Не понимаете, почему конкуренты так быстро растут? Скорее всего, для принятия своих бизнес-решений они используют данные: о рынке, о потребителях, об эффективности своих продуктов и стратегий. Эти данные можете получить и вы — и гораздо быстрее конкурентов, если научитесь использовать нейросети.
Зачем бизнесу использовать нейросети для исследований
Маржинальная стоимость интеллекта на рынке стремится к нулю: стоимость производства полезных инсайтов разными «экспертами» и «специалистами» будет ниже с каждым годом. Уже не нужны джуны для многих задач, скоро станут не нужны мидлы. Специальные знания и опыт становятся дешевле.
Кроме того, доступ к данным ускоряется и упрощается. Сейчас, чтобы провести исследование аудитории, нужно составить план, бегать по рынку за респондентами, уговаривать пройти интервью или опрос, платить за их время, проводить интервью, обрабатывать данные и повторять все снова, когда нужны свежие данные. Этот процесс станет гораздо проще и дешевле, когда компании создадут себе синтетических респондентов, с которыми будут проводить опросы за считанные часы.
Все это значит, что исследования для бизнеса можно будет проводить очень быстро и дешево. Выиграют те, кто научится делать это раньше других. Мы предлагаем вам изучить несколько практических кейсов, которые помогут понять, как использовать нейросети для исследований в своем бизнесе уже сейчас.
Какую нейросеть выбрать
Короткий ответ: любую. Вот несколько нейросетей в порядке убывания популярности среди исследователей и предпринимателей.
- GPT: На данный момент самая популярная нейросеть, которую создает компания OpenAI. Продвинутая, часто выпускает новые релизы. Специализируется на генерации текста, создает связные и контекстуально уместные ответы на запросы пользователей. Умеет ходить в Bing для поиска и искать даже труднодоступную информацию на другом языке.
- Claude: Хорошо работает с текстами и с креативом, а также с задачами по программированию.
- DeepSeek: Модель, ориентированная на глубокий анализ данных и извлечение инсайтов из больших объемов информации. Бесплатна и доступна в России без VPN.
- Gemini от Google: Модель тесно связана с экосистемой Google и позволяет использовать его инструменты. Позволяет работать с большими файлами — например, книгами.
- Elicit: Нейросеть, встроенная в поиск по научным статьям. В них часто встречаются очень полезные числа и инсайты, которые недоступны в более поверхностных маркетинговых отчетах.
- Perplexity: Что-то среднее между GPT и Google. Помогает искать в интернете через промпты и дает краткое саммари. Хорошо справляется почти с любыми поисковыми задачами: поиск отчет в PDF, оценка рынка, подбор источников.
- Consensus: Использует ИИ для анализа мнений и данных, находит общие точки зрения и выводы на основе большого объема информации.
- GigaBrain: Нейросеть, анализирующая посты и комментарии на Reddit.
Выбор конкретной нейросети зависит от ваших предпочтений и возможностей — готовы ли вы пользоваться VPN для работы, есть ли у вас доступ к зарубежной карте для оплаты подписки. В качестве эксперимента вы можете загрузить в разные нейросети один и тот же промпт и выбрать результат, который устраивает вас больше.
Как добиться результата от любой нейросети
Стандартный опыт с нейросетями — пришла идея задачи, написал промпт, получил в ответ ерунду, поругал ИИ, закрыл и забыл. Тут обычно две причины: либо ваша задача в принципе не решается с помощью нейросетей, либо вы написали плохой промпт. Обе связаны с непониманием, как устроены нейросети.
Нейросеть — это гигантский граф, где содержится весь интернет, все слова и понятия, которые когда либо были написаны: от «Критики чистого разума» до ванильных цитат из пабликов в ВК.
Каждое слово в графе связано друг с другом. Близкие по смыслу слова стоят вместе. Рядом со словом «кошечка» обязательно будет «мяу-мяу». Умные слова — в одной группе, анекдоты про Штирлица — в другой.

Когда вы пишете промпт, вы пытаетесь попасть в нужную вам группу слов. Туда, где есть нужные вам «правильные слова». То есть все, что вы делаете — подсказываете модели (от англ. prompt — подсказывать), куда вам нужно попасть в этом графе.
Можете прочувствовать это на кейсе, когда нужно вспомнить название фильма или песни по описанию. «Мальчик» и «волшебник» стоят ближе всех к фильму «Гарри Поттер», по «козырному тузу» и «что-то про ветер» можно угадать «Владимирский централ».
По этой же причине полезно указывать фреймворк, когда вы ссылаетесь на конкретную модель или работу автора (JTBD Ульвика, спиральная динамика и тп.). Роль модели — такая же подсказка. Когда вы пишете: «отвечай как лауреат Нобелевской премии по литературе» модель понимает, что вы ищете «слова для умных» и подтягивает более образованную часть интернета.
