Заполним декларацию автоматическиПодайте годовую декларацию в несколько кликовБесплатная онлайн-бухгалтерия от Т-БизнесаПодключите бесплатную онлайн-бухгалтерию от Т-БизнесаПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Логистика присутствует практически во всех сферах нашей жизни. Человек пользуется общественным транспортом, чтобы добраться на работу — это логистика. Перевозит из магазина домой мебель — это тоже логистика. У бизнеса логистические процессы более сложные, сбои в них чреваты финансовыми и репутационными потерями.

Пожалуй, самый первый вопрос, который возникает при упоминании логистики для бизнеса — а когда вообще компании пора задумываться о том, что ей нужна логистика? На начальном этапе или уже после того, как она достигнет определенных высот? Ответ очень простой — если компания стремится к развитию, то чем раньше она настроит логистические процессы, тем лучше.

А вот делать выбор между отделом логистики внутри предприятия и логистической компанией может и должен только руководитель бизнеса. Ведь если человек сам создал свою компанию, то у него, вероятно, есть четкое представление о том, как и в каком направлении она будет развиваться дальше. И уже исходя из потребностей и возможных перспектив бизнеса, он будет принимать решение: организовать внутренний отдел логистики или обратиться в профессиональную логистическую компанию.

Отдел логистики

Мне кажется, что собственный отдел логистики в компании — это отголоски хорошо забытого старого. Читатели старшего поколения, скорее всего, помнят, что раньше при всех предприятиях, особенно при крупных заводах были свои транспортные отделы, которые полностью обслуживали производство. В эпоху перестройки они, к сожалению, исчезли вместе с предприятиями. Но сейчас, когда экономика России начала развиваться достаточно быстрыми темпами, многие крупные компании снова начали формировать собственные логистические отделы, чтобы взять большинство транспортных процессов под свой контроль.

Это, с одной стороны, неплохо. Но с другой стороны, проблема в том, что в компаниях практически нет специалистов, которые знают, как грамотно организовать логистические цепочки. Попытки возложить обязанности логистов на специалистов из смежных отделов, например, снабженцев или менеджеров по продажам обычно ничем хорошим не заканчиваются.

Как работают такие логистические отделы? В большинстве случаев просто приходят к своему руководству и отчитываются перед ним, какие на сегодняшний день имеются проблемы с перевозчиком, с транспортом, со складами и так далее. Почему так происходит? Во многом потому что у большинства предприятий нет своего транспорта, они используют наемный. В лучшем случае, компании самостоятельно могут наладить только автоперевозки, а железнодорожный или морской транспорт для них недоступен.

В итоге получается, что логистический отдел при возникновении первой же проблемы может ее только фиксировать, а решения предоставить не может. Ведь он не отвечает ни за задержки на железной дороге, ни за прочие сложности, которые могут появиться при транспортировке груза. Возникает вопрос: а нужен ли предприятию такой транспортный отдел? Наверное, нет, потому что фактически в компании имеется подразделение, которое получает зарплату, но не приносит пользу. Руководитель бизнеса несет колоссальные затраты, и в то же время, не получает ничего, кроме головной боли, а иногда и убытков и-за нерабочей системы грузоперевозок.

Даже попытки подключить для решения возникших проблем юридический отдел не всегда приводят к разрешению конфликтов. Юристы предприятия, как правило, специализируются на корпоративном или договорном праве, только единицы из них знают, как работать с грузоперевозчиками и как защитить свою компанию от штрафных санкций в спорных ситуациях. К сожалению, часто бывает так, что вины грузовладельца в нарушениях нет вообще, но транспортный и юридический отделы, не имея базы знаний и нужного опыта, никак не могут повлиять на решение проблемы в его пользу.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Аватар дайджеста

… или логистическая компания

В крупной или быстро растущей компании с большим количеством поставщиков или клиентов и сложными процессами перемещения товаров очень сложно следить за всей логистической цепочкой. Чтобы не потеряться в хитросплетениях, можно обратиться к профессионалам.

