Маркетплейсы активно развивают технологии ИИ — например, используют возможности нейросетей в товарных рекомендациях. А селлеры с помощью ИИ могут заполнять карточки товаров и эффективно автоматизировать обратную связь.
В 2024 году YandexGPT помог создать описания товаров более 84 тыс селлеров Яндекс Маркета — сгенерировал текст для 5 млн карточек. Чтобы создать описание товара вручную, продавцу может потребоваться несколько часов, а ИИ генерирует такой текст за секунды — заметная экономия.
Собственную нейросеть для создания описаний товаров запустил и маркетплейс Wildberries. Технология учитывает правила площадки, умеет добавлять в текст ключевые слова и воспроизводит уникальный язык коммуникации бренда.
Выбирая сценарии применения ИИ, селлеру важно помнить: технология переживает период хайпа. С одной стороны, это время роста: можно одну за другой открывать новые возможности и превращать их в конкурентные преимущества. С другой, для такого периода характерен и чрезмерный оптимизм.
Иногда предприниматели попадают в ловушку популярности: инвестируют в решения, которые на самом деле не могут эффективно применить.
Как маркетплейсы и селлеры используют ИИ
С каждым годом на рынке появляется все больше инструментов на базе искусственного интеллекта.
LLM-технологии, или большие языковые модели, например, открывают практически неограниченные возможности для ведения диалога. Голосовые ассистенты и чат-боты успешно работают с поисковыми запросами, отвечают на вопросы покупателей, обрабатывают отзывы. В отличие от первых решений, которые могли двигаться только по заданному скрипту, помощники с ИИ оказываются более гибкими, могут работать с необычными запросами и решить больше ситуаций без помощи оператора.
Другой блок популярных решений помогает отслеживать события с последующим действием ИИ. Пример — брошенная корзина. Любая незавершенная покупка влияет на коэффициент потенциально упущенной выгоды — ключевой параметр, за который идет борьба в ритейле. ИИ распознает триггер и использует различные инструменты коммуникации с пользователем, мотивируя завершить покупку.
Наконец, алгоритмы на основе ИИ помогают обрабатывать огромные объемы данных. Поэтому технологии используют для анализа предпочтений и прогнозов поведения покупателя, создания рекомендаций, а также автоматизации процессов на всем пути — от посещения сайта до курьерской доставки.
Почему встроенный в маркетплейсы ИИ вызывает вопросы
ИИ успешно применяют крупнейшие мировые компании. Каждый второй товар на Amazon, к примеру, продается благодаря товарным рекомендациям, которые генерирует нейросеть. Однако на то, чтобы получить такой результат, потребовались годы.
Так, Amazon одними из первых ушли от сравнения покупателей к сопоставлению самих товаров и связей между приобретением различных позиций. То есть настроили алгоритм таким образом, чтобы он находил не пользователей с похожими предпочтениями, а корреляции одних товаров с другими.
Затем настройки дополнительно усложняли. Например, обучали алгоритм различать популярные и менее популярные товары. Без этого в рекомендации попадали бы только самые востребованные позиции, например, книжные бестселлеры. Кроме того, в рекомендациях учли разницу покупательской активности.
Представим двух покупателей. Один делает заказы каждую неделю, другой — раз в несколько месяцев. Так как первый пользователь, в целом, покупает больше, он и с большей вероятностью купит вместе с товаром А товар Б. Менее активный пользователь может не добавить к товару А товар Б — или приобрести товар Б гораздо позднее.
Чтобы такие различия не искажали понимание алгоритмом связи между товаром А и товаром Б, их нужно каким-то образом учитывать при обучении модели. Хотя ИИ открывает широкие возможности, чтобы применить его эффективно, по-прежнему нужно участие человека — инженера, который направит потенциал технологии в нужное русло.
Тот же принцип работает в случае с каждым конкретным селлером. К примеру, если маркетплейс открывает возможность работы с инструментами генерации текста, результат все равно зависит от конкретного продавца. Чтобы получить продающий текст, нужно научиться работать с языковой моделью: писать промт, использовать все доступные функции и тестировать результат, даже если готовы доверять ИИ на 100%.
Когда ИИ нужна помощь
Наиболее сложные для современных ИИ в e-com задачи — это персональные консультации и сравнение товаров. В случае с маркетплейсами и миллионами товарных наименований это особенно актуально.

Технически, генеративное модели неплохо справляются с такими запросами — скорее всего, результат будет соответствовать ожиданиям. Но покупателю, который сомневается в выборе, может не хватить эмоциональной составляющей, которую он найдет в живом персональном консультанте или операторе магазина. Поэтому на сегодняшний день лучший результат по-прежнему дает синергия ИИ и оператора контакт-центра.
Кроме того, необходимо следить за результатами работы ИИ. Если цифровой помощник консультирует клиентов, измеряйте индекс удовлетворенности — и при необходимости меняйте и развивайте коммуникацию. А если генерирует описания товаров, оценивайте эффективность полученных текстов — привлекают ли они покупателей, помогают ли поднять рейтинг товара, нет ли в них ошибок?
Если в работе ИИ есть ошибки и проблемы, совершенствуйте сценарии применения. Экспериментируйте с тональностью, ключевыми темами диалога. И внимательно опишите все случаи, в которых технология должна перевести диалог на оператора.
Рекомендации для селлеров, которые хотят использовать ИИ
Использование ИИ может значительно улучшить бизнес-процессы и повысить качество взаимодействия с клиентами. Чтобы интеграция нейросетей принесла максимальную пользу, важно подходить к этому процессу осознанно и стратегически.
- Определите цель интеграции ИИ. Если цель измеримая, выберите метрики для оценки результатов.
- Внимательно изучите аудиторию. Если хотите, чтобы ИИ «общался» с клиентами, важно определить, какой стиль коммуникации будет максимально комфортным. Записывайте разговоры и анализируйте, как говорят покупатели, какие фразы используют. ИИ, который придерживается похожего стиля ведения диалога, будет им ближе и понятнее.
- Интегрируйте ассистента с существующими системами. Чтобы ИИ работал эффективно, ему может потребоваться доступ к внутренним данным, например, CRM-системе.
- Тестируйте. Пробуйте ИИ в действии, оценивайте результат, исправляйте ошибки и придумывайте способы развивать технологию.
- Учитывайте обратную связь. Убедитесь, что клиентам нравится общаться с ассистентом. Собирайте обратную связь и находите в отзывах точки роста.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете эффективно внедрить ИИ в свой бизнес, а ещё повысить уровень сервиса и создать более персонализированный опыт для клиентов.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.