Здесь же и подсказка, на каком языке общаться с моделью. Английский блок текста на порядок больше русскоязычного. Поэтому вопросы про корпоративное управление, выработку привычек, путешествия будут лучше получаться на английском. Но русскоязычная модель больше знает про Толстого и содержит много точных смыслов вокруг непереводимых слов. Если думаете, что в русскоязычном пространстве на вашу тему написано больше — пишите на русском.
Когда у вас не получается попасть в нужную группу слов, не советую делать вывод «ну и глупая железяка». Полезнее думать, что вы пока не умеете или вам не хочется до полуночи дорабатывать свой запрос. Промптинг — это скилл. Его можно и нужно улучшать.
Это эквивалентно делегированию. Вы максимально детально описываете, что хотите и отдаете задачу. Если написали недостаточно точно и подробно, то вас не поймут и принесут не то. Мозгу лень или некогда писать такое длинное ТЗ. Но каждый раз, когда вы продумываете свой запрос в деталях, вы не просто учитесь промптингу — вы учитесь делегировать. Что постепенно будет снижать бремя «думания» с ваших плеч. Все равно мы идем в мир, где стоимость интеллекта равна нулю.
Практические кейсы
В этом блоке перечислено десять кейсов, которые можно использовать, когда вы ищете и анализируете данные для бизнеса. Копируйте промпты прямо из текста и загружайте их в нейросеть.
Кейс №1. Загрузить файл и попросить выводы, гипотезы, идеи для продукта. О том, что нейросеть может проанализировать текст и выдать вам саммари, вы, наверное, уже знаете. Но с помощью специального промпта можно пойти дальше и меньше чем за минуту получить из любой книги или отчета информацию, которая будет полезна именно в вашей проблеме.
Промпт
CONTEXT: I'm creating a brand strategy for an audio app where people share short audio messages with their audience (like audio Twitter). I'm looking for a big cultural or user problem that people face. I want to use it for the core of my brand strategy.
INSTRUCTION: Analyze this report and provide some ideas for such a problem based on the actual report data.
FORMAT: For each idea provide the insight or statistics that was used to derive that. ИЛИ
CONTEXT: I'm doing research for a POS software vendor. So I need to understand the strategy focus of Turkish banks.
INSTRUCTION: I am particularly interested in specific strategies on development of acquiring products, developing loyalty programs for merchant customers, developing digital payment methods for physical customers and merchants. Search for these in the report and provide a summary.
FORMAT: List such mentions or tell if nothing about this topic was found in this annual report.
Кейс №2. Составить план исследования. Любой поиск данных, любое исследование стоит начинать с плана. Но что делать, если вы не погружены в тему и не знаете, с чего начать и где искать информацию? Попросите нейросеть вам помочь: она декомпозирует задачу, вы получите алгоритм исследования и поймете, какие этапы оно должно включать. Это может заменить консультацию исследователя и сэкономить вам время.
В промпте обязательно укажите цель исследования, что хотите сделать и для какого продукта: всю магию делает четкий контекст, который подсвечивает риски, которые вы не учли в своем плане.
Промпт
Действуй как мировой эксперт в области исследований для бизнеса.
Я собираюсь делать исследование для [цель и весь контекст исследования].
Описание продукта: [Подробное описание продукта со всеми важными деталями, УТП, целевыми сегментами].
Ключевые гипотезы и вопросы: [можно добавить гипотезы и исследовательские вопросы].
Что мне следует исследовать, чтобы достигнуть целей? На какие вопросы важно ответить и какую информацию найти?
Кейс №3. Декомпозировать задачи. Промпт универсальный для любого типа задач.
Промпт
Действуй как профессиональный консультант McKinsey / YCombinator / Stylus / Wunderman Thompson / LS:N Global trend forecaster. У тебя лучший в мире навык создания деревьев проблем и декомпозиции бизнес-задач.
Разложи задачу на компоненты подзадач так, чтобы они не пересекались, и если сложить все части, они составят целую задачу. Результат должен позволить увидеть, из каких частей состоит задача, и поработать над ними по очереди. Все группы должны быть MECE (mutually exclusive and collectively exhaustive)
Задача: [описание задачи] Используй метод декомпозиции — [описание ВАШЕГО метода декомпозиции, напр: целевая аудитория, группы пользователей. т.е. представьте задачу как набор различных непересекающихся целевых групп, которые в целом представляют всех возможных покупателей, и представьте декомпозицию задачи в виде списка этих групп].
Проверь себя так, чтобы декомпозиция была MECE (mutually exclusive and collectively exhaustive) — т.е. компоненты описывали всю область проблем и не пересекались между собой и были одного уровня. если найдешь ошибку, опиши ее.
Кейс №4. Найти информацию о зарубежных рынках. Что делать, если вам нужна труднодоступная информация о зарубежном рынке? У нас был такой кейс: к нам пришел клиент, который хотел открыть школу корейского языка во Вьетнаме. Никто из нас на вьетнамском не говорил, специфики рынка не знал. Поэтому мы обратились к нейросетям.
Промпт
[Ваш запрос] Search this question in Vietnamese.
Кейс №5. Оценить рынок. При оценке рынка, когда вам нужны показатели для сборки модели, о которых вы еще не догадываетесь, нейросети тоже хорошо отрабатывают. Важно: нельзя просто напрямую попросить GPT сделать оценку рынка — он может ее просто выдумать.
Промпт
Act as a world class expert in market estimation and market valuation.
I'm going to estimate the market size of potential products of [product description]. How can I estimate the market size for each of these products?
Suggest 3 methods for each market so I can crosscheck valuations.
Кейс №6. Составить вопросы для интервью (custdev). Нейросеть может предложить вопросы, о которых вы не подумали. Чтобы получить более глубокие ответы, попросите ИИ задать вам наводящие вопросы — так вы дадите больше контекста.
Промпт
Персона: ты — профессиональный продакт-менеджер.
Действие: придумать мне список вопросов для кастдева пользователей моего приложения.
Контекст: мобильное приложение для метеозависимых людей, область кастдева — функция для дневника самочувствия пользователей.
Цель: [что хотим достичь по итогу кастдева?]
Перед тем, как проводить интервью, профессиональные исследователи проверяют свои вопросы. Раньше для этого необходимо было найти респондента, но теперь — необязательно: прототипом респондента может стать нейросеть.
Опишите нейросети ее роль в соответствии с требованиями исследования. Тогда искусственный интеллект сможет дать ответы на необходимые вопросы.

Кейс №7. Предвидеть, что может пойти не так. Премортем — это метод планирования, который позволяет учесть возможные риски, связанные с идеей или продуктом. Ответ нейросети может дать вам много пищи для размышлений и уберечь от очевидных неприятностей.
Промпт
Действуй как профессиональный risk manager, цель которого — продумать все риски по реализации этой идеи. Напиши все причины, почему идея может не реализоваться — какие риски критические и какие надо отслеживать, почему идея может провалиться. Покажи неочевидные стороны идеи, которые нужно учесть в реализации.
Кейс №8. Провести SWOT-анализ. Это классический метод, примеров которого в интернете очень много, а значит нейросети умеют делать его очень хорошо.
Промпт
Персона: ты — профессиональный продакт-менеджер.
Действие: провести SWOT-анализ мобильного приложения.
Контекст: мобильное приложение для метеозависимых людей с прогнозами погоды, оповещениями и дневником самочувствия.
Формат: классическая SWOT-таблица.
Кейс №9. Подобрать ключевые слова. Предположим, вы анализируете спрос перед запуском продукта или изучаете неизвестный рынок. Но что делать, если вы не знаете специфических профессиональных терминов? Попросите нейросеть предложить вам идеи возможных ключевых слов — это буквально ее специализация, никто не сделает этого лучше, чем ИИ.
Промпт
CONTEXT: I'm researching a market for product in the HR and Edtech field which helps candidates to land their dream job and improve their career.
INSTRUCTIONS: Which keywords can I use to research this topic and find more open information about users and market?
Кейс №10. Сгенерировать формулы для Excel. Даже если вы никогда не дружили с Excel и не знаете ни одной сложной формулы, то теперь можете с легкостью их использовать. Просто напишите в свободном формате, что у вас за данные и что вы хотите с ними сделать. Видимо, нейросети обучались на форумах с вопросами про формулы, поэтому все работает.
Нейросеть может выдать формулу с синтаксическими ошибками, но может и самостоятельно их исправить — просто попросите, после пары итераций предложенная формула должна работать корректно.
Промпт
У меня в таблице около 1000 единиц информации, скопированной с сайта в один столбец. Мне нужно быстро достать все строки, которые идут следующей строкой после текста «Что можно улучшить?». Какую формулу я могу использовать, чтобы собрать рядом в один столбец все эти строки? Дай формулу для Excel.
ИЛИ
У меня в таблице выгрузка сообщений из Telegram. В них содержится ссылка на LinkedIn профили людей, которые я хочу достать. Какую формулу мне использовать, чтобы вырезать из сообщения ссылку и оставить только ее? Дай формулу для Google Sheets.
*признана в РФ экстремистской организацией
Промпты топ, иду тестировать