Оборот рынка франчайзинга за 2024 год вырос на 17% по сравнению с прошлым годом и достиг показателя 3,72 трлн рублей, а к 2030 году может вырасти до 30 трлн. Люди покупают еду в любые времена, а удобство сервисов доставки дополнительно стимулирует в последние годы.
Закрепиться на этом рынке без поддержки крупного игрока сложно. Федеральные ритейлеры могут экономить на масштабе за счет объемов закупок, налаженной логистики и контактов с поставщиками. Поэтому они могут предложить покупателям лучший ассортимент и цены, чем предприниматель без опыта в ритейле.
Запустить бизнес в продуктовой торговле и выдержать конкуренцию проще, если открыть точку по франшизе известного бренда. В этой статье расскажу о своём опыте запуска магазина под брендом «Пятёрочки» — крупнейшей торговой сети в России.
Почему стоит обратить свое внимание на продуктовый ритейл
Открытие франчайзингового магазина — это возможность начать совместный бизнес с одной из крупнейших торговых сетей в стране. Вместо того чтобы самостоятельно выстраивать логистику, вкладываться в маркетинг и создавать процессы с нуля, франчайзи получает доступ к уже работающей, эффективной бизнес-модели. Например, торговая сеть «Пятёрочка» работает по модели обратного франчайзинга, по которой берет на себя все вопросы по товарообороту, ценообразованию, логистике, маркетингу, может проконсультировать по подбору и обучению персонала, помочь по юридическим вопросам. Партнеру не нужно платить роялти, он осуществляет первоначальные инвестиции в помещение для магазина и оборудование, а после — занимается операционным управлением точкой.
По факту компания не просто дает право работать под своим товарным знаком, но и обеспечивает все условия, чтобы ваш магазин соответствовал всем стандартам федеральной сети, отвечал ожиданиям покупателей.
Кроме того, рынок продуктового ритейла стабилен и практически безграничен — продукты питания нужны всегда, независимо от экономической ситуации. Чем больше у вас амбиций, тем выше потенциал роста: сегодня один магазин, завтра десять, а затем — сеть из сотен торговых точек. Главное — грамотно выстраивать работу и отношения с партнёром.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Почему именно «Пятёрочка»
Наше сотрудничество с «Пятёрочкой» началось в 2014 году, когда мы строили здания для аренды торговым сетям. В 2019 году нам предложили попробовать новый формат — открыть франчайзинговый магазин. Мы стали одними из первых партнеров, которые открыли магазин по модели обратного франчайзинга. С тех пор мы прошли непростой, но ценный путь вместе с компанией.
До «Пятёрочки» я занимался бизнесом с 23 лет, но продуктовый ритейл оказался совсем другим вызовом. Операционная деятельность требует ежедневного вовлечения: звонки, встречи, совещания, решение непредвиденных ситуаций. Когда мы только начинали, не до конца осознавали, что это круглосуточный процесс, который требует постоянного контроля. Сейчас у нас 55 магазинов, и работа стала еще интенсивнее, но и прибыль выше, чем в аренде недвижимости.
Важно понимать, что ритейл — это про развитие. Нельзя открыться и остановиться, ведь конкуренты всегда рядом. Если сегодня ваш магазин успешен, завтра рядом может появиться новый, и выручка упадет. Поэтому масштабирование — не просто желание, а необходимость. Если бизнес растет, он живет, а если стоит на месте — начинает терять позиции.
Сколько стоит открыть магазин
Основных статей расходов три — ремонт помещения под магазин, закупка торгового оборудования и первоначальная «затарка», то есть приобретение ассортимента товаров. В случае франшизы «Пятёрочки» товары закупает и привозит в магазин сама торговая сеть — это существенная экономия.
На размер первоначальных инвестиций влияют площадь помещения и особенности региона. В среднем стоимость открытия магазина с нуля составляет 20-25 млн рублей.
Есть варианты, как снизить эту сумму:
Купить оборудование в лизинг. «Пятёрочка» предоставляет контакты партнёрских компаний. Это увеличивает срок окупаемости, но позволяет снизить стартовые инвестиции до 10 млн рублей.
Приобрести по франшизе действующий магазин. Все свои магазины я открывал с нуля, но, например, в прошлом году «Пятёрочка» запустила новое предложение для партнеров — можно взять уже работающую точку с известными показателями. В этом случае стартовые инвестиции составят 3-5 млн рублей, но через несколько лет нужно будет обязательно провести в магазине ремонт. Это подойдет тем, у кого на старте недостаточно средств на открытие нового магазина.
Сколько можно заработать
Выручка магазина зависит от среднего чека и трафика покупателей. На эти показатели, в свою очередь, влияют локация и площадь магазина.
Ниже — показатели одного из наших магазинов в Калужской области с площадью помещения ~ 680 м2 (торговый зал ~ 540м2, склад ~ 140м2). Значения колеблются в зависимости от дня недели.
Все партнёры «Пятёрочки» ежемесячно получают долю от выручки магазина — агентское вознаграждение. В среднем это 22-24%. Сеть применяет систему гибкого вознаграждения, чтобы компенсировать сезонное снижение клиентопотока, которое бывает во многих локациях. Например, в летний сезон, когда все на дачах и в отпусках, продажи магазина могут немного просесть, а ставка вознаграждения вырастет. Перед Новым годом ставка станет чуть ниже. Получается, что в среднем за год доход будет стабильным и предсказуемым.
В торговой сети ориентируют, что первоначальные инвестиции в магазин окупаются в срок до 36-42 месяцев. В зависимости от локации затраты могут окупиться и быстрее.
Как выбрать локацию для магазина
Выбор локации и помещения для магазина — важный шаг, который существенно влияет на успех бизнеса.
Расскажем, что нужно учесть, чтобы выбрать идеальную локацию.
Местоположение. При выборе местоположения учитывается совокупность параметров, основной из которых — потенциальный трафик. Вокруг потенциального магазина должны постоянно быть жители. В крупных городах это проще — жилые массивы активно развиваются и концентрация людей там достаточно высокая, но при этом и конкуренция тоже сильнее. Стоит обратить внимание на небольшие населенные пункты и сельскую местность, где люди живут на дачах или в частных домах. В таких районах ниже конкуренция, а средний чек выше, так как покупатели приезжают на автомобилях и закупаются сразу на несколько дней. Однако важно учитывать и сезонность — летом поток клиентов значительно выше, чем зимой. В любом случае важно при выборе локации заранее оценить, сколько покупателей будет ежедневно посещать ваш магазин. «Пятёрочка» помогает франчайзи с этим, используя автоматизированную систему подбора, основанную на уже 25-летнем опыте работы. Эта система анализирует множество факторов и прогнозирует товарооборот для каждой конкретной точки, что снижает риски при открытии нового магазина.
Площадь и оснащение помещения. Чем больше площадь магазина — тем выше там будет ассортимент и тем больше соответственно выручка. Поэтому оптимальным является торговый зал от 500 квадратных метров и больше. Меньше — можно, но смысла особо нет. Даже для магазина в сельской местности торговый зал в 300 квадратных метров это мало. Как правило, дачникам нужен большой выбор продуктов: мясо или молочные продукты и важно, чтобы это не было в сокращенном виде. Ассортимент должен быть широкий и нужен большой торговый зал от 520 квадратных метров и выше.

Парковочные места. Парковка играет важную роль в привлечении клиентов. В городских условиях, где большая часть покупателей приходит пешком, этот фактор может быть менее значим. Однако, если магазин находится за пределами города, наличие достаточного количества парковочных мест (минимум 20) становится критичным.

