Рынок электронной коммерции в России продолжает демонстрировать стремительный рост: в 2023 году объем онлайн-заказов вырос на 80%, а доля маркетплейсов увеличилась на 103%. Особенно выделяется сегмент fashion, где количество покупателей за последние пять лет выросло в пять раз. Однако такой рост ставит перед бизнесом новые вызовы: дефицит курьеров, повышение стоимости доставки и растущие требования клиентов к качеству сервиса. Как компании адаптируются к этим изменениям и что ждет рынок курьерской доставки в ближайшие годы?
Бурный рост электронной торговли: причины и прогнозы
Наиболее актуальная тема сегодня — это рост рынка электронной коммерции. По данным Data Insight, интернет-торговля (B2C сегмент) в 2023 году выросла на 80%. Это покупки через непосредственно интернет-магазины брендов, а вот доля заказов через крупнейшие маркетплейсы (Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет и Мегамаркет) выросла на 103%.
Всего в 2023 году было доставлено более 4640 млн отправлений, рост относительно 2022 года составил более 82%. В 2024 году эта цифра лишь росла. Особенно стремительно развивается категория fashion. Согласно информации Ozon, количество клиентов в этом сегменте выросло в пять раз за последние пять лет, до 32,7 млн человек. Среди них все больше состоятельных покупателей одежды и обуви. Так, по данным маркетплейса, 9 млн клиентов заказывают их минимум 1 раз в неделю и тратят в этой категории около 200 тыс. рублей в год. В компании также отмечают запрос покупателей на российские бренды в среднем и высоком ценовом сегменте.
Также примечательным фактом является то, что доля онлайн-заказов стремительно растет в регионах. Если еще несколько лет около 60-70% всех покупок через интернет приходилось на Москву и Московскую область, то сегодня, согласно Data Insight, столичный регион занимает менее 30% от общей доли заказов. Более того, ожидается, что в 2026 году онлайн-рынок fashion вырастет до 3,6 трлн рублей. Такая тенденция, в свою очередь, стимулирует развитие сопутствующих бизнесов, а именно сервисов доставки.
Причин у такого бурного роста множество. Изначально стремительный рост доставок начался в период карантина 2020 года. Тогда наиболее возрос сегмент food и eGrocery. Так, по данным BusinesStat, в 2020 году количество курьерских доставок выросло до 235,5 по сравнению с 177,2 с 2019 году. Стоит также отметить уход зарубежных брендов — в 2022 году более 80 международных fashion-ритейлеров покинули рынок на разных условиях: кто-то ушел совсем, кто-то продал бизнес-партнерам на условиях ребрендинга.
Это стало серьезным стимулом для отечественных игроков развивать существующий бизнес или начинать его с нуля. Так, Melon Fashion Group еще в 2022 году заявила о планах по запуску 500 магазинов в течение ближайших пяти лет. В результате изменений рынка, трансформировались и потребительские привычки. Национальный рекламный альянс сообщает, что на данный момент 73% потребителей имеют любимый отечественный бренд одежды. Более того, 43% покупателей регулярно отдают предпочтение одежде и обуви, произведенной в России. Рынок в целом демонстрирует уверенный рост: анализ данных сервиса «Контур.Фокус» показывает увеличение отечественной индустрии одежды на 7,6% в период с 2021 по 2023 год. При этом количество зарегистрированных локальных марок превышает число закрытых на значительные 39%.
Также отмечается рост доли отечественных брендов на маркетплейсах. По данным «Ведомостей», продажи российской одежды, обуви и аксессуаров росли в 2024 году быстрее зарубежной, заняв до 70% категорий Fashion на маркетплейсах.
Как компании адаптируются к быстро изменяющимся условиям условиям
Описанная тенденция подталкивает компании как к развитию собственной доставки, так и к поиску партнеров. Например, мы в службе курьерской доставки Dalli постоянно развиваемся и расширяем свою географию, пополняя штат курьеров, чтобы закрывать потребности бизнеса в качественной и своевременной доставке. Как уже было сказано ранее, сегмент fashion стремительно растет, и сегодня курьеры требуются не только маркетплейсам, но и множеству монобрендовых магазинов.
На сегодняшний день рынок курьерской доставки действительно огромен. По данным Росстата, рост рынка в 2023 году составил 76,75%, в 2024 году в июле к июлю 2023 года — 36,8%. Как и во многих сферах, на этом рынке существует так называемый высокий сезон. Активность на рынке увеличивается во второй половине года и достигает пика в ноябре-декабре. Загруженный период длится примерно до середины марта, а затем идет на спад.
Кстати говоря, на доставку из интернет-магазинов и маркетплейсов приходится порядка 50% всех онлайн-заказов, поэтому этому сегменту следует уделить особое внимание. В этот период растет риск задержек и переносов заказов, поэтому интернет-магазины стремятся диверсифицировать доставку между несколькими логистическими партнерами. Это особенно актуально сегодня, когда сезонная нагрузка усугубляется не только ростом онлайн-покупок, но и нехваткой курьеров.
Стремительный рост онлайн-торговли привел к сильной нехватке кадров
Из-за повышенного спроса сегодня существует острый дефицит кадров. По данным Минпромторга на 2024 год, в России работает свыше полутора миллиона курьеров. Среди них как доставщики еды, так и non-food категории. Отчасти это обусловлено высокими темпами развития fashion-сегмент как на маркетплейсах, так и доставка отдельных магазинов одежды. В связи с этим сложилась острая нехватка курьеров — по данным издания Sostav, дефицит составляет порядка 200 тысяч человек. Например, в службе доставки Dalli данная вакансия не закрывается никогда.
При этом стоимость найма и адаптации новых сотрудников постоянно растет. В среднем косты выросли на 25-27% по сравнению с аналогичным период прошлого года. Поэтому компании фокусируются не только на привлечении, но и на удержании кадров, внедряя нематериальную мотивацию для сотрудников. Так, в Dalli существует обучающий центр для курьеров и наставничество на тестовый период. Для удобства и привлечения новых работников компания предлагает вариативность рабочего графика, а также удобные маршруты курьеров с географической привязкой к месту жительства. Кадровый голод обуславливает напряженную конкуренцию между компаниями. Сегодня сервисы курьерской доставки, будто на аукционе, готовы все время повышать ставку, предлагать все лучшие условия, более частые выплаты и так далее.
Помимо удорожания привлечения линейного персонала одной из основных проблем является нежелание людей занимать позицию водителя-курьера. Это происходит из-за того, что топливо, запчасти и обслуживание автомобиля в целом очень подорожали. Даже несмотря на денежную компенсацию со стороны компаний, многие соискатели считают подобное предложение невыгодным.
Как изменились запросы клиентов к доставке
Из-за изобилия различных опций курьерской доставки, требования покупателей сильно выросли. Сегодня клиенту крайне важно иметь возможность выбора: забрать из ПВЗ или получить при помощи курьера, заказать доставку в течение часа или в определенный день.
Также, согласно исследованию Data Insight, потребителям важно знать о статусе доставки в режиме онлайн (78,8%) и иметь возможность примерки перед покупкой (28,3%). Высокая цена за доставку часто становится причиной отказа от покупок у значительной части (57,3%) потребителей. Однако стоит отметить, что 86% покупателей получили бесплатную доставку при последнем заказе, что подчеркивает её важность для привлечения и сохранения клиентов. Тем не менее, многие покупатели готовы рассмотреть варианты платной доставки, особенно когда речь идет о курьерской доставке.
Новые требования компаний к работе курьеров
Меняются требования не только со стороны непосредственно получателей, но и со стороны интернет-магазинов. В первую очередь это связано с ростом онлайн-заказов в регионах. Компании сегодня хотят, чтобы их служба доставки могла привезти заказ в любую точку России и как можно скорее.
Также ритейлеры крайне внимательно относятся к правильности маркировки товаров, в особенности, если это товар с маркировкой «Честный знак». Продавцам важно, чтобы курьер пробил верную вещь, размер, иначе возникают проблемы и селлеры вынуждены в ручном режиме корректировать чек. Здесь важна и внимательность со стороны сборщиков и складских рабочих в целом, чтобы не допустить ошибки при маркировке. Далее ситуация лишь станет более повсеместной, поскольку в связи с последней законодательной инициативой появились новые товарные группы, подлежащие обязательной маркировке. Согласно постановлению Правительства РФ № 883 от 29.06.2024 года, с 1 марта 2025 года необходимо будет маркировать 12 новых групп товаров легкой промышленности.
Как курьер влияет на восприятие бренда клиентом
Доставка «последней мили» крайне важна для восприятия клиентом бренда. Именно от курьера зависит первое впечатление получателя от покупки. Первостепенное значение имеет то, как оперативно и своевременно будет доставлен заказ, насколько курьер будет приветлив и вежлив и даже его внешний вид. По этой причине курьерская доставка является ключевым аспектом построения бренда любого магазина, поэтому нужно особенно аккуратно отнестись к выбору курьерской службы доставки.
Резюме
Рынок курьерской доставки переживает период бурного роста, но сталкивается с серьезными вызовами, такими как дефицит кадров и повышение стоимости привлечения персонала. В условиях жесткой конкуренции компании вынуждены искать баланс между предоставлением выгодных условий для сотрудников и удовлетворением растущих запросов потребителей.
Ключевым фактором успеха становится клиентоориентированность, выражающаяся в предоставлении широкого выбора опций доставки, возможности отслеживания заказа в режиме реального времени и примерки перед покупкой. Несмотря на чувствительность к цене, потребители готовы рассматривать платные варианты доставки, особенно курьерской. В конечном итоге, именно качественная доставка «последней мили» оказывает решающее влияние на восприятие бренда и лояльность клиентов, что делает выбор надежной и клиентоориентированной курьерской службы стратегически важным решением для любого бизнеса.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.