Фактически логистическая компания — это группа людей, каждый из которых имеет профильную базу знаний и специализацию. Это не просто сотрудники, которые прочитали в интернете, что логистика — это доставка из пункта А в пункт Б. Это эксперты, которые к тому же еще и постоянно совершенствуются, проходят курсы и профильное обучение. Если вводятся какие-то новые положения или законы — сотрудники логистических компаний узнают о них одними из первых, и берут их себе на вооружение, чтобы улучшить клиентский сервис.

Логистическая компания должна знать все, независимо от того, каким способом заказчику захочется отправить груз: автомобильным транспортом, железной дорогой или самолетом. Для каждого отдельного случая компания разрабатывает оптимальную схему перевозки и предоставляет заказчику информацию о нескольких путях решения его вопроса. Если клиенту не нужна лишняя информация и он просто хочет, чтобы его груз доставили на место вовремя и в полной сохранности, он может даже не вникать в эти подробности. Хорошая логистическая компания не должна и не будет погружать заказчика в проблемы, которые могут возникнуть во время перевозки. Она будет их решать так, чтобы сберечь время и деньги клиента, чтобы заказчик занимался своими задачами и не думал о том, когда, как и каким способом произойдет доставка. Если предприятие обратилось к логистической компании, она принимает на себя полную ответственность за перевозимый груз и отвечает за его сохранность.

Наш опыт

Логистика — заимствованное слово, и каждый употребляет так как он считает нужным. Кто-то считает, что логистика — это всего лишь доставка. Кто-то уверен, что логистический аутсорсинг — это складская логистика. Некоторые наши коллеги действительно предоставляют, в основном, услуги складской логистики и иногда таможенные. Но, по моему убеждению, логистика это что-то более масштабное, и в нашей компании к ней свой подход.

Мы занимаемся перевозками самых разных грузов в любом подвижном составе и подразумеваем под логистикой весь спектр услуг: заберем груз, найдем транспорт и доставим его до определенного места, а при необходимости организуем промежуточное хранение на складе. Если клиенту не нужна вся цепочка или у него есть особые пожелания к доставке — мы тоже готовы под них подстроиться. Как правило, заказчик лучше знает специфику своего груза, и мы готовы выполнить его пожелания к виду транспорта, неважно, будет ли это стоить дороже или дешевле. Например, если клиент хочет отправить груз по железной дороге, мы предоставим ему как минимум два варианта: в контейнере или в вагоне.

Что касается сроков, то мы всегда работаем на опережение, то есть заказываем транспорт заранее, готовимся к перевозке и тщательно прорабатываем каждый участок движения. Если коротко: груз еще находится на одном этапе, а мы уже готовим другой. Например, товар еще не сошел с конвейера, а у нас уже готова машина или склад с местом для временного размещения. Конечно, могут быть и сбои, но у нас всегда есть в запасе несколько вариантов для подстраховки: автомобили, самолеты и так далее.

Итоги

И отдел логистики, и логистическая компания на аутсорсе имеют свои плюсы и минусы.

Логистический отдел:

Плюсы: сотрудники отдела знают ситуацию изнутри, а у компании есть возможность сэкономить на заказе сторонних услуг.

Минусы: логистикой иногда занимаются непрофильные специалисты — менеджеры по снабжению или по продажам. У отдела нет возможности контролировать процесс перевозок, особенно если транспорт наемный.

Логистическая компания:

Плюсы: все сотрудники имеют профильные знания и постоянно их совершенствуют. Компания принимает на себя полную ответственность за перевозку от первой до последней мили. Процесс доставки разрабатывается отдельно для каждого клиента с учетом особенностей и пожеланий.

Минусы: более высокая стоимость перевозки и зависимость от качества услуг сторонней компании. Если исполнитель недобросовестный, заказчик может понести существенный ущерб.

Как я уже сказала, решение об организации процесса логистики руководитель компании принимает самостоятельно. Но еще до его принятия стоит проанализировать все плюсы и минусы каждого варианта, чтобы потом не пришлось сталкиваться с проблемами в перевозках и «переобуваться» на ходу. Неправильные решения обычно стоят времени и денег.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных