Превратить увлечение в полноценный бизнес — мечта многих. Хобби может стать отправной точкой для большого проекта, но путь к его реализации редко бывает простым и прямолинейным.
В этой статье я расскажу, как наша с братом любовь к чтению привела к созданию онлайн-библиотеки современной прозы «Прочитано» — которая сегодня стала не просто любимым проектом, но и полноценным бизнесом.
Как всё началось
«Прочитано» появилось в 2022 году, но идея зародилась задолго до этого. Мы с братом, Александром Ивановым, выросли в семье потомственных писателей, и книги всегда были большой частью нашей жизни: я обожала читать, Саша писал короткие рассказы.
Но со временем мы заметили, что чтение в нашей жизни и жизни друзей стало появляться всё реже: работа, быт, дети, а в минуты отдыха — соцсети, короткие видео и прочие быстрые форматы развлечений.
Кроме того, мы увидели, что молодым авторам непросто найти свою аудиторию. В крупные издательства не пробиться, журналы закрываются, на онлайн-площадках не гарантировано качество, а соцсети не всегда подходят для публикации художественных текстов.
Чем больше мы думали об этом, тем яснее понимали: короткая проза идеально подходит для современного ритма жизни, но авторам негде публиковаться, а читателям — негде искать такие истории. По сути, эта ниша была не занята, и мы решили её заполнить.
Так появилась идея создать место, где живут короткие рассказы.
Как мы запускали «Прочитано»
Процесс создания «Прочитано» оказался увлекательным и полным вызовов. Мы начали с анализа рынка, изучили существующие ресурсы и их предложения. Выяснили, что в основном рынок литературы сосредоточен на крупной форме, а не на малой прозе. Короткие рассказы встречались нам на платформах самиздата, но те были часто перегружены информацией и не очень удобны в использовании: как для читателей, так и для самих авторов.
Мы решили, что наша библиотека должна быть красивой, удобной и интуитивно понятной, чтобы пользователи могли легко находить рассказы на свой вкус. Но самое главное, она должна быть бесплатной и наполненной качественными рассказами — что, во многом, и определило дальнейшую траекторию.
Следующий шаг — команда. Мы нашли людей, которые так же, как и мы, верили в силу короткой прозы, любили качественную литературу и ценили всё богатство русского языка.
На каждом этапе мы сталкивались со сложными вопросами: да, по сути, все вопросы были сложными, так как мы с нуля создавали совершенно новый принцип отбора и презентации литературных произведений. Не было инструкции-методички, каждый шаг — интуиция, пробы и ошибки. Например, два основных вопроса:
- Где искать авторов? Мы сделали одностраничный лендинг с презентацией нашей идеи и обратились к телеграм-каналам и писательским сообществам. Они рассказали о нашем опен-колле — и нам начали присылать тексты. Так, в первый день мы получили один рассказ, во второй — 24, а сейчас мы получаем до 150 рассказов в день.
- Как привлечь читателей? Мы сделали ставку на удобство и дизайн: рассказы доступны бесплатно, не требуют регистрации и легко читаются в любом формате, и мобильном, и десктопном. И конечно, никакой рекламы — чистая литература.
Через несколько месяцев после запуска у нас уже была библиотека из сотен рассказов. Читатели приходили за свежей литературой, а авторы — за возможностью быть прочитанными.

Чтобы привлечь новую аудиторию, мы использовали нестандартные подходы:
- QR-коды с рассказами в неожиданных местах — в кафе, парикмахерских, городских библиотеках;
- книжные подборки и обсуждения — мы начали формировать тематические подборки рассказов, сопровождая их вопросами для обсуждения в книжных клубах;
- соцсети — делились рекомендациями, публиковали отрывки рассказов, придумывали различные окололитературные активности и вовлекали подписчиков в обсуждение.

Сейчас, спустя два года, на платформе уже более 1200 текстов от 400 авторов. Главный показатель успеха для нас — растущее число гостей: ежедневно нас читают около 2000 человек, а за всё время «Прочитано» посетили 375 тысяч читателей.
Как сделать проект устойчивым
С самого начала мы знали: если хотим, чтобы проект жил долго, он должен быть самоокупаемым. Так родилась идея выпускать печатный литературный сборник — дорогой, коллекционный, с дизайнерской версткой и эксклюзивными материалами. Он выходит дважды в год и ориентирован на ценителей качественной полиграфии и хорошей прозы.
Первый тираж — 999 экземпляров — разошёлся довольно быстро. Сборники продавались через магазины-партнёры и Ozon, часть мы подарили библиотекам. Сейчас в продаже остаются последние экземпляры, и допечатывать тираж мы не планируем.

Каждый выпуск — это не только рассказы, но и эссе, интервью, уникальные материалы. Второй том уже в работе, он будет посвящён вкусу жизни во всех его проявлениях.
Ценовая политика сборника соответствует его эксклюзивности. Это позволяет покрывать расходы на производство, рекламу, поддержку библиотеки и её дальнейшее развитие. Мы рассматриваем эту модель как симбиоз двух проектов: один — доступный и демократичный, другой — элитарный и прибыльный.
Мы дружим с компаниями, которым близка наша просветительская миссия, ценны идеи социально-ответственной направленности бизнеса. Вместе мы привлекаем внимание к важным вопросам: например, проводили акции с «Собиратором» и публиковали подборки рассказов об экологии, осознанности и рациональном потреблении. Мы открыты к любым коллаборациям и верим, что литература и чтение живут вокруг нас — и чем больше людей читает, тем лучше становится мир.
Советы тем, кто хочет запустить свой проект
В поисках новых идей и путей продвижения мы продолжаем учиться каждый день, но некоторые выводы и советы тем, кто только начинает свой путь, мы уже можем дать.
Превратить хобби в бизнес — реально. Главное — найти единомышленников.
Не бойтесь начинать работу в новой для себя сфере. Свежий взгляд — часто преимущество, а не недостаток. Я — архитектор, Саша — программист, и наши далёкие от издательского бизнеса знания позволяют принимать нестандартные решения.
Будьте гибкими и открытыми. Мы не планировали выпускать сборник, но это стало важной частью проекта. Каждый день нам дарит совершенно неожиданные идеи — нужно позволять себе меняться.
Создавайте сообщество. Люди — главный актив любого проекта. Дружелюбие и адекватность в общении творят чудеса.
Продумывайте монетизацию заранее. Даже если проект стартует как некоммерческий, в долгосрочной перспективе без финансовой устойчивости ему будет сложно выжить. Мы этого не сделали и через какое-то время денежный вопрос постучался в дверь: нам потребовалось время, чтобы найти модель, обеспечивающую самоокупаемость. Начинайте думать о возможных источниках дохода ещё на этапе концепции.
Не пренебрегайте маркетингом. Наверно, наша самая большая ошибка — отсутствие маркетингового плана. Классный продукт — это половина дела, другая половина — донести его классность до аудитории.
Не бойтесь экспериментов и ошибок. Первый шаг всегда сложен и страшен, особенно если вы действуете в новом поле. Важно не бояться пробовать и тестировать гипотезы. Честно и открыто говорите об этом с аудиторией: вот это получилось, а это — нет, попробуем иначе.
Мы начинали с любви к чтению и желанием поделиться этой любовью с другими.
Сегодня «Прочитано» — это больше, чем онлайн-библиотека и сборник рассказов. Это пространство для новых историй, свежих идей, вдохновения и бесконечных литературных вселенных. Мы рады, что наша идея находит отклик у тысяч читателей — и что тысячи рассказов будут прочитаны.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.