: разработка спортивной программы
Чтобы создать спортивную программу для сотрудников, важно сделать следующее.
Оценить начальный уровень физической подготовки. Проведите опрос и замеры показателей (масса тела, пульс) среди сотрудников для оценки их физической формы, уточните их ограничения по здоровью. Учитывайте возраст, наличие хронических заболеваний, предпочтения в видах спорта. Для корректности измерений можно пригласить спортивного тренера или воспользоваться рекомендациями из интернета.
Предложить разнообразные виды активности. Для новичков подходят бег, плавание, велоспорт и танцы. Укрепить мышцы и снизить уровень стресса позволяют йога и занятия пилатесом. Многие игровые виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол) помогают сплотить команду, сделать ее более мотивированной. Для людей с ограниченными возможностями оптимальны адаптивные тренировки. Отдельные программы разработаны для беременных, а также для восстановления после родов.
Сделать программу доступной для всех сотрудников. Рассмотрите возможность компенсации затрат на спорт, чтобы к занятиям подключилось больше людей.
Можно сотрудничать с фитнес-центрами, онлайн-платформами и инструкторами — это позволить обеспечить профессиональное руководство и разнообразить занятия.
Сделать спорт популярным среди сотрудников: топ-5 идей
Спортивные программы в компании, особенно в начале их внедрения, не всегда воспринимаются положительно: сотрудники могут смотреть на тренировки как на ненужный элемент, прихоть руководства. Изменить их мнение помогают простые и действенные решения.
Бесплатные занятия для мотивации. Предложите сотрудникам возможность посещать первые занятия бесплатно, чтобы они могли узнать о новых фитнес-направлениях и повысить интерес к спорту в целом. Ознакомительные тренировки можно сочетать с вебинарами и лекциями на тему здорового образа жизни. Правильно поданная информация от спортивных экспертов станет дополнительной мотивацией для занятий.
Онлайн-практики. Тренировки в формате «тренер-сотрудник» особенно эффективны для территориально распределенных компаний и удаленных команд с небольшим количеством сотрудников, где на счету буквально каждый. Такие занятия менее затратны по сравнению с индивидуальными тренировками в зале и дают возможность отрабатывать необходимые навыки и отслеживать свой прогресс с помощью подключения к приложению или онлайн-платформе.
Фитнес-трекеры и мобильные приложения. Обеспечьте сотрудников фитнес-трекерами или мотивируйте их использовать персональные устройства с приложениями для отслеживания активности (шаги, сон, калории). Создайте корпоративную платформу для обмена результатами и предложите призы тем, кто наберет больше баллов. Такое соревнование вдохновляет работников само по себе, а ценные подарки или денежные премии станут приятным бонусом.
VR/AR-тренировки. Тренировки в виртуальной реальности — хорошая возможность разнообразить занятия. Их стоит сочетать с традиционными кардио и силовыми занятиями, вводить как элемент интерактива.
Большая совместная цель. Выберите вместе с командой вдохновляющую цель — например, участие в известном марафоне или восхождение на Эльбрус — и двигайтесь к ней сообща. Подготовка к сложному мероприятию помогает объединить людей: они начинают больше общаться, сотрудничают и легче достигают прогресса, в том числе в бизнесе.
С появлением первых заметных результатов отношение к тренировкам начнет меняться.
Фитнес-программы как часть социального пакета компании
Сегодня компании предлагают своим сотрудникам участие в различных форматах мероприятий. Чаще всего это:
- внутрикорпоративные спортивные мероприятия;
- тренировки для сотрудников;
- межкорпоративные спортивные мероприятия.
Например, корпорация ПАО «Газпром» создает условия для занятий спортом и участия в соревнованиях. В компании постоянно проводятся корпоративные спортивные турниры, на которые приглашают сотрудников дочерних компаний «Газпрома» и бизнес-партнеров.
В компании РЖД разработана собственная программа корпоративного спорта. На спортивных объектах ОАО «РЖД» функционирует более полутора тысяч секций, где проводятся занятия по наиболее востребованным видам спорта. В этих секциях на постоянной основе занимаются около 40 тысяч человек, из которых 36 тысяч — сотрудники компании и члены их семей.
Некоторые компании компенсирует своим сотрудникам расходы на спорт. Однако из-за высокой стоимости абонементов возмещают обычно до 50%.
Что касается личных фитнес-тренеров, сегодня ни одна компания не компенсирует эти расходы. В среднем, ставка тренера составляет около 3000 рублей за занятие (60 минут) в зависимости от региона и уровня фитнес-клуба. Если человек посещает клуб примерно 7 раз в месяц, в год затраты на спорт составят около 250 тысяч рублей. Такая сумма неподъемна для большинства организаций.
Для бизнесов, которые не имеют собственных ресурсов (спортзал, разработанные программы, спортивные специалисты в штате) хорошим решением могут стать приложения для онлайн-фитнеса. На платформе можно найти специалистов, стоимость занятий с которыми сравнима с компенсацией годового абонемента в фитнес-клуб — в среднем 20-30 тысяч рублей в год.
Чтобы подключиться к такой программе, необходимо:
- предварительно выявить запросы сотрудников;
- определить бюджет, необходимый на оплату тренировок;
- заключить договор с поставщиком, согласно которому компания оплачивает только те тренировки, которые действительно были предоставлены сотруднику;
- проводить тренировки по заранее разработанному графику, отслеживая их эффективность.
Технологичные разработки и приложения дают возможность заниматься спортом даже тем командам, у которых раньше не было такой возможности.
Главное
Корпоративные спортивные тренировки меняют свой формат: из занятий для здоровья они превращаются в важный инструмент корпоративной культуры. Вот несколько ключевых тезисов, которые помогут решиться на спортивную программу.
- Спорт сегодня становится одним из важных аспектов для привлечения и удержания сотрудников.
- Определить эффективность фитнеса можно через регулярные опросы работников, замеры их продуктивности.
- Чтобы мотивировать сотрудников заниматься спортом, используйте бесплатные ознакомительные тренировки и онлайн-практики.
- Для компаний, не обладающих собственными ресурсами, отличным вариантом могут стать приложения для онлайн-фитнеса.
Есть ли в вашей компании фитнес-программы для сотрудников?