Запуск клининговой компании не требует больших вложений, однако в этом бизнесе есть сезонность и другие нюансы, о которых новичок может не знать. Делюсь опытом New Cleaning и рассказываю, как зарабатывать на уборке.
На чем зарабатывает клининг
За последние шесть лет объем индустрии клининга увеличился почти на 200%, но спрос еще не закрыт. Клининг включает не только уборку домов и квартир. Часто клининговые компании работают в нескольких направлениях и обслуживают коммерческих заказчиков. Например, предприятия или государственные учреждения. Чем больше услуг оказывает клининг, тем выше выручка, но для каждого формата нужны разные специалисты и техника. Еще они могут различаться доходностью, сезонностью и каналами продвижения.

В среднем клининговый сервис приносит около 300 тыс. рублей в месяц. Ниже перечислим, на чем он может зарабатывать.
Мойка фасадов и окон. Здесь потребуется специальное оборудование — телескопические штанги, аппараты высокого давления, портативные системы для очистки воды. Для работ на высотных объектах придется нанимать промышленных альпинистов, у которых есть специальная лицензия. Мойка фасадов и окон — сезонная услуга, и пиковый спрос на нее обычно приходится на весну и осень. При этом рентабельность составляет около 70%.
Дезинфекция помещений и химчистка. Для оказания этих услуг понадобится озонатор воздуха, моющий пылесос, машинка для чистки ковров и профессиональная химия. Работы по дезинфекции пользуются стабильным спросом в торгово-развлекательных центрах, а химчистку в основном заказывают частные клиенты. Рентабельность составляет 50%.
Клининг жилых помещений. Это может быть ежедневная, генеральная или послестроительная уборка. Для проведения таких работ не потребуется сложное и дорогостоящее оборудование, но нужна качественная химия. Рентабельность здесь составляет 25–30%.
Послестроительная уборка. Застройщики в 90% случаев привлекают клининговые компании для проведения уборки перед вводом помещений в эксплуатацию, поэтому услуга прибыльна. Тут есть нюанс: строительные организации часто требуют отсрочку платежа, поэтому бывают случаи нарушения сроков оплаты. Как правило, послестроительная уборка состоит из сбора и вывоза крупного мусора, обеспыливания, влажной уборки, удаления загрязнений. Рентабельность услуги находится на уровне 25%.
Ежедневная комплексная уборка. Подразумевает заключение контрактов на ежедневный клининг в бизнес-центрах, ТЦ, школах, детских садах, медучреждениях, отелях, ресторанах, кафе. Как правило, договоры заключаются на срок от трех месяцев до трех лет, иначе невыгодно. Также понадобится специальное оборудование, например поломоечные машины. Рентабельность при этом — 5–25%.
На опыте мы убедились, что самый низкомаржинальный сегмент клининга — сотрудничество с государственными и муниципальными учреждениями. Здесь нужно участвовать в тендерах, и обычно организации выбирают подрядчиков, которые предлагают самую низкую цену.
На начальном этапе работы клинингового сервиса необязательно покупать дорогостоящее оборудование — его можно брать в аренду. Нужно также учитывать, что маржинальность клининга в квартирах выше, чем на крупных объектах, поэтому лучше начинать с уборки жилых помещений. Как минимум, чтобы набраться опыта.

Рассылка: как открыть бизнес с нуля
Узнайте, где взять идею для бизнеса, как найти деньги, привлечь первых покупателей и выйти на прибыль. Десять коротких писем, которые помогут предпринимателю успешно стартовать

Как найти клиентов для уборки
Наиболее эффективная форма поиска клиентов — активные продажи, которые недооценивают многие новички. Когда выходишь на рынок, клиентскую базу приходится нарабатывать с нуля, поэтому сначала нужно презентовать потенциальным клиентам свои услуги. Активные продажи предполагают, что потребитель до знакомства с продавцом мог не интересоваться услугой или продуктом. Однако во время общения с компанией у него может возникнуть такая потребность.
Продвигать свои услуги можно через прозвоны или выезды на объекты с коммерческим предложением. В B2B-сегменте эти методы имеют наибольшую эффективность, поскольку владельцы компаний заинтересованы в выгодных предложениях. Уже на объекте можно провести замеры, рассчитать стоимость и договориться об условиях. Либо внести клиента в базу и периодически звонить с предложением. Этим должен заниматься менеджер по продажам, который начинает искать клиентов с самого запуска клинингового сервиса. Всегда нужно помнить, что на рынке есть конкуренты с уже наработанной базой заказчиков, которые не хотят делиться прибылью.
План действий:
- Составить список услуг.
- Составить список потенциальных клиентов.
- Провести анализ конкурентов — какие услуги оказывают, сколько они стоят, какие есть преимущества и недостатки.
- Обзвонить потенциальных клиентов.
- Подготовиться и провести встречи.
Еще один эффективный канал продвижения — геосервисы, например 2ГИС или «Яндекс Карты». Они помогают клиенту найти нужные предложения рядом с домом, сравнить их по оценкам и отзывам пользователей, выбрать лучшее. Также через геосервисы можно взаимодействовать с потребителем во время планирования маршрута и перемещения по городу. Еще хорошо себя показывает кросс-маркетинг, когда две компании объединяются, чтобы вместе провести рекламную компанию. Он позволяет расширить клиентскую базу без особых вложений и повысить узнаваемость бренда.

С какими компаниями и специалистами можно сотрудничать:
- застройщики, агентства недвижимости;
- салоны красоты, СПА, спортзалы;
- строительные магазины;
- риелторы, строители, дизайнеры.
Для поиска заказчиков хорошо работает и сарафанное радио, через которое можно привлечь большое количество клиентов-физлиц. К каждому новому покупателю нужно относиться добросовестно, чтобы ему захотелось порекомендовать ваш сервис. Для этого можно разрабатывать персональные предложения, скидки и бонусы. Не стесняйтесь просить клиентов оставлять отзывы — реальная обратная связь может быть эффективнее другой рекламы.
Зачем нужна франшиза клининга
В России спрос на клининг растет каждый год, а среди клининговых сервисов усиливается конкуренция. К тому же, на рынке уже есть крупные федеральные игроки и франшизы. В таких условиях новичкам особенно сложно занять свое место и наработать клиентскую базу. Запуск по франшизе узнаваемого бренда, конечно, помогает.
У New Cleaning есть франшиза — мы запустили ее четыре года назад и за это время открыли уже более 20 филиалов в разных городах России. Благодаря франшизе наши партнёры существенно минимизируют риски при запуске бизнеса за счет поддержки франчайзера. В нее входит разработка финансовой модели, юридическое консультирование, обучение, создание и продвижение сайта компании, внедрение CRM-системы, доступ к круглосуточной техподдержке и помощь персонального менеджера сопровождения.

Нередко клининги фокусируют на одной определенной услуги, но мы решили развивать универсальный подход, поэтому работаем в разных направлениях и следим за качеством каждой услуги. При этом франчайзи может сам выбирать приоритетные для себя виды клининга в зависимости от уровня инвестиций или потребностей конкретного города. Это помогает сохранять индивидуальный подход в каждому партнеру и эффективно выстаивать бизнес на новых локациях.
По опыту партнеров могу сказать, что с франшизой и поддержкой франчайзера проще не только запустить бизнес, но и дальше масштабировать его. Например, расти в смежных направлениях клининга. Это можно делать через расширение сфер деятельности за счет оказания дополнительных услуг. Например, если компания закупила дорогостоящую технику, она может сдавать ее в аренду.
Кроме того, у нас налажен контакт с поставщиками, и партнеры покупают химию и инвентарь по выгодным ценам, поэтому другой вариант масштабирования — открыть специализированный магазин. Можно запустить цех по химчистке одежды и мебели. Еще одна опция — добавить к списку услуг благоустройство территорий — ландшафтные работы, уборку снега, вывоз мусора и установку мусорных контейнеров.
Сейчас рынок активно растет и развивается не только в России, но и в мире в целом. Например, в США франшизы клининга ежегодно входят в рейтинги журнала Entrepreneur, как одни из самых выгодных и прибыльных видов бизнеса. Этот тренд продолжит усиливаться, и на рынок будут выходить как самозанятые, так и новые клининговые компании. Поэтому считаю важным правильно выстраивать работу: определиться с пакетом услуг, найти добросовестных сотрудников, наладить поиск заказчиков и разработать грамотную стратегию продвижения. Это можно сделать с помощью знаний франчайзера или, к примеру, обучения в школе клининга New Cleaning School. Зная нюансы клининга, можно без труда избежать наиболее распространенных ошибок.