Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

От школы аэрографии в Москве до музея в Голливуде: как я запустила проект в $1,1 млн за месяц


Заниматься бизнесом я начала с 2012 года, открыв собственную школу аэрографии. В ней я совмещала мы обучали студентов рисовать и выполняли художественную роспись под заказ. Школа росла вместе с моим опытом, и через некоторое время бизнес стал приносить стабильную прибыль. В 2017 году ко мне обратился российский бизнесмен с предложением запустить проект музей иллюзий «под ключ» в Лос-Анджелесе. В статье рассказала, как опыт успешного запуска проекта помог мне начать свой бизнес в США, как меня затронул конфликт Донского и Аяза Шабутдинова, какие сложности и вызовы принес ковид и почему я выбрала жить и работать в России.

Начало пути. Из наемного сотрудника к собственной школе с доходом в 500 тыс. рублей в месяц

Сразу после окончания университета в 2011 я работала по специальности — маркетологом с зарплатой в 25 тысяч рублей, но зарплаты ни на что не хватало. Я проработала полгода на данной должности откладывая по 5 тысяч рублей в месяц на долгожданный отпуск и к тому моменту поняла, что больше не хочу работать по этой специальности, я чувствовала что меня ждёт что-то большее. Свои отложенные деньги я решила потратить на курсы по аэрографии, так как у меня была склонность к рисованию и мне хотелось заниматься чем-то более творческим. Уходить было страшно, так как у меня не было финансовой подушки. Обучаясь, я сразу начала брать мелкие заказы на роспись, сначала от друзей, потом от друзей друзей и уже в первый месяц на частных заказах заработала ту же сумму, что и в найме. Еще через месяц доходы удвоились, а через два года я арендовала помещение, сделала ремонт и набрала первых учеников своей школы на оффлайн-занятия. Сначала группы были маленькие — по 2-3 человека, но интерес к школе быстро вырос, и вскоре я обучала больше учеников.

Для дальнейшего развития школы аэрографии в Москве мне было нужно научиться управлять бизнесом и лучше разбираться в маркетинге. Я активно искала курсы и по рекомендации друзей остановила выбор на Like Центре. Это было правильным решением — многое из того, что я узнала про управление бизнесом в России, сразу внедряла в свою школу аэрографии. Я нанимала преподавателей, вкладывалась в рекламу и улучшала внутренние процессы. Благодаря этому, мой доход вырос с 50 тыс. рублей до 300-500 тыс. рублей в месяц. В тот момент такой заработок казался огромными деньгами, но я была уверена, что способна на большее.

Картина, созданная учеником школы аэрографии
Картина, созданная учеником школы аэрографии

Работа ученика школы аэрографии

Работа ученика школы аэрографии
Размер групп в школе аэрографии неизменно рос
Размер групп в школе аэрографии неизменно рос

Занятия в школе аэрографии

Занятия в школе аэрографии

На одном из проектов на который меня пригласили делать художественную роспись я познакомилась с российским предпринимателем Александром Донским младшим, у них был семейный бизнес по запуску проектов в сфере развлечений, долгое время мы общались, дружили и были подписаны друг на друга. Я вела блог в ВКонтакте, в котором я описывала свой путь по развитию школы аэрографии. В один из дней он поделился со мной своей идеей открыть музей иллюзий в США. На тот момент у его семьи работало уже 80 арт-пространств в России, они решили разделить бизнес и Александр отвечал за выход проектов на американскую аудиторию, он поделился со мной определенными сомнениями и переживаниями насчет выхода на новый рынок. Я по-дружески поддерживала его и убеждала его в том, что надо рискнуть и попробовать, так как для него это был новый этап. Вскоре после нашего разговора он предложил мне поехать в США и заняться запуском проекта, так как я уже выполняла заказы по художественной росписи для нескольких музеев Донского в России, понимала специфику работы изнутри, а мой управленческий опыт позволял организовать процесс и собрать команду, он же в свою очередь искал человека который там сможет представлять его компанию и находиться долгий период времени. Мы сошлись в этих желаниях и для меня это был не только вызов, но и потрясающая возможность, которую он мне подарил, от которой нельзя было отказаться. Мы сделали рабочую визу в США от его компании и я уехала запускать проект.

Как музей иллюзий с бюджетом $1,1 млн окупился за 1,5 месяца работы

Музей я открывала на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе. Бюджет проекта составил $1,1 млн, из которых $600 000 ушло на депозит за аренду помещения, а $500 000 на запуск. Вся операционная часть полностью легла на мои плечи. Я занималась арендой, документами, контролем за строительными работами, получением всех разрешений на строительство и подбором команды.

Создание музея под ключ в другой стране — это работа, в которой оказалось полно нюансов: законы, регуляции и рабочие процессы грозили существенно замедлить запуск. Например, условия строительства в США сильно отличались от российских реалий. Мне очень нужен был совет опытного человека. Я наткнулась на блог Андрея Кириевского, франчайзи Додо Пицца в Менфисе, и написала ему о своих трудностях. Он как раз запускал свою точку, знал с чего лучше начать и задал мне правильный вектор для работы и направил в местный департамент строительства

Передо мной стояла задача — открыться за месяц. Американские строительные бригады крутили пальцем у виска, объясняя, что в США так быстро сделать это невозможно из-за долгих согласований. Тогда я разработала легальный метод одновременно строить и согласовывать этапы строительства с местными властями. Так мы подготовили помещение к работе художников за 15 дней. А еще через 15 дней уже были готовы принять первых посетителей.

Собственник музея рассчитывал на прибыль с проекта за счет выгодного расположения объекта. По такой бизнес-модели работали все его прежние проекты. Перед запуском я тщательно изучила рынок схожих проектов и мне виделось, что не стоит полагаться только на пешеходный трафик. Я столько своих сил вложила в это дело, очень хотелось чтобы проект прогремел, окупился и стал прибыльным, а это невозможно без хорошего маркетинга, делая проект я понимала, что у музея иллюзий есть все шансы превратиться в грандиозную историю.

Владелец музея был настроен скептически из-за неудачного опыта работы с маркетологами на других своих проектах. Но я убедила его выделить бюджет на эти цели. Я наняла русскоязычного специалиста и начала активно продвигать музей через интернет. Первые пару недель тестов результата еще не было и собственник предложил уволить маркетолога. Мне хотелось сделать классный кейс своей работы, и я решила, что заплачу маркетологу из своего кармана, но оставлю ее в команде. Подумала, что если будет результат, все обрадуются, а мои затраты компенсируют. Если нет — не жалко попробовать. Это решение окупилось, и вскоре у дверей музея образовалась огромная очередь из посетителей.

В музей иллюзий в Лос-Анджелесе люди выстраивались в очередь
В музей иллюзий в Лос-Анджелесе люди выстраивались в очередь

Очередь в музей иллюзий в Лос-Анджелесе

Очередь в музей иллюзий в Лос-Анджелесе

За 1,5 месяца после открытия мы окупили $500 000, вложенных в создание арт-объекта. Я получила комиссию за свою работу и с чувством выполненного долга вернулась в Россию.

Как я попала в эпицентр конфликта между Аязом Шабутдиновым и моим бизнес-партнером

Еще в процессе запуска музея я делилась успехами продаж билетов с Аязом Шабутдиновым, с которым поддерживала контакты, благодаря обучению в Like Центре. Он уточнил, может ли упомянуть кейс в публичных выступлениях, но так как Донской был категорически против, я попросила не упоминать ни меня, ни проект. Но, несмотря на это, Аяз всё же рассказал о музее в одном из своих выступлений.

Недостаточно вникнув в детали, он ошибочно заявил, что я открыла в Лос-Анджелесе собственный музей. Не думаю, что он сделал это специально из злого умысла. Безусловно Донскому это крайне не понравилось, и он обвинил нас обоих в грязном пиаре. Конфликт мгновенно привлёк внимание СМИ.

Они оба просили меня не вмешиваться в ситуацию, обещали все урегулировать сами. В силу молодости и неопытности, не понимая как работает черный PR, я действительно боялась сделать хуже, и молчала. В результате Аяз извинился перед Александром Донским, и они помирились. При этом от меня все ждали какого-то заявления, но его не последовало: сама я ситуацию не комментировала, что и позволило анонимным хейтерам писать обо мне в невыгодном свете. Это стало уроком для меня — молчание иногда может обернуться ещё большими проблемами.

Вскоре я прекратила общение с Аязом Шабутдиновым и Александром Донским. После запуска масштабного проекта в США стало понятно, что при тех же усилиях, которые затрачиваются на школу аэрографии с доходом $5-10 тыс. в месяц, можно зарабатывать гораздо больше. Этот бизнес перестал меня мотивировать, и я его закрыла, сделав выбор в пользу американского рынка, эта негативная ситуация в дальнейшем стала толчком к моим будущим успехам.

На фоне скандала, переговоры с потенциальными бизнес-партнерами в России приостановились. Шел 2018 году, я за неделю собралась и переехала в США, где опираясь на опыт работы по запуску музея иллюзий, стала на заказ открывать «под ключ» проекты в сфере интертеймента.

Какие проекты я реализовывала в США до ковида

Вернувшись в Лос-Анджелес, я открыла компанию, нашла партнера и предложила ей совместно открывать новые выставки, арт-пространства и музеи в разных городах в США ‭«под ключ» за комиссию в 5-20% от прибыли.

Первым проектом стал диджитал арт-музей для китайского заказчика в Лос-Анджелесе. Мы полностью разработали концепцию музея и запустили его в одном из крупных торговых центров в Беверли-Хиллз.

Для китайского заказчика мы создали музей в Беверли Хиллз
Для китайского заказчика мы создали музей в Беверли Хиллз

Музей в Беверли-Хиллз

Музей в Беверли-Хиллз

Также в США популярна модель краткосрочных выставок Pop-up, которые работают несколько месяцев или даже дней, а затем закрываются. Например, бренды открывают выставки на 5-7 дней в крупных ТЦ. В назначенное время производитель открывает там выставку своей продукции, под эти дни проходит реклама. Люди знакомятся с брендом, составляют мнение о нем, а затем выставка закрывается и компания уходит в онлайн. Мы успешно работали с таким форматом и многими другими.

Краткосрочная выставка Pop-up, созданная нами для Dragon Beauty
Краткосрочная выставка Pop-up, созданная нами для Dragon Beauty

Pop-up для запуска бизнеса клиента

Pop-up для запуска бизнеса клиента
Pop-up, который мы также подготовили для клиента
Pop-up, который мы также подготовили для клиента

Pop-up, созданные для клиентов

Pop-up, созданные для клиентов

Через два года после конфликта бизнесмен Александр Донской вновь вышел на связь, предложил забыть о прежних разногласиях, у него к тому времени был неудачный опыт запуска убыточного музея в Сан-Франциско и он попросил меня помочь ему открыть еще один музей иллюзий в Майами. Я подумала, что не стоит мешать личные отношения и бизнес. Мы поехали запускать музей в Майами. Делали все по такому же принципу, что и в Лос-Анджелесе, и успешно открылись через 1,5 месяца после старта работ. На запуске музей заработал $350 тыс и приносит стабильную выручку — $300-350 тыс. в месяц.

Первый онлайн-проект: мобильное фитнес-приложение FATBUNMANIA

Пока я занималась запусками офлайн-точек, к нам стали обращаться клиенты, которых интересовал запуск онлайн-бизнеса в США. Но опыта работы с онлайн-бизнесом у меня не было, и я не хотела работать с заказчиками без понимания процессов. Поэтому в перерывах между проектами я решила разработать фитнес-приложения FATBUNMANIA, но дело даже не дошло до его продаж.

Для создания приложения я наняла российского разработчика, выходца из Like Центра. Полгода его команда делала функционал, для нашего MVP, но само приложение все время давало сбои. Мне приходилось параллельно переключать внимание на офлайн-проекты. И вдруг я узнала, что разработчик продал весь функционал с нашим тестовым дизайном, который даже не они разрабатывали, одному из блогеров, и тот уже запустил его со всеми этими сбоями. То есть, ребята продали нашу концепцию, не дождавшись официального релиза.

Я не стала подавать в суд на разработчика, потому что сделать новое приложение с нуля обошлось бы в ту же сумму, что и судебные издержки.

Я наняла другую команду, вместе мы изменили концепцию приложения, добавив возможность пользователям находить партнёров для бега, а также внедрили фитнес-игру. Благодаря соцсетям приложение набрало популярность, и проект наконец-то стал популярным. Этот этап научил меня ценить опыт как в оффлайн, так и в онлайн-проектах. Я усвоила, что каждый неудачный шаг — это лишь возможность сделать еще один важный вывод и двигаться дальше.

Но поскольку я разрывалась в тот момент между работой над приложением и офлайн-проектами, в 2019 году фитнес-приложение пришлось поставить на паузу. Возможно я к нему больше никогда не вернусь, а может однажды мне захочется преобразовать его во что-то новое. Это приложение можно скачать бесплатно в апсторе, оно доступно по сей день и я вижу что кто-то занимается по нашим программам тренировок.

На карте можно было увидеть, кто бегает рядом и присоединиться
На карте можно было увидеть, кто бегает рядом и присоединиться

Карта партнеров для бега

Карта партнеров для бега

Реалии настоящей Америки и новые проекты в России

В 2020 году началась пандемия коронавируса и все офлайн-проекты автоматически встали на паузу. Мы с партнером столкнулись с пугающей реальностью. Пришлось быстро ориентироваться в ситуации и искать новые способы запусков проектов. В Майами мы познакомились с одним предпринимателем, который в доковидные времена продавал в гипермаркеты кухонную технику: чайники, фритюрницы и т.д. Пандемия ударила и по этому типу бизнеса — сети перестали закупать подобные товары. Тогда владелец компании, опираясь на отлаженные каналы поставок из Китая, решил продавать в супермаркеты самый ходовой на тот момент товар — салфетки и санитайзеры.

Мы выяснили, есть ли у него супермаркеты, в которые он хочет реализовать свои товары, но пока не продает. Затем предложили запустить его новый продукт в тех супермаркетах, двери которых на тот момент были для него закрыты. Он отнесся к этому с недоверием, поскольку у нас тогда не было опыта работы с магазинами. В ответ мы предложили ему выгодные условия: отказаться от фиксированной оплаты и увеличить процент от прибыли до 20%, т.е., если мы сумеем продать, то 20% от прибыли идет нашей компании. Он согласился на эти условия, видимо не очень рассчитывая на большие продажи с нашей стороны.

Его отдел продаж работал по привычному неспешному методу: искал контакты компаний на сайте, отправлял предложение на почту. Если ответа не было, других попыток связаться с потенциальным клиентом никто не предпринимал.

Мы сотрудничали с ним как внешние менеджеры продаж. Сначала взяли время на то, чтобы найти способ ускорить процесс поиска и переговоров с ритейлерами. За три дня я нашла легальную базу B2B сегмента. Купили один доступ к программе за $5000. Через специальное приложение можно было скидывать ссылку из LinkedIn (американская соцсеть для поиска деловых контактов) на конкретного байера и получить его прямые контакты. Так находили нужные нам компании и напрямую договаривались о поставках.

В итоге очень успешно отправляли продукцию в популярные сети супермаркетов, отели Ralph’s, Seven Eleven, Four Seasons и многие другие. И получали комиссию в 20% с разницы. Например, прибыль с продаж в одну и сетей составила $132 000. Наша комиссия, соответственно, составила $26 000.

Наши салфетки в одном из супермаркетов
Наши салфетки в одном из супермаркетов

Салфетки на полках супермаркета

Салфетки на полках супермаркета

Огромным минусом в этом процессе стала невозможность проконтролировать качество товара. Одна поставка могла быть хорошей, а следующая партия уже приходила с каким-нибудь браком. Торговые сети иногда возвращали продукцию, и конечно же все свое недовольство качеством высказывали компании которая из вела, то есть нам. А в этом типе бизнеса прибыль имеет отложенный характер: до торговой сети товар идет 20-40 дней, потом его должны там проверить и утвердить, и уже только после этого наша компания получала комиссию. Поэтому когда сразу несколько контейнеров с браком возвращались в Китай, было особенно обидно.

К тому времени у нас появилось еще несколько клиентов, которым мы успешно выводили продукцию в супермаркеты. Но ощущение того, что я создаю истории успеха для других людей не покидало меня. Я много училась будучи в США имея доступ к тем знаниям к которым из России сложно дотянуться, училась у Джеффа Уокера напесавшего легендарную книгу «запуск» и в Кремневой Долине, со временем меня начало тянуть в диджитал историю и мне захотелось работать с технологичными компаниями и создавать свою

Я получала хороший доход от консалтинга для бизнеса, от запуска проектов в супермаркеты, но не создавала ничего значимого и полезного, и это стало меня угнетать. К тому же, во время пандемии в США было просто невыносимо. Возвращаясь в Москву, я поистине ценила адекватное отношение к происходящему. В США на фоне ковида обычная жизнь остановилась: некуда было выйти, половина заведений закрылась, а рестораны работали с ограничениями. Спустя год пандемии там стало скучно, я все чаще уезжала путешествовать в другие страны, все чаще приезжала в Россию, и поняла, что на данном этапе жизни хочу быть здесь, а не в США.

В 2021 году я вернулась в Россию. Какое-то время, я продолжала вести американские проекты, так как вся команда оставалась там, но со временем все больше фокусировалась на продукте, который начала разрабатывать сама.

Сейчас я живу в Москве и реализую сразу два проекта в сфере информационных технологий. Первый — это школа программирования YCLA Coding, в которой взрослые и дети по всему миру могут пройти программы разной сложности. В команде школы только практикующие программисты и собственные методики обучения.

Вместе с той же командой мы реализуем и второй проект — сервис по внедрению искусственного интеллекта в отделы продаж YCLA AI. Наш бот легко интегрировать в любые мессенджеры и CRM системы. Он может самостоятельно общаться с клиентами 24/7, генерировать ответы и, таким образом, стать помощником в продажах.

Я вижу в этих направлениях огромные перспективы. Рынок искусственного интеллекта растет, более 40% крупнейших российских компаний уже внедряют ИИ в свои бизнес-модели.

Реализация этих масштабных проектов стала для меня настоящей целью и источником вдохновения. Я с удовольствием применяю весь свой накопленный опыт в предпринимательстве. Я вложила в оба проекта порядка 50 млн, потому что искренне верю в их успех и в возможности, которые они открывают.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Азгануш Мисакян
Азгануш Мисакян

Есть ли у вас опыт запуска проектов «под ключ» за рубежом? Поделитесь вашими историями в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации