Карта для всех дел от Т-БанкаКарта для всех дел от Т-БанкаОплачивайте личные и рабочие покупки напрямую с расчетного счета ИПОплачивайте любые личные и рабочие покупки с расчетного счета ИП без лишней отчетностиПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Я долго искала себя между наймом и бизнесом. Работала в сфере коммуникаций, в центре международных и европейских исследований, разрабатывала образовательные курсы в Высшей Школе Экономики для Coursera. Затем перешла в «Ростелеком», где за два года работы продвинулась с позиции продюсера до тимлида в отделе онлайн-обучения.

Параллельно я пробовала создавать свои проекты. Я организовывала крупные бизнес-мероприятия, затем запустила онлайн-школу французского языка, через которую прошли 5000 учеников. Предпринимательство вызывало страхи и сомнения, но одновременно захватывало.

Три года назад вместе с партнером я основала «Призму» и окончательно ушла из найма, став предпринимателем. Сейчас я развиваю свое образовательное агентство и помогаю другим как коуч. Я по своему опыту знаю, как страхи и ошибки могут сковывать, мешать принимать решения, а иногда даже заставлять сомневаться в себе.

Я не справлюсь, боюсь ошибиться и хочу быть идеальным

Часть людей неосознанно избегают управленческого опыта из-за неуверенности в своих силах. За этим может скрываться страх ошибок, осуждения, желание быть идеальным. Первое время на руководящей позиции могут преследовать мысли, заслуженно ли это, на своем ли я месте.

«Нужно все делать идеально», «Я недостаточно хорош/-а». Я перфекционист. Это мешало мне и когда я стала руководителем в корпорации, и позже, когда начала строить свой бизнес как предприниматель. Самый главный совет, который помог мне, — это попытаться найти для себя приемлемый уровень качества. Приемлемый для того, чтобы считать себя достаточно хорошим руководителем, достаточно хорошим предпринимателем. У всех он будет разный, нужно найти свой. Это очень сложно, так как первое время будет постоянно казаться, что все плохо и ты недостаточно хорош.

Что может помочь? Как ни банально, обратная связь. Любому руководителю важно все время быть в контакте со своими коллегами, клиентами, со своей аудиторией независимо от типа бизнеса или места работы. Во многих корпорациях есть установленные процедуры сбора обратной связи, например, оценка 360, но даже если нет, вы можете запросить ее самостоятельно от подчиненных и вышестоящего руководства. Главное — уметь ее анализировать и извлекать пользу:

  1. Записывайте все, что вам говорят. Неважно, куда — в блокнот, документ или таблицу. Главное, чтобы вся информация собиралась в одном месте. Например, я фиксирую обратную связь в Miro.
  2. Разделите комментарии на основные темы, например: сроки, качество, коммуникация.
  3. Отследите, какие развивающие комментарии повторяются чаще всего, за что вас хвалят.
  4. Подумайте, какие выявленные проблемы влияют на работу сильнее других.
  5. Напишите их первопричину и порассуждайте, как можно улучшить рабочие процессы.

Этот несложный алгоритм поможет выявить проблемные зоны, системно улучшить работу за счет взгляда на вас со стороны, а также избавиться от чувства собственной неидеальности.

«Боюсь обидеть других». Боязнь быть неудобным, кого-то обидеть или уволить свойственны многим предпринимателям. Это особенно дорого обходится при найме и формировании команды. Когда я делала первые шаги в бизнесе, я жалела людей и соглашалась на компромиссы, например, брала сотрудников, которые не проходят value check.

Быть удобным и хорошим для всех не получится, так как мы все разные. Гораздо важнее быть понятным. Для этого нужно, в первую очередь, хорошо изучить самого себя. В этом помогают ответы на следующие вопросы:

  • Какие мои ведущие качества?
  • Как я реагирую на стресс и выражаю эмоции?
  • Что я ценю и чего избегаю в общении?
  • Какие принципы взаимодействия для меня важны?

Старайтесь стать таким руководителем, к которому не нужно искать подход и угадывать, что ему надо и в каком он сейчас настроении. Выстраивайте прозрачную коммуникацию с людьми (сотрудниками, партнерами) без двойных посланий, учитесь выражать эмоции экологично, будьте готовы говорить о сложном открыто.

От найма в предпринимательстве также зависит очень многое. Чтобы снизить эти риски, лучше доверить первичный отбор кандидатов профессиональному рекрутеру и подключиться на финальных этапах собеседований. Опытные специалисты по найму умеют быстро анализировать профили соискателей и эффективно отсеивать неподходящих, экономя ваше время и усилия.

Вот мои любимые вопросы на собеседовании, которые помогают проверить совпадение по ценностям:

  1. Задай мне неудобный вопрос про бизнес/команду. То, что обычно не спрашивают, потому что неловко.
  2. Представь, что тебе предстоит вести два абсолютно противоположных проекта: один — жестко структурированный, другой — полная импровизация. В какой из них ты включишься с большим энтузиазмом, а в каком «выгорание» придет быстрее? И почему?
  3. Представь, что мы решили каждую неделю устраивать челленджи в команде. Какой ты предложишь?
  4. Допустим, ты пишешь инструкцию к себе. Какое главное правило общения с тобой?

Люди с похожими ценностями в команде лучше взаимодействуют друг с другом и двигаются в одном направлении без постоянных конфликтов и недопонимания.

Другие не справятся. Боюсь делегировать

Когда впервые становишься руководителем, первое время бывает непонятно, как ставить задачи и кто их будет проверять. Многие по инерции начинают все делать сами, так как руководствуются мыслью «Проще сделать самому, чем потом все переделывать». Я не стала исключением.

Когда я запускала свою онлайн-школу французского, моей ключевой проблемой стал страх делегирования. Я боялась что-то доверять другим, и все делала сама: искала преподавателей, продюсировала их уроки, придумывала методику и прописывала весь контент-план для школы. Когда ты все делаешь без большого капитала на старте, каждая копейка на счету, поэтому есть ощущение, что если будешь еще и платить кому-то, вообще ничего не заработаешь. На самом деле это заблуждение, потому что пытаясь делать все самостоятельно, ты упираешься в свой ресурс — время, энергию и ограниченный опыт. Это сильно тормозит рост и развитие проекта.

В том проекте я так и не осознала эту ошибку и снова столкнулась с проблемой делегирования уже в работе в корпорации в качестве руководителя. В тот момент мне помог продвинуться в решении этого вопроса коуч. За шесть сессий мы выявили причину страха делегирования и наметили конкретный план, как мне начать постепенно внедрять делегирование и сбор обратной связи в команде. Поэтому сейчас, когда ко мне приходят с запросом «Я хочу научиться делегировать», мы начинаем сначала искать причины, почему это не получается, а потом работать с ними. Они могут быть разными. Например, убеждение, что другие люди не справятся, из-за этого все развалится и нельзя будет «отмотать» назад. Или это может быть боязнь потерять свое признание и ценность как работника. Также молодые руководители часто не хотят нагружать других людей, быть неудобными. Все эти проблемы можно проработать в коучинге.

Страх потери своей ценности и признания

Кризис профессиональной самоидентификации знаком всем, кто недавно стал руководителем. В голове начинают крутиться следующие вопросы: «За что я теперь отвечаю? В чем моя ценность? А что если все поймут, что все работает и без меня?»

Дело в том, что между работой специалиста и управленца есть принципиальная разница. Как специалист, ты отвечаешь только за себя и свои результаты, а как руководитель — за результаты работы других людей. Сомневаться в своих предпринимательских и управленческих скиллах на первых этапах — естественно. Пройти этот период поможет честный ответ на вопрос, нравится ли вам строить команды, подбирать людей как элементы пазла, развивать их, чтобы команда добивалась результата. В конечном итоге, именно это и требуется от руководителя, независимо от сферы и места работы.

В крупных компаниях есть программы обучения молодых руководителей. Но, к сожалению, в малом и среднем бизнесе не всегда есть четко выстроенная процедура онбординга для руководителей, поэтому обратиться за помощью бывает не к кому. В этом случае на помощь может прийти профессиональное сообщество: различные клубы и комьюнити, где предприниматели обсуждают управленческие вопросы и делятся опытом. Предприниматели во многом успешны благодаря своему окружению. Они выстраивают сильные профессиональные связи, что дает им доступ к возможностям, инсайтам и даже реальным бизнес-бенефитам.

Еще один ресурс — коучинг и терапия. Терапия помогает предпринимателю разобраться в собственных паттернах поведения, осознать глубинные убеждения и эмоциональные реакции. Это снижает стресс и укрепляет личную зрелость. Чем лучше вы понимаете свои внутренние процессы, тем проще принимать взвешенные решения.

Коучинг дает конкретные инструменты для развития управленческих навыков, постановки целей и эффективного планирования. Вы вместе с коучем определяете, что именно развивать (лидерство, коммуникации, тайм-менеджмент и т.д.) и как.

Заключение

Я убеждена, что любой руководитель и предприниматель — это то, во что он верит. Его решения, реакции на ошибки, отношение к людям строятся на внутренних убеждениях, а потому важно с ними работать в первую очередь.

Хочешь понять, во что ты веришь? Проанализируй свои решения за последнюю неделю. Какие принципы в них повторяются? Что для тебя важнее — скорость или качество, контроль или доверие, риск или стабильность? Твои действия лучше всего покажут, какие убеждения тобой движут.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юлия Парк
Юлия Парк

О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных