Грузинская кухня уже давно укрепила свои позиции на мировой гастрономической сцене: сочетание богатой истории и насыщенных вкусов делает её привлекательной для широкой аудитории. Для владельцев ресторанного бизнеса это открывает новые перспективы, включая возможность трансформации успешного заведения в сеть. В статье делимся пятью шагами, которые помогут успешно упаковать ресторан во франшизу.
Шаг 1. Разработайте концепцию
На самом первом этапе нужно решить, каким будет ваш ресторан: его стиль, атмосфера, блюда. Выберите фокус, который будет выделять ваше заведение. Скажем, это может быть ориентация на семейность и преемственность или наоборот — на современность и инновации. В первом случае вы будете радовать гостей традиционными лодочками или хинкали, во втором — удивлять новым прочтением грузинской классики.
Как только определитесь с концепцией, продумайте визуальную составляющую. Идентичность вашего ресторана должна прослеживаться везде: от интерьера до оформления меню.
Изучите рестораны-конкуренты в вашем регионе: так вы сможете понять, что привлекает клиентов, и выяснить, какие ниши на рынке свободны. Посмотрите на локацию, меню, интерьер, отзывы и др. Не лишним будет оценить и вдохновиться заведениями в других регионах, в т.ч. за рубежом.
Опыт Вай Мэ. В 2012 году мы с компанией отдыхали в Нью-Йорке и зашли в бургерную: там мы впервые увидели формат ожидания заказа с пейджером в руках — это было настолько необычно! А ещё еда отдавалась очень быстро, на подносах. Тогда мы и захотели сделать что-то подобное у нас. Все вокруг твердили, что этот формат не подходит для грузинского кафе, ведь страна ассоциировалась с задушевными песнями и «грузными» VIP-кабинетами — причём не только в России, но и в самой Грузии. Мы решили разрушить стереотипы и создали закусочную, где можно поесть хорошей грузинской еды: быстро, вкусно и современно.


Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Шаг 2. Учредите стандарты
Разработайте стандартные рецепты и процедуры, которые обеспечат стабильное качество независимо от локации. Это позволит франчайзи быстрее освоиться и уверенно начать работу. Проведите подробные встречи и предоставьте инструкции по контролю и соблюдению стандартов качества. Создайте чек-листы и список потенциальных вопросов и ответов.
Стандарты должны затрагивать не только кухню, но и общие организационные вопросы. Подключите партнёров ко всем IT-решениям, включая сайт, программы и колл-центр. Обеспечьте интеграцию с централизованной системой управления. Внедрите современные технологии, такие как системы управления заказами и инвентаризацией, для повышения эффективности работы и минимизации человеческого фактора.
Обучение персонала играет важную роль в поддержании стандартов бренда и передаче клиентам духа грузинской гостеприимности. Создайте учебные видео и интерактивные материалы. Если позволяют ресурсы, организуйте ознакомительные сессии, чтобы сотрудники лучше понимали культуру и традиции страны.
Опыт Вай Мэ. Наш главный актив — технологические карты. Долгое время грузинская кухня не поддавалась какой-то стандартизации. Мы же смогли собрать аутентичные рецепты и создать систему, которая сохраняет истинный грузинский дух, но при этом обеспечивает качество и лёгкую воспроизводимость. Мы хотели доказать, что грузинскую еду можно готовить так же, как и, скажем, итальянскую. Ещё мы создали подробные чек-листы и инструкции для всех сотрудников сети, активно используем мобильный аудит и видео-карты.
Шаг 3. Уладьте юридические вопросы
Определите структуру франчайзинговых платежей, включая стартовые инвестиции, паушальный взнос и роялти. Это даст вам и вашим партнёрам чёткое представление о возможных инвестициях и ожидаемой прибыльности.
Разработайте прозрачный бизнес-план с расчётами финансовых показателей. Проконсультируйтесь с экспертами для анализа рисков. Рассмотрите возможность совместных программ с местными банками для привлечения дополнительных инвестиций. Создайте франчайзинговый договор, который будет учитывать интересы обеих сторон. Учредите защиту интеллектуальной собственности для вашего бренда, чтобы сохранить уникальность и ценность вашего предложения.
Опыт Вай Мэ. Мы стремимся к максимальной прозрачности и гибкости и, например, не взимаем дополнительные сборы за маркетинг и не участвуем в процессе ремонта помещений. По опыту мы поняли, что это очень сильно помогает партнёрам избежать неожиданных расходов. Но в нашем договоре есть очень строгий пункт: мы требуем, чтобы франчайзи закупали продукты только у определённых поставщиков. Только так мы можем быть уверены в качестве сырья.
Шаг 4. Продумайте маркетинговую стратегию
Эффективное продвижение франшизы начинается с проведения детального исследования локальных рынков и разработки рекламных кампаний.
Взаимодействуйте с местными инфлюенсерами, чтобы создать «шум» вокруг открытия нового ресторана и повысить узнаваемость бренда. Следите за актуальными инфоповодами и используйте богатый культурный контекст Грузии. Организуйте тематические акции или мероприятия, связанные с национальными торжествами или историческими событиями. Так вы укрепите положительный имидж бренда и создадите стойкую эмоциональную связь с вашей аудиторией.
Опыт Вай Мэ. На грузинский День Матери мы выпекаем хачапури-лодочки в форме сердца. А как-то раз мы разыгрывали хинкали за сториз на грузинском с отметкой ресторана — так мы отметили День родного языка.

Шаг 5. Поддерживайте франчайзи
Эффективным решением станет назначение персонального менеджера, который сопровождает открытие точки на всех этапах и продолжает оказывать поддержку в дальнейшем. Создайте доверительные отношения: франчайзи должен видеть, что вы заинтересованы в развитии его точки. Вы же, в свою очередь, должны понимать, что работа партнёра влияет на репутацию всей сети ресторанов.
Консультируйте партнёров по выбору и оценке помещений, а также разработке дизайн-проектов, чтобы внешнее оформление соответствовало концепции бренда. Предоставьте материалы для эффективного поиска персонала, отправьте контакты поставщиков мебели, оборудования, продуктов и др. Не забудьте следить за успехами ваших партнёров. В этом помогут инструменты бизнес-аналитики (отчёты о продажах, KPI и др.) и обратная связь гостей.
Опыт Вай Мэ. Мы всей душой ратуем за гипотезы и их тестирование, ведь только так можно развиваться и расти. Мы разрешаем франчайзи предлагать собственные идеи и изменения, которые могут быть применены во всей сети. Во франшизном бизнесе очень важно быть открытым к диалогу и поддерживать платформу для общения и обмена опытом между франчайзи. Мы регулярно общаемся с коллегами, чтобы обсудить лучшие практики и, напротив, неудачные решения. Это самый удачный рабочий инструмент!
Грузинская кухня — симбиоз вкусной еды, гостеприимства и тепла. Франшиза открывает возможности не только для создания устойчивого бизнеса, но и для распространения этих ценностей. Главное здесь — выработать план и уверенно следовать ему.