Арендная плата и коммунальные расходы. При выборе локации важно учитывать арендную плату и возможность субаренды, что может компенсировать до 20% затрат. Также стоит обратить внимание на коммунальные расходы, которые могут значительно варьироваться в зависимости от региона и типа помещения. Иногда лучше выбрать менее престижную локацию, но быть уверенным, что при любых экономических условиях вы сможете платить арендную плату, чем сразу замахнуться на более дорогой вариант.
Как оснастить магазин
Для того чтобы покупатель чувствовал себя комфортно и с легкостью мог самостоятельно совершать покупки, торговый зал должен быть оснащен всем необходимым оборудованием.
В первую очередь это:
Оборудование и программа размещения товаров. В магазинах торговой сети «Пятёрочка» товары и оборудование размещаются по готовой планограмме. Каждое изделие располагается на строго определенном месте, что способствует повышению продаж. Все ценники и товары расставляются согласно этой системе, это позволяет быстро найти нужный продукт как сотрудникам, так и покупателям. Самим ничего придумывать будет не нужно — это удобно.
Кассы. Кассы самообслуживания (КСО) стали неотъемлемой частью современных магазинов. Сначала мы сомневались в их пользе, считая, что живое общение с кассиром повышает лояльность покупателей. Однако со временем стало ясно, что КСО ускоряют обслуживание и делают процесс покупок удобнее, поэтому мы начали активно их внедрять.
Оптимальное количество КСО зависит не от площади магазина, а от его выручки. Например, при 500 000 рублей в день достаточно 4 касс, а при 1 000 000 рублей — уже 8. В магазинах с высоким трафиком и сезонными пиками мы устанавливаем еще больше КСО, чтобы минимизировать очереди и повысить скорость обслуживания. Таким образом, КСО — это не просто современный тренд, а важный инструмент для повышения эффективности магазина, удобства для покупателей и стабильности бизнеса.
Наличие кофемашины, свежей выпечки и готовой еды. Сегодня люди все чаще выбирают готовую еду, включая горячую выпечку, вместо того чтобы готовить дома. Запах свежего кофе и булочек привлекает покупателей и стимулирует на дополнительные покупки. Если ваши конкуренты предлагают эти услуги, а вы — нет, то покупатели будут выбирать их. Изначально мы скептически относились к этим услугам, потому что они требуют дополнительных затрат и могут привести к списаниям. Однако со временем мы поняли, что это тренд не только в России, но и по всему миру, поэтому добавление кофемашины и пекарни в магазин — это не только правильный маркетинговый ход, но и необходимость для успешного бизнеса. Мы внедряем эти элементы в каждый свой магазине и уже не представляем работу без них.
Чем торговать
Какие товары, по какой цене и с какими скидками будут на полках вашего магазина — определяет торговая сеть. Так головная компания поддерживает высокие стандарты обслуживания и может гарантированно предоставить большой выбор по привычным ценам.
Для франчайзи плюс тоже ощутим — минимум 7 миллионов рублей экономии на этапе затарки магазина.
Регулярное оформление заказов на пополнение ассортимента в магазинах — это уже задача операционного управления. Я делаю заказы в специальной программе, которая является интеллектуальной собственностью Х5. Система сама анализирует продажи и формирует автоматические заказы, которые директор магазина может корректировать по необходимости, если понимает, что какие-то товары нужно взять с запасом — или, наоборот, поменьше.
Совет начинающим предпринимателям
Прежде чем начинать, важно понять, действительно ли вы готовы к предпринимательской жизни. Это не только стремление быть успешным, но и способность принимать множество сложных решений и брать на себя большую ответственность.
Если бы я начинал сегодня, то выбрал бы франчайзинг. Это отличный способ минимизировать риски, работая по уже проверенной модели. Начать можно даже с малого — с инвестиций от 500 000 рублей, чтобы проверить, насколько вам подходит эта роль. Лучше потерять небольшие средства на старте, чем рисковать большими суммами на неопытности.